О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

"Ахиллесова пята" коррупции

07 июля 2010

Страна задыхается от коррупции, захлебывается обвальным потоком коррупционных деяний, поразившим практически все сферы жизни общества – от государственной службы и правоохранительных органов, до здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы.

Говоря о причинах и последствиях этого явления, заместитель председателя Комитета по безопасности Госдумы РФ Геннадий Гудков отмечает, что "коррупция – это результат отсутствия демократических механизмов, подавления оппозиции, слабый парламент и зависимый суд. Десятки миллионов российских граждан вовлечены в коррупционную деятельность. Это серьезная беда, разрушающая государство.

Степень распространения коррупции уже давно вызывает серьезную тревогу в российском обществе, порождает у граждан недоверие к государственным институтам и к власти в целом, создает негативный имидж России на международной арене, ограничивает приток зарубежных инвестиций.

Коррупция становится реальной угрозой национальной безопасности, поскольку:

  • сводит на нет или тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования, само развитие Российского государства;

  • расширяет сектор теневой экономики, уменьшает налоговые поступления в бюджет, делает неэффективным использование бюджетных средств;

  • негативно влияет на имидж страны в глазах ее политических и экономических партнеров, ухудшает инвестиционный климат;

  • увеличивает имущественное неравенство граждан;

  • формирует в общественном сознании представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти;

  • является питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма;

  • приводит к деградации моральных ценностей общества, исконных национальных традиций и обычаев;

  • оказывает негативное воздействие на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества .

По результатам исследования "Индекс восприятия коррупции" (ИВК), проведенного международной общественной организацией Transparency International, Россия за 2009 год оказалась на 146 месте из 180 возможных .

Масштабы коррупции достигли потрясающих размеров. Об этом убедительно свидетельствуют данные об объемах коррупционного рынка (количество денег, затрачиваемых гражданами России на рынке коррупционных услуг за год).

"Ежегодный объем" коррупции составляет $400 млрд. Это было, правда, до кризиса, чуть больше в стране денег было, – уточнил Геннадий Гудков, выступая 14 декабря 2009 г на круглом столе "Противодействие коррупции" в Ростове-на-Дону. – Сегодня все эксперты исходят из цифры в $300 млрд. Это говорит о том, что бюджет, примерно сопоставимый с бюджетом Российской Федерации, растаскивается по карманам" .

В первую очередь опасность коррупции в России связана с действиями чиновников в ущерб национальным интересам. Коррупция стала основным источником дохода для определенной части руководителей федерального, регионального и муниципального уровней, представителей законодательных органов и политический партий, превратилась в главный побудительный мотив при принятии управленческих решений. Широкое распространение коррупции и ее системный характер привели к тому, что государственная и региональная политика зачастую прямо диктуется частными интересами лиц, находящихся непосредственно во власти,или способных напрямую влиять на принятие решений.

Только в первом полугодии 2009 г. органами прокуратуры выявлено почти 11 тыс. нарушений законодательства о государственной службе и свыше 50 тыс. – о муниципальной службе .

Особый интерес для коррупционеров и мошенников представляют огромные денежные ресурсы, поступающие из бюджетов всех уровней на реализацию национальных и региональных проектов. С целью их "освоения" придумываются различные схемы увода и распыления государственных средств.

В январе текущего года, к примеру, пресс-служба Главного управления МВД России по Южному федеральному округу сообщила, что сотрудники милиции совместно с оперативниками УФСБ России по Ростовской области выявили организованную преступную группу из шести человек, занимавшуюся хищениями и последующей легализацией денег, полученных преступным путем. По версии следствия, через ростовский филиал "Россельхозбанка" злоумышленники похитили 250 млн. рублей государственных средств, выделенных в рамках федеральной целевой программы "Развитие АПК".

По выявленным фактам возбуждено девять уголовных дел. Создателем и руководителем группировки следствие считает управляющего ростовским филиалом Связь-банка, бывшего директора ростовского филиала РСХБ Юрия Волохонского. По делу проходят десять фирм, которые учреждались за несколько месяцев до начала псевдокредитования. Действуя по заранее обговоренной схеме, подозреваемые специально создали несколько ООО, которым Ростовский филиал "Россельхозбанка" выдал крупные кредиты под залог несуществующей сельхозтехники и недвижимости. Затем похищенные деньги легализовывались в виде приобретения коттеджей, офисов и объектов бизнеса в разных частях России.

