О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Выступление Николая Левичева на форуме "Москва: время больших перемен"

05 октября 2010

 см. также ↓

5 октября в Центральном Думе Журналиста состоялся форум-дискуссия "Москва: время больших перемен", организованный московским отделением партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. В мероприятии принял участие председатель московского отделения, руководитель партийной фракции в Государственной Думе Николай Левичев, а также представители актива местных отделений, общественных организаций, творческих и научных кругов. Представляем вашему вниманию выступление Николая Левичева, открывшего дискуссию.

– Дорогие друзья, добрый день!

Прежде всего, хочу поблагодарить всех вас за то, что вы пришли на встречу. Я исхожу из того, что в этом зале, несмотря на свою занятость, несмотря на середину рабочего дня, собрались именно те неравнодушные люди, которым небезразлична судьба нашей горячо любимой столицы, нашей дорогой Москвы.

Сегодня сложилась уникальная ситуация, когда большие перемены еще не наступили, но сложились предпосылки для таких перемен. Общественность Москвы только поднимает свой голос, чтобы эти перемены были реализованы.

Повторю свои оценки, которые я давал в комментариях по поводу отрешения Юрия Михайловича от должности мэра Москвы. Я искренне считаю (хотя над этим кое-кто в блогосфере пытается посмеиваться), что в этом есть определенная заслуга, определенная победа гражданского общества. Объясняю, почему. На мой взгляд, именно поведение Юрия Михайловича Лужкова в последний год-полтора, которое выражалось в его неадекватной реакции на возмущенное общественное мнение (достаточно сказать о "Речнике", Кадашах, Химкинском лесе, пробке на Ленинградке), и привело к его отставке. В любой ситуации, когда общественность возвышала свой голос, Юрий Михайлович неадекватно на это реагировал, демонстрируя отрыв от реальности. Наверное, он до сих пор совершенно искренне не понимает, в чем он так провинился перед москвичами и перед российским народом – это видно в последнем его интервью.

Вчера в рамках "круглого стола" на тему "Москва после Лужкова: новая роль московской интеллигенции", который проводил институт "Справедливый мир", у меня состоялась встреча с московской интеллигенцией. Я хотел бы, чтобы у нас продолжился разговор о том, какой бы мы хотели видеть Москву, и что мешает воплощению этой нашей мечты. Кто бы ни пришел на место Юрия Михайловича и кто бы ни начал реализовывать в Москве перемены, я думаю, что теперь невозможно будет руководить Москвой, не прислушиваясь к общественному мнению.

Могу проинформировать вас, что сегодня утром в Московский городской суд было подано заявление, которое я подписал как руководитель московского городского отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, возглавлявший список избирательного объединения нашей партии на выборах в Московскую городскую Думу, об отмене решения Московской городской избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Московской городской Думы 5 созыва. Мы подобрали доказательную базу, представили ее суду. Мы приводим многочисленные факты злоупотребления Юрием Михайловичем Лужковым служебным положением и факты подкупа избирателей. На наш взгляд, этого должно быть достаточно для того, чтобы в правовом поле принять справедливое решение. Вот мы и проверим прозрачность, неподкупность и профессионализм московского городского суда в новых исторических условиях.

Вы знаете, что в течение всего года мы подавали многие десятки исков в районные суды, по кассации несколько заявлений дошло в Московский городской суд. Только на подходе сюда я по радио услышал такую шутку: "Московский городской суд доказал теорему Ферма". Такое московское правосудие не оставляло нам реальной надежды на отмену выборов в Московскую городскую Думу. Сейчас все правовые условия для этого есть, будем следить за реакцией Московского городского суда.

Теперь по поводу перемен. Все уже слышали, что вчера исполняющий обязанности мэра Владимир Иосифович Ресин публично признался, что только дурак учится на своих ошибках. Владимир Иосифович быстро выучился на ошибках Юрия Михайловича Лужкова и начал немедленно их исправлять. Хотелось бы только, чтобы передислокация памятника Петру I проходила за счет, как минимум, партии "Единая Россия", а еще лучше – за счет доходов семьи Юрия Михайловича Лужкова.

В публичной сфере у нас постоянно ставится вопрос, кто персонально заменит Юрия Михайловича. Но мы в своих выступлениях призываем воспользоваться этой ситуацией, чтобы пересмотреть всю систему властных отношений и неэффективности управления в городе Москве.

