Геннадий Гудков о планах законопроектной работы Госдумы в осеннюю сессию
см. также ↓На первом пленарном заседании осенней сессии Госдума приняла примерную программу законопроектной работы на осеннюю сессию 2010 года и календарь рассмотрения вопросов Госдумой с 7 по 24 сентября. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Геннадий Гудков:
Я позволил себе выйти на трибуну, чтобы поговорить о календаре и примерной программе работы нашей Государственной Думы только потому, что, казалось бы, технический вопрос действительно обретает некое политическое звучание.
21 мая я уже выступал с этой трибуны по поручению фракции именно по этому вопросу. И предъявляли мы серьезные претензии, потому что депутатские законопроекты, я сейчас говорю "депутатские", хотя, если мы возьмем, там значительная часть оппозиций, представленных в Думе, они лежат годами. Причем лежат иногда в первом чтении, несколько лет проходит, как они попадают во второе, или вообще не попадают. И этот вопрос действительно становится политическим, к сожалению, становится политическим.
Вот сказал Олег Викторович, что сейчас приоритетным стал ряд законопроектов ЛДПР. Олег Викторович, я просто приведу статистику, которую приводил 21 мая, она, к сожалению, не изменилась. У нашей фракции внесены и не рассмотрены со второго созыва нашими депутатами три законопроекта, с третьего созыва Государственной Думы 12, в четвертом 51, я уж не говорю о пятом созыве. О чем это говорит?
А теперь давайте посмотрим повестку наших заседаний ближайшей недели. Завтра у нас абсолютно пустой, с точки зрения содержания, день. Мы рассматриваем проходные вопросы и совершенно не думаем о том, что у нас накопились с вами пласты, законопроектной работы, которые мы не перерабатываем годами.
Теперь давайте проанализируем тот календарь примерной работы, который нам представлен в осеннюю сессиию. В основном законопроекты, внесенные: а) правительством; б) в 2010 году. Означает, что, к сожалению, уважаемые коллеги, и в этом есть вина в первую очередь правящей партии, что мы превратили нашу Государственную Думу в некое бесплатное или очень даже затратное приложение канцелярское к правительству, которое штампует те законы, которые спускаются правительством.
А где же те инициативы, которые годами лежат у нас здесь под сукном?
Почему они там лежат? Что, они не важные инициативы, они не имеют значения для нашего государства, для народа? Ничего подобного. Если мы проанализируем содержательную сторону этих законопроектов, они затрагивают и вопросы бюджета, и социальные вопросы.
Оксана Дмитриева вносила законопроект к 60-летию по ветеранам, я приводил этот уже пример. Мы уже 65 лет отметили, и до сих пор этого законопроекта в рассмотрении нет. Чего мы ждем? 70-летия? Или 75-летия? Тогда уже не нужно будет рассматривать этот закон. Закон о восстановлении льгот ветеранам военной службы, я вот не вижу Николая Дмитриевича Ковалева, вносился несколько раз, была корректировка с правительством, и так он и канул в лету. Ни позиции у нас с вами нет, ни ответственности перед ветеранами военной службы, так мы с вами не рассматриваем.
Я могу приводить массу примеров законопроектов, которые имеют серьезное значение для страны, для жизни, вот только что мы говорили сейчас о народных дружинах. Народные дружины могли бы помочь реально в пожарной ситуации. которая была этим летом. Их просто мы не можем сделать, потому что нет ни социальной защиты, ни правового статуса. И этот законопроект уже несколько лет внесен практически всеми депутатами Комитета по безопасности. Его нет в повестке дня. А чего мы ждем? Очередной засухи, или наводнения, или еще какой-нибудь чрезвычайной ситуации? Потом будем списывать на аномальные природные условия, на ошибки господа бога, но только не на свои собственные.
Закон "О статусе депутата..." мы внесли в начале этой Государственной Думы, просим изменить число помощников мы даже не рассматриваем. Комиссия наша антикоррупционная вне Регламента, хотя обратились в Совет Думы о введении в Регламент еще в начале работы и формирования этой комиссии. Для чего мы проводим экспертизу? Сами между собой тихо обсуждаем этот вопрос, который никуда потом не выходит. Вроде обсудили, вроде осудили за коррупционную составляющую законопроект, об этом узнали только те, кто присутствовал на заседании так называемой нашей антикоррупционной комиссии.
В то же время начинаем гнать все эти законы. Ну, вот сейчас Борис Вячеславович только сказал, что нужно принять качественный, доработанный, переработанный закон "О полиции..." (кстати говоря, он сокращение не очень хорошее получил), чтобы 1 января он уже заработал.
Борис Вячеславович, вы, как бывший министр внутренних дел, прекрасно понимаете сложность этого закона, огромное количество критических замечаний, в том числе из вашей фракции. И его просто к этому времени качественный и переработанный, доработанный принять невозможно. Торопиться мы будем опять. 20 лет ждали реформы, будем сейчас два месяца усиленно гнать чего-то. И непонятно, к чему мы придем.