Всего же в 2009 году только на Юге России правоохранители "накрыли" три крупные межрегиональные организованные преступные группы, которые лишили госбюджет 1,5 млрд. рублей! К уголовной ответственности привлечено 26 членов таких ОПГ. В ростовском СИЗО уже давно ждут решения своей участи еще двое банкиров – бывший председатель совета директоров "Донактивбанка" Сергей Самохвалов, и бывший председатель правления того же банка Ирина Карманова, которые, по версии правоохранительных органов, вместе с коллегами из московского "Анталбанка", незаконно обналичили, конвертировали и вывели за границу более 20 миллиардов рублей!

Статистика коррупционных скандалов показывает, что наиболее подверженной им является муниципальная власть из-за сравнительной немногочисленности электората и значительности неконтролируемых финансовых потоков, вызванных передачей государственных полномочий на муниципальный уровень.

Значительное количество чиновников, привыкших к абсолютному произволу в расходовании средств, в использовании административного ресурса, не могут устоять перед соблазном использовать служебное положение в личных интересах. Характерными признаками коррупционной составляющей и вымогательства взятки со стороны таких "слуг народа" являются затягивание решения различных вопросов, проявления волокиты, неправомерные отказы в регистрации, отстаивание позиций конкурирующих организаций и т.п.

Широкое распространение получила такая форма коррупции, как взятки должностным лицам. Однако взятка не является единственным проявлением коррупции. Сюда можно относить и налоговые привилегии, и нецивилизованное лоббирование, и протекционизм, и незаконную коммерческую деятельность чиновников, и т.п. Причем, во многих случаях взяточничество становится системой, когда взятки принимают все, или практически все служащие определенной категории, делятся ими с вышестоящими руководителями.

Рассматривая коррупцию как социальное явление, следует учитывать, что коррупционные действия всегда имеют в своей основе конкретных субъектов профессиональной деятельности. Исследования, проведенные отечественными и зарубежными специалистами, свидетельствуют, что к числу наиболее "коррупциогенных" должностей относятся должности муниципальных служащих и работников органов местной власти, сотрудников налоговых и таможенных органов .

Основным оружием бюрократии, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь сама при этом без контроля, является закрытость, утаивание правды, монополия на информацию, что создает условия для бесконтрольности и безответственности чиновников перед обществом, для сокрытия фактов их противоправной деятельности.

В настоящее время коррупция в России превратилась в выгодный "бизнес" для определенной части работников государственных и муниципальных органов власти и становится вынужденным образом жизни для общества, в результате чего многие россияне заражаются "вирусом недоверия" к власти, к способности государства обуздать коррупцию.

Подчеркивая опасность этого явления, в Национальном плане противодействия коррупции прямо отмечено, что "коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации" .

Общество заинтересовано в сокращении коррупции, ограничении коррупционного беспредела чиновников всех уровней и рангов. Исходя из этого в последние два года принято немало конкретных мер для усиления борьбы с этим злом.

Только в первом полугодии 2009 г., как отметил Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка, выступая перед депутатами Государственной Думы, в стране зарегистрировано почти 30 тысяч преступлений, совершенных против государственной власти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления. Госслужащие зачастую незаконно участвуют в коммерческой деятельности, являются учредителями, владеют долями и пакетами акций, занимают оплачиваемые должности в хозяйствующих субъектах, что создает идеальную почву для коррупции. В первом полугодии текущего года прокурорами выявлено почти 11 тысяч нарушений законодательства о госслужбе и свыше 50 тысяч – о муниципальной службе.

Неединичны факты привлечения к уголовной ответственности представителей руководящего звена органов государственной власти местного самоуправления. По данным, приведенным Министром внутренних дел РФ Р. Нургалиевым, только за последнее время пресечена преступная деятельность исполняющего обязанности вице-премьера Республики Карелия, должностных лиц правительств Амурской, Новосибирской областей, председателя Ставропольской краевой законодательной Думы, заместителей губернаторов Орловской, Волгоградской и Курганской областей, глав и заместителей глав администраций муниципальных образований Республики Адыгея, Ставропольского края, Калининградской, Московской, Ростовской, Оренбургской областей .

