В Москве состоялся II Международный форум по вопросам противодействия коррупции
11-12 марта 2010 г. в Москве состоялся II Международный форум по вопросам противодействия коррупции
Для участия в конференции были приглашены руководители иностранных и российских компаний, представители Организации экономического сотрудничества и развития, Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка, ведущие корпоративные юристы из Бельгии, Великобритании, Германии, Люксембурга, Польши, России, США, Франции, Швейцарии, представлявшие такие компании как Baker Hughes, BNP Paribas, BP, Cisco, Citibank, Covidien, Emerson, ExxonMobil, ITT, MTS, Siemens, SUEK, TNK-BP и многие другие. Совет на этом форуме представляли Сопредседатель Совета Стерлигов А.Н. и секретарь Совета Мисюра В.Ф.
Многие выступившие на конференции отмечали, что разговоров и жалоб о том, что коррупция, широко распространилась повсеместно, достаточно много. Пора действовать, а для этого необходимо сфокусировать внимание на выработке особых рыночных стандартов. Было подчеркнуто, что, только собравшись вместе для обсуждения того, каким конкретным образом можно защитить себя от незаконной деятельности, а каким нет, бизнес и может разработать эти стандарты.
В ходе конференции состоялось обсуждение конкретных способов решений проблем практической борьбы с коррупцией. Главным лейтмотивом мероприятия его организаторы определили важность осознания как российскими, так и иностранными компаниями коррупционно уязвимых участков деятельности в условиях действующей правоприменительной среды и необходимость оставаться в курсе всех глобальных антикоррупционных законодательных инициатив.
Кандидат юридических наук Алина Шурова Партнер московской юридической фирмы "Георгиев и Партнеры" отметила, что принятие Федерального закона "О противодействии коррупции" стало вынужденной мерой, поскольку коррупция в России становится в настоящее время реальной угрозой безопасности страны. Ежегодные потери от проявлений коррупции только в экономике России составляют более 20 млрд.долларов США. Огромные денежные средства государство теряет в результате искусственного банкротства, совершаемого путем махинаций. Только по одному из последних рассмотренных уголовных дел такие потери составили 66,2 млн. рублей. А если учесть, что ежегодно Генеральной прокуратурой возбуждается около тысячи аналогичных дел, то подобные потери возрастают кратно. А.Шурова разъяснила участникам форума новые положения российского законодательства о противодействии коррупции, показала распространение Закона "О противодействии коррупции" на Гражданский, Уголовный и Административные Кодексы РФ, отметила влияние новых правовых норм на деятельность отечественного бизнеса и иностранных компаний в России. Сравнивая положения действующего российского закона с антикоррупционным законодательством США, она отметила, что американское законодательство рассчитано и на его применение за пределами США, а сфера применения российского закона значительно уже.
Большой интерес вызвало выступление заместителя руководителя Управления по борьбе с мошенничеством, начальника Криминального Отдела Министерства Юстиции США Марка Ф. Мендельсона, который подчеркнул, что главная задача Управления – расследование и преследование тех сотрудников, которые уличены во взятках. В США принят закон о запрете подкупа зарубежных чиновников (FCPA) Foreign Corrupt Practice Act довольно жесткий документ. В соответствии с ним, частные лица, американские и международные компании, торгующие на Нью-Йоркской бирже, будут преследоваться законом не только за дачу взятки, но и за намерение дачи взятки или даже намек на нее. Все это является преступлением.
В 2009 г., в рамках Антикоррупционного Законодательства США (FCPA) было возбуждено более чем 6000 уголовных дел. Одновременно значительно расширилась правоприменительная деятельность, привлечение к судебной ответственности приняло глобальные масштабы, возросла международная кооперация в этих вопросах. Деятельность компаний США, иностранных компаний зарегистрированных на фондовых биржах США, а также всех дочерних предприятий этих компаний подвергается тщательной проверке особенно в странах высокого риска, таких как Россия и СНГ. Все это обуславливает высокую приоритетность процедур корпоративной этики
В 2009 году Управлением за взяточничество привлечено к ответственности 46 физических лиц. С 1 января 2010 года расследуются дела в отношении еще двух сотрудников. Один привлечен за дачу взяток при реализации программы ООН в Ираке, другой – специалист из Великобритании, работавший в Нигерии. В настоящее время за взяточничество возбуждены уголовные дела в отношении представителей нескольких зарубежных представительств. Чаще всего к ответственности привлекаются руководители крупных компаний и корпораций, а также третьи лица – посредники, консультанты фирм, работающие за границей.