Ведь в Москве не решена проблема распределения функций и полномочий – ни по вертикали, ни по горизонтали. Точнее, она была давным-давно решена в пользу одного лица, а именно мэра Москвы, который был един в трех лицах – и главы субъекта федерации (аналога губернатора в других субъектах), и мэра, и премьера Правительства, что, с одной стороны, не запрещено, но и прямо не предписывается Уставом города Москвы.

Городская дума, особенно в ее нынешнем составе, превратилась в сателлита исполнительной власти, по сути штампуя и утверждая решения Правительства. Но надо сказать, что это произошло не только благодаря послушному большинству "лужковского списка" в городской Думе пятого созыва. Главное, что Устав города неоправданно ограничивает права Думы. Мэру дано право наложения вето в отношении принятых Думой законов города, а Дума не имеет права признать недействительными правовые акты городской администрации, располагая лишь правом направлять соответствующие исковые заявление в московские суды.

Сложившийся властный дисбаланс поддерживает неэффективная система управления. Она запутанная, сложная, многоуровневая, где разные уровни дублируют друг друга. Мэрия, префектуры, управы, муниципальные собрания, муниципалитеты – простому жителю Москвы невозможно разобраться, куда по какому вопросу он может обращаться. А если он и обращается, то его, как правило, отправляют по множественным инстанциям, при этом всегда ссылаясь на вышестоящие органы и мэрию.

Мы много уже говорили о том, что система местного самоуправления в Москве превратилась в фикцию. Москвичи, фактически, лишены права на местное самоуправления. За последние годы муниципальные депутаты были лишены права влиять на градостроительную деятельность в районе, права отправить даже депутатский запрос без одобрения большинством голосов в муниципальном собрании. Понятно, что это приводило к блокированию любых запросов нелояльных к местной власти депутатов.

Сегодня местный уровень, напомню, реализует лишь четыре хорошо и печально известные функции: 1) опека и попечительство; 2) комиссии по делам несовершеннолетних; 3) призыв; 4) спортивно-досуговая работа.

Мы разработали проект закона о местном самоуправлении в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге. 11 сентября на встрече с Президентом Дмитрием Медведевым передали ему этот документ, чтобы Правовое управление Администрации Президента ознакомилось с нашим проектом. Мы предлагаем создать в Москве двухуровневую систему управления, как и в большинстве мегаполисов, обладающих особым статусом столицы.

Мы не скрываем, что любой мегаполис, любая столица, более-менее известная в мире, управляется уникальным образом. Поэтому мы предлагаем подобрать такую схему управления Москвой, которая бы, с одной стороны, соответствовала историческим традициям, а с другой стороны, обеспечивала современный уровень управления и участия граждан в своей собственной жизни.

Мы предлагаем укрупнить субъекты местного самоуправления и передать им часть функций и полномочий, которые сегодня закреплены за мэрией и префектурами. Помимо всего прочего, это сократит количество чиновников регионального и местного уровней.

Неплохо бы, с нашей точки зрения, провести антикоррупционную экспертизу московского законодательства. Сегодня все законопроекты, которые поступают в Государственную Думу, проходят такую экспертизу. Мы считаем, что мониторинг московского законодательства по этому основанию сейчас как нельзя более актуален.

Теперь поговорим о том, что касается градостроительной политики и сохранения того облика Москвы, который дорог каждому истинному москвичу. Систематически и последовательно разрушается городское пространство Москвы. Я не буду подробно об этом говорить, потому что в зале находятся люди, которые более профессионально осветят эту тему.

Транспортный коллапс, повышение экологических рисков, точечная застройка, сокращение зеленых зон, уничтожение исторических памятников, недоступное жилье – все это проблемы, которые стояли и будут стоять на повестке дня.

И не надо строить иллюзий, что эти вопросы начнут решаться прямо со следующего дня после назначения нового мэра. У нас масса претензий к принятому Генплану, и мы пытаемся опротестовать процедуру его принятия в Московском городском суде. Этот Генплан якобы подразумевает развитие Москвы, но все понимают, что в существующих границах о развитии говорить не приходится. Этот Генплан не рассматривает объективные закономерности развития города. По мнению экспертов, он обеспечивает лишь быстрое изменение городского ландшафта и среды в ряде районов в ущерб исторической застройке. И не случайно, мне кажется, что в последний месяц-полтора, когда кресло под Юрием Михайловичем Лужковым зашаталось, начался активный снос тех домов, которые ожидали своей очереди, видимо, до окончания финансового кризиса.

