Московской православной Духовной академии на днях исполнилось 325 лет. Первое в России высшее учебное заведение – Академия в Сергиевом Посаде была основана в 1685 году, и на сегодняшний день она является, пожалуй, самым авторитетным духовным учебным заведением в стране. С праздником Академию поздравил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. А в понедельник в стены Троице-Сергиевой Лавры приехал спикер Совета Федерации, лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов, чтобы лично пообщаться семинаристами и руководством знаменитого духовного учебного заведения. Причем, несмотря на специализацию будущих священнослужителей и иконописцев, разговор получился весьма острым: молодые семинаристы затрагивали социальные темы, вопросы образования и армейской реформы.
Впрочем, визит Сергея Миронова в Сергиев Посад как раз и начался с осмотра объекта, состояние которого вполне можно назвать "острым" социальным вопросом. Именно наличие и состояние подобного рода заведений обычно характеризуют любую страну. Речь идет о Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухонемых детей – это единственный подобный центр в стране, где преподаватели имеют уникальный опыт социализации детишек, от которых зачастую отказывается и общество, и даже собственные семьи.
Внешне детский дом может похвастаться неплохим ремонтом, просторными классами и уникальной, собственной системой реабилитации детей. Однако на деле все обстоит не так радужно – оказалось, что зарплата специалистов, которых не готовят российские ВУЗы, и которые сейчас на вес золота, составляет около 10 тысяч рублей. Но самая главная проблема заключается в том, что такой отдельной категории инвалидов как "слепоглухонемые" в нашей стране до сих пор нет. Соответственно, для этих людей не может быть законной отдельной программы реабилитации, а государство не учитывает потребностей, обусловленных спецификой их недуга.
Подобные уникальные программы создают исключительно в Сергиево-Посадском детском доме, с работой которого ознакомили Сергея Миронова. И, как он впоследствии сообщил на совещании в детском доме, по данным Министерства здравоохранения, подобного рода больных людей в России насчитывается не менее 4 тыс. человек, а, скорее всего, их намного больше – около 12 тысяч. Сергей Миронов пообещал передать Владимиру Путину письмо с просьбой выделить слепоглухонемых инвалидов в отдельную законодательную категорию.
Еще одна проблема слепоглухонемых детей – это их судьба после достижения совершеннолетия. Как правило, около 95% семей не готовы забрать своих детей после Детдома в семью – просто потому, что они не знают, как с ними обращаться.
Следующим пунктом посещения Сергеем Мироновым Сергиева Посада стала Троице-Сергиева Лавра. Председателю Совета Федерации провели экскурсию по уникальному музею Духовной академии, показали храм. А встречу с семинаристами Сергей Миронов начал с поздравления Академии с днем рождения и рассказа о том, какое место в государственном устройстве России занимает верхняя палата российского парламента. После этого Миронов предложил семинаристам задавать любые интересующие их вопросы. Поскольку встреча проходила в стенах учебного заведения, первый вопрос касался именно проблем образования. Семинарист Сергей спросил, какое видение у председателя Совета Федерации будущей системы образования в России, ведь, по словам учащегося, Миронов часто встречается со студентами и слышит их мнения. "Я могу лишь высказать свою личную точку зрения, а также сказать о том, что мне не нравится в нынешней системе образования", сказал Сергей Миронов. По его мнению, это, прежде всего то, что российские чиновники неправильно истолковали требования Булонского процесса. Ведь вступление в него означает порой лишь рекомендательные преобразования в сфере обучения. К "неудачному опыту" Миронов отнес в первую очередь ЕГЭ, бакалавриат и магистратуру. "Эта система стимулирует выпускников школ выбирать ВУЗ исходя из наличия бюджетных мест. На кого именно учиться – им зачастую все равно", – заметил Сергей Миронов. Он предложил ввести добровольную систему сдачи экзаменов в форме ЕГЭ: "Скажем, 50% выпускников по желанию могли бы сдать традиционные экзамены, а другим 50% надо оставить возможность участвовать в ЕГЭ".
На вопрос о том, как улучшить социальное положение в стране, Сергей Миронов заметил, что мало кто может упрекнуть правительство РФ в том, что оно не предпринимает в этом направлении никаких действий. Однако, заметил он, для того, чтобы решать этот вопрос, надо смотреть в корень проблемы. А это, в частности, переход к социализму в том виде, в котором его видит партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Среди других вопрос, которые задали Сергею Миронову – вопросы о реформе армии, которая пока не очень нравится студентам Академии, а также о работе электронного правительства и взаимоотношениях Церкви и государства.
Отвечая на последний вопрос, Сергей Миронов привел в пример ситуацию в своем родном городе Пушкин под Санкт-Петербургом. Он рассказал, что к нему обратились жители города с просьбой вмешаться в ситуацию с храмом преподобного Сергия Радонежского, который превратили в автослесарную мастерскую. "Из Пушкина мне поступают тревожные письма о том, что храм буквально осквернен: в самом храме располагается мастерская по ремонту автомобилей, а в алтаре – уборная и кафе", посетовал Миронов. Он пообещал приехать в город Пушкин специально для того, чтобы поднять вопрос о передаче строения храма Русской Православной Церкви. Кроме того, по словам Миронова, на месте воинских захоронений (у храма захоронены останки восьми героев Первой мировой войны), должен быть построен мемориал памяти.
В ходе дельнейшей беседы семинаристы подняли вопрос о необходимости нравственной оценки происходящего на телевидении – в ответ на это Сергей Миронов напомнил о своей инициативе по созданию Общественного Совета по телевидению. Спрашивали также о возможности введения в России ювенальной юстиции, по поводу которой Сергей Миронов сказал категорическое "нет". По его словам, если о специальном суде, который бы рассматривал дела несовершеннолетних, еще можно было бы говорить, то о вмешательстве государства в дела семьи, как это принято на Западе, "не может быть и речи".