Несмотря на принимаемые руководством страны меры, уровень коррупции в России остается высоким. Именно поэтому Президент и Правительство России ставят борьбу с коррупцией в число стратегических задач.

Президент РФ Дмитрий Медведев, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г., подчеркнул, что "за шесть месяцев текущего года рассмотрено свыше 4,5 тысячи дел коррупционной направленности, среди осужденных – 532 представителя органов госвласти и органов местного самоуправления, более 700 работников правоохранительных органов" . Только "посадками" проблему коррупции в России не решить, однако сажать надо, заявил Президент.

По словам главы государства, борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям – "от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной системы, до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла" .

С середины 2008 года, после принятия Национального плана противодействия коррупции, сделаны только первые шаги в его практической реализации, нарабатываются эффективные методы, способные урезонить коррупционеров. Безусловно, сажать взяточников нужно, и без сожаления. Однако изменить сложившуюся ситуацию только жесткими мерами уголовно-принудительного характера невозможно. Еще древние мудрецы утверждали, что человеком должен руководить не страх наказания, а страх стыда. Именно поэтому действенным способом победить коррупцию должны стать гласность и открытость информации, прозрачность в деятельности государственных служащих, отсутствие которых создает комфортные условия для процветания в стране коррупции и казнокрадства.

Закрытость деятельности государственного аппарата создает условия для бесконтрольности и безответственности государственных служащих и политиков перед обществом, для успешного сокрытия фактов коррупции. Самый действенный метод борьбы с коррупцией – это публичная огласка действий, которой более всего остерегаются коррумпированные чиновники. И если они будут знать, что каждый их незаконный шаг будет вынесен на суд общественности, они лишний раз подумают, прежде чем брать взятки.

Именно поэтому гласность и открытость становятся "ахиллесовой пятой" коррупции. Много лет назад, выступая на одном из судебных процессов, Известный русский юрист П.Александров заметил, что есть только одно средство дезинфекции от инфекционного вируса коррупции – гласность и свобода слова .

Как показывает мировая практика, наиболее эффективными инструментами антикоррупционных мер являются гласность, открытость и гражданский контроль. В тех странах, где люди имеют полноценную информацию о деятельности власти, нет коррупции, а государство соблюдает законы, то есть права и свободы человека, работает ответственно и эффективно на общее благо. Именно поэтому такие успешные страны, как Финляндия, Дания, Исландия, Новая Зеландия, где, по данным "Трансперенси Интернешнл", практически нет коррупции, занимают первые места по уровню свободы прессы в рейтингах международной организации журналистов "Репортеры без границ".

Информационная прозрачность модернизирует страну, создает условия для роста ее конкурентоспособности, укрепления государства, гражданского общества, а в конечном итоге, искоренения коррупции. К примеру, если, в Германии или в Соединенных Штатах Америки избиратели увидели бы, что на жену федерального министра, которая не работала ни дня в бизнесе, записаны огромные земельные участки, пароходы, самолеты, виллы и т.п., то такой чиновник в лучшем случае тут же вынужден был бы уйти с должности, в худшем – начали бы проверять источники его доходов и возбудили бы, в конце концов, уголовное дело. У нас пока ничего подобного нет, поэтому и эффективность борьбы с коррупцией гораздо ниже.

В апреле 2009 г. председатель общественного комитета народного контроля Дигорского района Республики Северная Осетия – Алания Г.П. Гамаев опубликовал в республиканской общественно-политической газете "Социалистическая Осетия" открытое письмо к Главе Республики Мамсурову Т.Д., Председателю Республиканского Парламента Хабицовой Л.Б., Председателю Правительства Республики Хлынцову Н., Прокурору Республики Штадлеру Г.В. о пресечении коррупционной деятельности со стороны главы районной управы Койбаева А.В.