С начала 2010 года рекордные штрафы за нарушение закона США о коррупции за рубежом заплатили две крупнейшие компании: британская компания производитель оружия BAE Systems ($400 млн) и немецкий автоконцерн Daimler AG ($185 млн). Последний в течение десяти лет подкупал чиновников 22 стран, в том числе и российских.
Обвинения в нарушении закона "О запрете подкупа должностных лиц за границей" (FCPA Foreign Corrupt Practice Act), выдвинутые против Daimler AG, стали результатом расследования, совместно проведенного американской Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEG) и министерством юстиции США. Расследование было начато в 2004 г. после того, как один из уволенных сотрудников автоконцерна сообщил правоохранительным органам о практике подкупа чиновников
Министерство юстиции США применяет некоторые методы, которые в России запрещены. Управление по борьбе с мошенничеством предъявило обвинение 22 человекам за нарушения в сфере производства оружия, которые пытались незаконно закупить оружие и военную технику "для защиты Президента" одной из африканских стран. В ходе расследования этого преступления было записано более 5500 телефонных звонков, более 800 часов аудио и видео записей. 230 встреч зафиксировано на пленку. К моменту ареста обвиняемых было выдано ордеров на обыски в 14 местах на территории США. Частью американского антикоррупционного законодательства является закон об отмывании незаконных доходов.
Исходя из информации, получаемой Управлением, в 2009 г. особое внимание было обращено на деятельность фармацевтического сектора, оборонных компаний и таможенным делам в России. В интересах повышения эффективности деятельности Управления, большое значение уделяется совершенствованию механизма международного сотрудничества на основе конвенции ООН. Для этого стараемся обеспечивать специализацию наших сотрудников, в частности по развивающимся странам, по определенным регионам, укрепляем индивидуальные контакты с партнерами в других странах мира.
Министерство юстиции США привлекает к ответственности не только ради штрафов и арестов, но и в целях предупреждения аналогичных проступков. Как правило, после завершения дела, некоторое время министерством осуществляется контроль за деятельностью компании, за тем, насколько полно она оздоровила свою деятельность. Такой мониторинг идет постоянно. Если компания не соблюдает требований по договоренности, то мы имеем право открыть уголовное дело, назначить штраф или принять другие меры. Но чаще, в рамках диалога с компанией, если нарушаются условия договора, назначаем дополнительный штраф.
Решающую роль в противодействии коррупции должны играть гражданское общество, частный сектор и практическая реализация программы соблюдения норм корпоративной этики FCPA комплайенс.
Существуют две важные цели проведения данной конференции – это, во-первых, извлечение уроков из опыта деятельности правоохранительных органов различных стран, а во-вторых, оценить эффективность мер, принимаемых для противодействия коррупции, подчеркнул в начале своего выступления представитель Лондонской фирмы Скадден, Арпс, Слэйт, Мигер & Флом LLP Гари Ди Бианко.
Он отметил, что в противодействии коррупции важное место отводится предупреждению неправомерных платежей, которые в России называют взятками. Подобные деяния имеют широкое распространение. В 2009 г. за попытку дачи взятки в 300 000 долларов США был арестован сотрудник одной из корейских фирм. В целом, за 2009-2010 гг. за подобные деяния уголовные дела были возбуждены на сумму 1,6 млрд. долларов. После принятия судебного решения в отношении компании, мы в течение трех лет осуществляем за ней юридический контроль. В Великобритании существует практика предъявления мер ответственности за непредотвращение дачи взятки.
В Российской Федерации тяжело доказать виновность за незаконные платежи. Нужно доказать, что взятка попала в руки госслужащего, а если она в оффшоре – это просто невозможно.
