Госдума рассмотрела законопроект № 215297-5 "О внесении изменений в статью 14 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ" (в части установления обязанности госкорпорации отвечать на депутатские запросы). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила Оксана Дмитриева:
Сегодня я была приятно удивлена выступлением Министра юстиции. И мне представляется, что мы, ну, вот впервые, может быть, услышали от министра комплексный, широкий, непредвзятый взгляд на свое хозяйство.
Мне бы хотелось, чтобы Министр юстиции с квалифицированным аппаратом, с квалифицированными людьми, которых он привлек к работе, также непредвзято обратился к такой юридической форме, как госкорпорация. Потому что Президент Российской Федерации, который тоже является достаточно квалифицированным юристом, обратил внимание на ущербность такой юридической формы, как государственная корпорация. Потому что эта форма "госкорпорация", она выпадает и из гражданского права, и из финансового государственного права, потому что это и не казенное предприятие, и не унитарное предприятие, и не в полной мере юридическое лицо, на которое распространяются в полном объеме гражданские правоотношения.
А что бывает с неким юридическим фантомом, юридической конструкцией, которая выпадает из законодательства? А значит все, что не делается все законно. Если закона нет, они что-то делают с государственными деньгами, то что бы они не делали все законно. Поэтому тут совершенно бесперспективно апеллировать к прокуратуре, потому что прокуратура нам ответит (я заранее знаю), что тут нет никаких мер и никаких оснований для прокурорского реагирования.
Еще раз повторю, что такое госкорпорация.
Это юридическое лицо, которое имеет государственные средства, государственное имущество, которому передаются бюджетные средства, но при этом распоряжаются вот этими государственными имущественно-бюджетными средствами как будто это частное предприятие.
Более того мы уже разбирали этот вопрос здесь подробно. Те бюджетные средства, как только они попадают в госкорпорацию, уже перестают быть бюджетными средствами и поэтому никакого контроля за этими средствами со стороны Счетной палаты нет и быть не может, потому что это уже не бюджетные средства, и как они там дальше распределяются, используются, Счетная палата уже это не контролирует. Она контролирует только одно: в законе написано 130 передать Роснано. Передали Роснано, все, это целевое использование средств, деньги у Роснано. Дальше свою работу Счетная палата заканчивает. И все, что дальше контролирует Счетная палата в госкорпорациях, это добрая воля Степашина и конкретных лиц, которые возглавляют ту или иную госкорпорацию.
Есть добрая воля Чемезова (Ростехнологии), заключили они договор со Степашиным, со Счетной палатой, и будет Счетная палата контролировать Ростехнологии. Нет доброй воли у Чубайса или у руководителя "Олимпстроя", нет возможности это контролировать законодательно. Поэтому никакого контроля не может быть.
Дальше. По зарплате. Мы совершенно правильно приняли предложение президента и декларируем свою зарплату, свои доходы, доходы наших родственников.
Более того, на госслужащих распространяются определенные ограничения. Плохо ли, хорошо ли, но не должно быть конфликта интересов, не должно быть связи с аффилированными лицами. Все служащие госкорпорации, работники, распоряжаясь государственной собственностью, не являются государственными служащими и не имеют никаких обременении, которые есть на государственных служащих.
Поэтому по линии аутсорсинга заключения контрактов с различными услугами по госкорпорации можно сажать зятя, свата, кума, жену, сына, брата, кого угодно, и заключать с ними договора на выполнение работ по завышенным ценам каким угодно. Поэтому нет никакого удивления, что у нас ничего, никаких работ в госкорпорациях по факту не выполнено.
Ну а по зарплате, есть некоторая информация отдельная по зарплате госкорпораций, так там чиновник средней руки, вернее не чиновник, а работник, менеджер средней руки, руководитель департамента, он получает больше, чем Президент Российской Федерации. Ну насколько это объясняется, что у них очень ответственная работа, то есть значит руководитель подотдела какой-то госкорпорации имеет большую ответственность, чем Президент Российской Федерации, поскольку это тоже же распоряжается государственным имуществом и государственными бюджетными средствами.
Поэтому то, что внес коллега Багаряков, это вообще самый первый подход к анализу того, что делается в госкорпорации, это самое безобидное, что можно было предложить для того, чтобы только получить хоть какую-то информацию по поводу того, что у нас происходит с госкорпорациями. А дальше, конечно, нужно полностью подключить и вот таких прогрессивных и квалифицированных министров, которых мы, наконец, увидели в правительстве для того, чтобы они посмотрели комплексно и непредвзято на эту проблему, потому что госкорпорация это то, что не укладывается ни в право и то, что уже понятно, по экономике не дало нам никаких результатов.
Здесь уже приводился пример Роснано. Роснано 130 миллиардов рублей были переданы несколько лет назад по бюджету в 2008 году, в конце. Что значит 130 миллиардов рублей? Это двухгодичное финансирование Российской академии наук за 2 года, больше. Что мы имеем за 2 года от Роснано, что? Много претензий к Российской академии наук, но там все-таки выдаются научные продукты финансирования более чем 400 институтов. Что сделало за 2 года, имея то же самое бюджетное финансирование, Роснано? Ничего. Поэтому толку экономического тоже никакого. С юридической точки зрения ущербная конструкция, с экономической точки зрения никакого результата.
Поэтому мы, безусловно, фракция, поддержим законопроект господина Багарякова, а дальше мы считаем, что нужно внимательно разбираться и с юридической, и с экономической, и с социальной стороны, и с коррупционной стороны с госкорпорациями. Спасибо.