Если мы, давайте опять рассмотрим вопрос. Вот, уважаемая "ЕДИНАЯ РОССИЯ", вы взяли на себя ответственность, практически сформировали все руководство комитета. Что у нас происходит? Значит, комитет не дорабатывает. Они не в состоянии проинвентаризировать, что у них там есть, почему законопроекты годами лежат, десятилетиями уже некоторые лежат в Государственной Думе без движения. Что же это за уважение к своим коллегам, к оппозиции, в конце концов? Мы всегда с вами говорим, что зрелость демократических институтов определяется отношением к оппозиции, ее возможностями в стране, возможностями иметь право голоса, возможностями влиять на принятие решения. Только что мои коллеги из КПРФ об этом говорили, что принимается решение однобоко и без консультаций. А потом мы начинаем пожинать плоды, как по Лесному кодексу, как по пожарам, и так далее, и тому подобное.
И потом, уважаемые коллеги, вот мы прочитали вчера письмо, которое, такой носит мягкий рекомендательный характер, но жестко уже администрируете письмо в отношении командировок депутатов в дни работы Государственной Думы, пленарных заседаний.
Уважаемые коллеги, простите, пожалуйста, а если наши законы здесь не рассматриваются, если мы здесь отсутствуем во всяком приоритетном порядке, если у нас здесь главный пример примерной работы, вот нашей работы, примеры-то, как прогнуться перед правительством, чтобы рассмотреть те законопроекты, на которых еще не высохли чернила, внесенные к ночи, к утру уже рассмотренные, то нам-то чего здесь делать? А вы говорите, чтобы мы сидели и никуда не ездили. Наши депутаты выезжают на форумы, выезжают к своим избирателям по чрезвычайной ситуации, их командировки до сих пор там зависли и до сих пор не подписываются.
Давайте мы уже будем честны до конца: если мы принимаем решение об уважительной причине, что это определяет не правящая партия, которая имеет распорядительные, право распорядительные подписи, а должна эти веши решать фракция. Фракция знает: уважительная причина у депутата или не уважительная, правильно он поехал или не правильно, чрезвычайная ситуация или не чрезвычайная, требуется его там присутствие или нет?
А если мы, таким образом, будем администрировать, нам главное, чтобы заполнить места, показать картинку, вот СМИ у нас, они там показывают с утра картинку, чтобы избиратели не волновались: Государственная Дума работает, все пришли на работу. Это ни к чему не пойдет.
Поэтому, к сожалению, уважаемые коллеги, вопрос календаря приобретает политическое значение. Вопрос Регламента является абсолютным свидетельством дискриминации оппозиции. Наша фракция неоднократно направляла предложение о проведении парламентских слушаний. Зависало все в комитетах, зависало на месяца, потом парламентские слушания не проводились. По Регламенту фракция Государственной Думы выше комитета это ключевой момент, ключевая структура Государственной Думы, ключевая структура, политическая структура общества. И тем не менее фракция не может ни "круглый стол" провести самостоятельно, ни парламентские слушания, она должна милостиво ждать разрешения комитета.
Поэтому давайте пересматривать такое отношение друг к другу. Это ни к чему хорошему не приведет. Да, на личном уровне, может быть, мы друг друга все очень хорошо уважаем и относимся, но когда дело доходит до межпартийных, межфракционных различий, здесь мы видим четкую дискриминацию оппозиции. Это недопустимо.
И я предлагаю вернуться и к пересмотру Регламента. Мы договаривались на регламентном комитете, что будет группа, которая будет определять роль фракций, совершенно не прописано в нынешнем Регламенте. Что такое третье чтение, когда переписывается законопроект до 90 процентов и до 100 процентов текста, дается 3 минуты на отражение позиции к третьему чтению. Это недопустимо.
Это было тогда, когда было много депутатов, и каждый был сам за себя. Сегодня формируются фракции, и во фракции формируется политическая позиция. И с учетом прохождения документов Думы, законопроекта, эта позиция может очень серьезно корректироваться. Мы умышленно затягиваем работу по расширению прав фракций. Потому что как только мы такие права получим, наша парламентская трибуна будет более убедительной. И, давайте, серьезно походить к этому вопросу.
Мы заявляем о том, что, просим, во-первых, просим учитывать все наши предложения в календаре. Мы предлагаем возобновить работу группы по Регламенту, изменению Регламента, потому что недопустим тот Регламент, который сегодня существует. И если вы нас услышите и готовы будете конструктивно с нами сотрудничать, ради бога, спасибо вам огромное. Но если это все останется так же, как и осталось после нашего выступления 21 мая, то есть без изменений, наверное, мы последующие все календари и планы примерной работы будем голосовать против, потому что примеры примерного плана, к сожалению, очень отрицательные. Спасибо большое.