О выявлении схем взяточничества, проведении оценки рисков коррупции, определении уязвимых участков бизнеса детально говорили в своих выступлениях Марианна Клаусбергер сотрудник по Корпоративному Комплайенсу Германской химико-фармацевтической фирмы Merck KGaA, Сергей Мартынов Главный аудитор крупнейшего в России угольного объединения "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК), Мэрианн Айн – представитель немецкой юридической фирмы, Мэтью Мюррей Руководитель Центра по бизнес-этике и корпоративному управлению (США).
Выступившие отметили, что существуют сложные коррупционные схемы, используются различные формы сокрытия фактов дачи взятки. В отношениях с партнерами широко распространена коммерческая коррупция, особо проявляющаяся при получении лицензий, различных разрешений. Сферами, наиболее подверженными коммерческой коррупции, являются закупки оборудования и материалов, продажи имущества и готовой продукции, строительные работы. Спецификой России является более терпимое отношение к коррупции, особенно в низовом и среднем звене управленческих кадров компаний.
Индикаторами – "красными флажками" коррупционных проявлений, по мнению специалистов, являются срочность сделок, их безальтернативность, закупки через торговых представителей (особенно у зарубежных поставщиков), закупки строго определенных марок оборудования, привлечение на аукцион внешнего поставщика без конкурса.
Анализ проблем нелегальных платежей позволил сделать несколько выводов. Прежде всего, в Российской Федерации в основном преследуется коррупция со стороны госчиновников, а коммерческой коррупции внимания уделяется недостаточно. Во-вторых, в российском обществе отчетливо выделяется недостаток доверия между различными группами и субкультурами, в результате чего наблюдается такое большое количество неофициальной деятельности. Люди действуют исходя из имеющихся связей, а не закона или каких-то общепринятых принципов ведения бизнеса. Они полагаются и доверяют только тем, кого хорошо знают. Это затрудняет осуществление таких крупных и важных проектов, как, например, постройка дорог, больниц и школ. И незаконные платежи в таких условиях становятся симптомом, хотя в то же время они же являются и причиной такой системы отношений.
В связи с этим заслуживает внимания зарубежная практика обязательного информирования о проявлениях коррупции. Такие обязанности заложены либо в кодексе поведения сотрудников компаний и фирм, либо в должностных инструкциях.
Об опыте формирования антикоррупционного поведения сотрудников и предупреждении нарушения норм деловой этики рассказал юрист Брюссельского филиала транснациональной корпорации "Дженерал Электрик" Хендрик Буржуа, который отметил, что ключевым моментом успешного бизнеса являются лидерские качества, возглавление деятельности по противодействию коррупции непосредственно руководителями компаний и фирм.
Международная коррупция ущемляет не только интересы конкретной фирмы, но и общества в целом, так как обществу дорого обходятся последствия коррупции. К экономическим последствиям коррупции относятся высокие расходы на проведение мероприятий по расследованию случаев коррупции, нарушений определенных норм; расходы, связанные с реабилитацией репутации компаний; подрыв инвестиционных возможностей компаний; создание структурных диспропорций в деятельности компаний и т.п. Это вызывает необходимость формирования у каждого сотрудника позиции социальной ответственности.
Важное место отводится созданию в каждой компании здорового морально-психологического климата. Этому способствуют изучение людей, с которыми сотрудничает фирма, особенно тех, кто находится на руководящих должностях. Именно они создают условия для соблюдения деловой этики, которая вместе с корпоративной ответственностью ощутимо влияют на достижение конечных целей.
О проблемах адаптации комплайенс программ по антикоррупции в интересах снижения рисков ведения бизнеса в России и СНГ рассказали Президент международной юридической Ассоциации Трэйс Интернэшнл (Вашингтон) Александра A. Рэйдж, Главный юрист по Европе, Ближнему Востоку и Африке Международной Финансовой Группы Ковидиен SA (Люксембург) Микэланджело Ф. Стефани, Главный Координатор Комплайенс-программ международного концерна Siemens AG Mайкл Сунн.