В письме отмечено, что с марта 2008 г., когда была избрана новая администрация Дигорского района во главе с А.В.Койбаевым, начались финансовые нарушения, хищения, присвоение, нецелевое использование бюджетных средств. Автор приводит факты продажи муниципальной собственности по значительно заниженной стоимости. В июне 2008 г. во время проверки финансово-хозяйствен-ной деятельности администрации района "пропал" сейф Районной администрации с финансовыми документами, в связи с чем до настоящего времени не находят подтверждение пропажи миллионных бюджетных средств. Результаты проводящихся проверок финансово-хозяйственной деятельности администрации свидетельствуют о том, что они не будут доведены до конца, а виновные в очередной раз уйдут от ответственности.

Обеспокоенный таким положением дел, председатель общественного комитета народного контроля района публично обратился к высшим должностным лицам Республики за помощью в расследовании вскрытых фактов хищения, присвоения и нецелевого использования бюджетных средств; оказания содействия в погашении долгов перед малоимущими гражданами по компенсациям за коммунальные услуги; отстранении от занимаемых должностей глав администрации района Койбаева А.В. и города – Акоева С.Н.

В мае и октябре 2009 г. на главной площади районного центра состоялись многочисленные митинги, на которых собравшиеся требовали от властных структур защиты своих законных прав и интересов. Резолюции обоих состоявшихся митингов направлены первым лицам Республики. Люди надеялись, что их коллективное мнение будет услышано.

Однако, прошло полгода после этого обращения, но ситуация в районе ничуть не изменилась. Видя это, Г.П. Гамаев в этой же газете публикует большую статью "Зона бедствия", которую вновь завершил обращением к республиканской власти о том, что жители района ожидают от руководителей Республики не только ответа, но и решительных действий в отношении тех, кто довел район до такого состояния .

К сожалению, высокопоставленные чиновники проигнорировали и публикации, и резолюции народных сходов. Видя это, председатель общественного комитета народного контроля был вынужден "искать правду" в Москве, и обратился к депутатам Государственной Думы, надеясь что этот шаг позволит наконец-то сдвинуть дело с мертвой точки.

Анализ публикаций российских СМИ, к сожалению, свидетельствует, что обнародуются лишь редкие сведения о коррупционных действиях мелких служащих, сотрудников силовых структур или опальных губернаторов, в результате чего только создается видимость активной борьбы с коррупцией, а в общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан перед лицом власти и перед преступностью.

После подписания Президентом РФ 19 мая 2008 г. Указа № 815 "О мерах по противодействию коррупции", заметно усилилось внимание следственных органов к фактам коррупции. Если в 2008 году к ним поступило боле 49 тыс. таких сообщений, то за 9 месяцев 2009 г. – уже более 42 тыс., по которым возбуждено 12,4 тыс. уголовных дел, что составило 31,8% от общего числа обращений. Около 6,5 тыс. уголовных дел направлено в суды. К уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений привлечены 842 лица с особым правовым статусом, в том числе свыше 500 депутатов и выборных глав местного самоуправления, 15 депутатов региональных законодательных собраний, 19 судей, 33 прокурора, 86 адвокатов и более 100 следователей органов внутренних дел и наркоконтроля . Но многие ли из этих фактов стали достоянием общественности? Такое отношение к обнародованию фактов коррупции позволяет утверждать о недостаточном внимании к этой актуальной проблеме со стороны государства и СМИ.

Свободные и открытые средства массовой информации могут вносить более ощутимый вклад в противодействие коррупции. Для этого важнейшими направлениями их работы должны стать:

– информирование общества о реализации антикоррупционных программ в России и за рубежом;

– обнародование фактов коррупции и проведение их независимых расследований;

– информирование общественности о последствиях коррупции;

– придание максимальной гласности примеров наказания коррупционеров, неотвратимости ответственности коррумпированных чиновников за содеянное;

– пропаганда позитивного опыта тех, кто добросовестно исполняет свой долг, честно выполняет свои обязанности, служит государству и людям;

– обучение граждан навыкам антикоррупционного поведения, формирование новых норм гражданской морали, позиции непримиримости к коррупционным проявлениям, нетерпимости к мздоимству.

Эффективным способом борьбы с коррупцией должна стать открытость информации, обнародование сведений федеральными и региональными органами исполнительной власти об исполнении бюджета, о реализации целевых программ, об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и условиях их проведения.