Поэтому мы предлагаем разработать и принять стратегию развития Москвы и новый вариант актуализированного Генерального плана.

Мы поддерживаем предложения общественности объявить центр Москвы историко-культурным заповедником и передать его в федеральное управление.

Что касается развития транспортной системы Москвы, то это должно быть одним из главных разделов Генплана. Ведь Москва не единственный мегаполис, который борется с пробками. Но пока лишь Москва имеет пальму первенства по стоимости километра дорог, что тоже наводит на соответствующие размышления.

Необходима программа строительства автомобильных магистралей федерального значения, связывающих Москву и Московскую область. Может быть, есть смысл подумать об аналогах "большого Парижа" и "большого Лондона", даже Нью-Йоркской агломерации. Потому что всем понятно: рассматривать отдельно развитие Москвы и Московской области, особенно близлежащих районов, недальновидно.

Теперь что касается жилья. Не секрет, что сегодня ценность Москвы сводится к цене квадратного метра. И Москва сегодня – не среда обитания жителей, а полигон для извлечения прибылей строительными корпорациями. Несмотря на расползание пятна застройки, москвичам, в общем-то, ничего не достается, потому что коммерческое жилье доступно только тем, кто заработал деньги (может быть, не только в Москве, но и за ее пределами) и рассматривает покупку жилья в Москве как выгодное инвестиционное предложение.

Вчера уже прозвучало очень обоснованное предложение принять решение о выводе офисов за пределы исторического центра Москвы. Как предполагается, это автоматически разгрузит центр и в транспортном смысле, потому что офисы дают огромную дополнительную парковочную нагрузку на улицы центра города.

Мы считаем, что необходимо выполнить обязательства города по предоставлению социального жилья малоимущим и обеспечению жильем очередников льготных категорий, расширить объемы строительства социального жилья.

Конечно, необходимо следить за жестким соблюдением стандартов обременения при коммерческом строительстве (это строительство подземных парковок и инфраструктуры).

Качество власти должно оцениваться теми, кто под этой властью живет. Попросту говоря, эффективность системы управления должна определяется не чиновниками, а потребителями услуг, то есть жителями Москвы. На повестке дня – введение реального, а не фиктивного принципа "одного окна", расширение практики электронного документооборота, широкое использование Интернета для оперативного диалога населения с властью, в том числе обеспечения свободного доступа населения к сведениям о работе официальных лиц. Пока, как нам всем хорошо известно, это лишь благие пожелания, и очереди в БТИ сегодня – как и 30-40 лет назад.

А что касается Постановлений Правительства Москвы, то они самым загадочным образом с сайта регулярно исчезают, даже если там и появились. Есть и закрытые, секретные Постановления Правительства Москвы. По экспертным оценкам, около 200 таких постановлений ставят под угрозу большое количество исторических памятников, поскольку на сегодняшний день, выуживая эти действующие постановления, застройщик может крушить и ломать то, что, по мнению экспертов и общественности, следует беречь.

Важно сохранить все социальные гарантии москвичам. Последнее время звучат такие "пугалки", что с уходом Лужкова исчезнут "лужковские надбавки", "лужковские льготы". Могу сказать только одно. Если бы эти надбавки платились из бюджета семьи Юрия Михайловича, они могли бы называться лужковскими, или батуринскими. Но поскольку они платились из бюджета, по сути, они являются народными, или государственными. И я абсолютно убежден, что новое руководство Москвы, если оно будет честным и не будет заниматься "частно-государственным партнерством" в том фарсовом виде, в каком им занималась семья Юрия Михайловича Лужкова, то бюджетных средств в Москве будет достаточно, чтобы сохранить все эти льготы, а может быть, даже их преумножить. Мы настаиваем на том, чтобы были сохранены 10% оплаты коммунальных услуг и 50% скидки при оплате жилья для пенсионеров.

Мне бы хотелось, чтобы сегодня в устных выступлениях мы путем "мозговой атаки" подготовили те предложения, которые я как депутат Государственной Думы от Москвы официально представлю будущему руководству города. Спасибо за внимание.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International