Значительное внимание участниками конференции было обращено на обсуждение подходов к проведению расследований антикоррупционных дел в России и получению неформальных источников информации. Своими наблюдениями о практической реализации положений действующего федерального закона от 07.08.2001 г. № 115 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем", с участниками конференции поделились представитель Департамента Ситибанка по противодействию легализации денег полученных преступным путем Оксана Языкова, Директор управления систем внутреннего контроля крупнейшего оператора сотовой связи в России и странах СНГ ОАО "Моби́льные ТелеСисте́мы" (МТС) Ирина Черкасова, Партнер международной юридической фирмы Бейкер & Маккензи LLP (Вашингтон) Ричард Н. Дин. Существенно дополнила разговор о практических мерах по противодействию коррупции Партнер Адвокатского Бюро "Падва и Партнеры" (Москва) Элеонора Сергеева, рассказавшая о разоблачении скрытых структур собственности, о категориях государственных служащих в России, их возможном участии в контроле за бизнесом и мерах по предупреждению конфликта интересов.
Особый интерес вызвало у присутствующих выступление Директора Антикоррупционного центра "Транспэренси Интернэшнл" в России Елены Панфиловой, проанализировавшей опыт реализации российского законодательство по противодействию коррупции, в основе которого лежит Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливающий основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Но антикоррупционный план остается стратегическим, достаточно общим документом. При его создании, внесении и принятии не было достаточной публичности и общественного участия. По большому счету, общество и страну только информировали о том, что будет делаться, как это будет делаться и что идет процесс составления таких важных для людей, для страны законопроектов. Общественное обсуждение было сведено к минимуму. А ведь суть всех этих законопроектов и всей деятельности по противодействию коррупции затрагивает самые коренные интересы каждого российского гражданина.
300 млрд. долларов составляет ежегодный доход коррумпированной бюрократии. Это огромная сумма, это прибыльный бизнес на свете. Выгоднее, чем нефтяной бизнес, ведь нефть еще нужно добыть. Кто-нибудь добровольно откажется от этого? Есть конкретные люди, облаченные полномочиями, которым эта борьба не нужна, потому что им нужны эти деньги. И совсем не случайно иногда идет откровенный саботаж антикоррупционных документов. За этим стоят те, кому коррупция нужна, просто необходима.
Нередко говорят о российском менталитете, исторической предрасположенности к коррупции. Но ведь не Иван Грозный придумал рейдерство. Да и Петр-1 не вымогал деньги за подключение электроэнергии. Многие просто хотят получать "легкие деньги".
В.В. Путин в годы своего президентства издал Указ "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов". В последнее время против актов коррупции все активнее выступает общественность, что заставляет более активнее работать государственных деятелей.
Мы видели странные сделки между госструктурами и иностранными поставщиками. В последнее время немало сделано для того, чтобы уменьшалась "группа неприкасаемых" должностных лиц, обладающих "особым правовым статусом", который затрудняет их привлечение к ответственности.
Законы о противодействии коррупции в России есть, необходимо, чтобы то, что уже принято, заработало, потому что проблемы-то не в объеме и качестве законов как таковых, а в практике правоприменения. Необходимо обеспечить, чтобы хотя бы те нормы, которые уже существуют в законах, реально стали применяться на практике. А дополнительно надо, как минимум, принять комплекс законодательных актов для реализации того института, о котором говорится в законопроекте, который называется общественный контроль.
В итоговом документе Конференции отмечено, что за прошедшее время было многое сделано для совершенствования антикоррупционного законодательства в Российской Федерации, приведения его в соответствии с международными стандартами, выработанными международно-правовыми документами. На основе сравнения российских и зарубежных законодательных актов о взятках и коррупции обобщен отечественный и зарубежный опыт противодействия коррупции, определены основные факторы, негативно влияющие на эффективность принимаемых мер, обозначены антикоррупционные меры, затрагивающие деятельность иностранных и российских компаний, намечены реальные пути дальнейшего взаимодействия в интересах эффективного разрешения наиболее сложных и острых проблем противодействии коррупции.
Источник: Вестник Совета по противодействию коррупции Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