Серьезной проблемой в настоящее время является тот факт, что в сознании большинства россиян коррупция становится обыденным явлением. В связи с этим существенно возрастает роль институтов гражданского общества. Поодиночке ни государство, ни отдельные общественные организации ничего не решат, и сделать не смогут. Нужны совместные усилия, общая идеология, направленная на решение данной проблемы.

Исходя из этого важнейшим направлением в реализации государственной антикоррупционной политики должно стать установление позитивного диалога между государством и обществом, практическое вовлечение гражданского общества в процесс борьбы с коррупцией. Реализуя Национальный план противодействия коррупции, государство должно привлекать к этому широкие общественные круги, консолидировать усилия всех ветвей власти, государственных и общественных институтов, политических партий, бизнеса, средств массовой информации.

В этой связи целесообразно обеспечивать повышение роли Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции за счет привлечения к участию в его работе представителей гражданского общества. Для чего при Совете могут быть созданы рабочие группы по конкретным вопросам с широким участием представителей общества, что не только обеспечит реальный комплексный подход и увеличит экспертный потенциал Совета, но и укрепит его легитимность в глазах широкой общественности.

В условиях высокой коррумпированности общества неизбежно возникает противостояние между представляющими государство чиновниками и гражданами. Уровень этого конфликта повышается за счет недостаточного контроля за деятельностью чиновников. В этой ситуации особенно важны эффективные контролирующие инструменты гражданского общества – общественный контроль, гласность и открытость, которые во многом могут предотвратить и сдержать коррупцию.

Во всем мире гражданское общество не просто существует в виде организаций, но этим организациям предоставлено право контроля. Если наши граждане будут иметь возможность контролировать власть, они не дадут чиновникам безнаказанно воровать. В советские времена существовали эффективные контролирующие инструменты гражданского общества. Взять, к примеру, систему "Народного контроля", в которую привлекали людей с повышенной рефлексией на недобросовестные поступки должностных лиц. Хотя эта организация была и бессильна сдерживать все акты коррупции, тем не менее, определенный государственный орган нравственного характера все же существовал, куда можно было обратиться с жалобой, где заслушивались отчеты руководителей, и осуществлялась общественная проверка их работы. Сегодня, когда уровень коррупции в стране достиг небывалой величины, такой общественный контроль практически отсутствует.

Могут возразить, что в Российской Федерации имеются институты, призванные контролировать государственные органы и должностных лиц. Действительно, такие органы созданы и функционируют, но все они постепенно перетекают под государственный контроль. Государство в лице чиновников хочет само себя контролировать.

Но разве разумно доверять контроль над чиновниками самим чиновникам? Государство обязано нести ответственность за тех чиновников и служащих, которым оно поручило осуществлять функции власти. Избавить Россию от коррупции способны общественный и гражданский контроль, который в сочетании с реальной ответственностью перед законом позволит предупредить и пресечь коррупцию в системе государственной службы и нейтрализовать ее негативные последствия.

Необходим парламентский контроль – контроль власти от имени народа, без которого невозможно справиться с воровством внутри самой власти. Проект такого закона, позволяющего парламенту стать эффективным органом, ответственным перед народом, подготовлен фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вместе с контролем прокурорским, судебным, наряду со свободными и независимыми СМИ, парламентский контроль позволит создать механизм жесткого и независимого общественного контроля, который во всех странах является ключевым для устранения коррупции внутри самой верхушки власти.

В нынешних условиях гласность, открытость и свобода слова реально могут стать действенным средством дезинфекции от инфекционного вируса коррупции.

Учитывая, что коррупция образуется при огромном сосредоточении власти и ее полной бесконтрольности, необходимо добиваться гласности и прозрачности в деятельности государственных служащих. В Национальном плане противодействия коррупции и в Федеральном законе "О противодействии коррупции" общественный контроль определен как превентивная мера по профилактике коррупции. Поэтому четкая система общественного и государственного контроля над работой бюрократического аппарата независимые средства массовой информации, должны становиться таким же сдерживающим фактором, как и неотвратимость наказания.

Источник: Вестник Совета по противодействию коррупции Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International