В Госдуме прошел правительственный час с участием директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктора Иванова. От фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступил Семен Багдасаров:
Уважаемые депутаты, мы часто говорим о необходимости проведения модернизации, инновациях различных в стране.
Но мы должны задуматься, а кто будет заниматься всем этим, если процесс тот, который сейчас идет, будет возрастать? Как известно, за последние десять лет в десять раз выросло количество наркоманов в Российской Федерации.
Насколько это опасная тенденция? Давайте представим, если сейчас у нас два с половиной миллиона человек, и через десять лет, а пока темпы, к сожалению, они есть такие, какие они есть, составят 25-30 миллионов человек при населении 125-130 миллионов человек. О какой модернизации, о каком развитии страны может идти речь?
В свое время бывший президент Соединенных Штатов Ричард Никсон, делая обращение к американскому народу в 1970 году заявил, что врагом номер один (это во время войны в Индокитае) для Соединенных Штатов являются наркотики, что это не что иное, как вторая гражданская война.
У нас, к сожалению, пока так вопрос не обостряется на самом высоком уровне. Кто у нас сейчас занимается борьбой с наркотиками? Единственная организация, при всем уважении к другим структурам, Федеральная служба по контролю за незаконным оборотом наркотиков.
Кто три-четыре года назад слышал об афганском опиуме и героине? Так кто-то, между прочим. Сейчас этот вопрос поставлен жестко, конкретно и мы видим, что, наконец, в обществе начинает приходить осознание.
В то же время значительная часть наших ведомств просто отстранилась сама от этой борьбы.
Ведь в тех же Соединенных Штатах активную роль в борьбе с наркотиком принимают вооруженные силы.
Вот недавно я вышел с инициативой о принятии изменений в закон об обороне, о применении Вооруженных Сил в борьбе с наркотрафиком, направил в правительство. Мне пришел более чем странный ответ. Ну, во-первых, почему-то в ФСКН не отправили, а вот в МЧС отправили, значит, головная организация Министерство обороны. Согласно этому два положения, первое, что Вооруженные Силы не обязаны, не должны вести борьбу с наркотрафиком. Вот с пиратством они должны вести. И второе, что для этого у нас есть ФСКН.
Но у нас, я хотел бы напомнить, данная структура была создана 10 лет назад, тогда, когда основной наш враг в Афганистане, опиумный мак, согласно докладу Организации Объединенных Наций был равен к нулю, а если в 2007 году он стал равен 8200 тонн, то во сколько же раз вырос этот поток? В 8200 раз, а структура осталась одна и та же. И мало того, плохо финансируемая по вине Минфина, да, мы слышали все эти цифры. О чем это говорит? Нам надо пересмотреть структуру борьбы и привлечь другие ведомства.
Мы часто говорим и это, вообще, мировая практика, что уничтожение наркотиков эффективно там, где они произрастают или на начале наркотрафика. Мы говорим, надо бороться в Афганистане. Но, к сожалению, в Афганистане мы не можем бороться. Прошлый раз Министр иностранных дел здесь, значит, когда выступал, значит, у него не было ничего сказать нам и аргументы по поводу того, что когда он сказал, значит, вот мы не можем хлопать дверьми, но перед нами хлопнули дверью. "Радуга-2" отвергнута в НАТО, в Брюсселе, американский генерал, уже бывший командующий, значит, в Афганистане, войсками США и НАТО Маккристел заявил, что уничтожаться посевы не будут.
Надо прямо признать, американцы никогда не пойдут на уничтожение наркопосевов, потому что поддержка вот этой ситуации это ни что иное, как одна из составных планов так называемой стратегической... значит, планов Обамы по Афганистану, это так называемая коррупционная составляющая. Если они ее уберут, все рухнет. Поэтому надо забыть о возможности влияния на Афганистан, если, конечно, мы не собираемся применить то, что я предлагал прошлый раз на "правительственном часе", когда был господин Лавров.
Теперь наркотрафик. Вот мы говорим, там столько-то лабораторий вдоль границ. Да никто никогда не считал, но все знают, что основные нарколаборатории расположены в афганской провинции Бадагшан и что там начинается трафик. И парадоксальная ситуация, мы могли бы на этом трафике работать, уничтожать.
Ведь что такое наркобизнес в Средней Азии, в Таджикистане и в Киргизии? Мало того, это звеньевая система, одно звено на территории Таджикистана, другое на территории Киргизии и есть промежутки, промежутки, где можно наносить удар. Парадокс состоит в том, что у нас в Таджикистане есть наша группировка войск, в Киргизии есть, но никто не ведет этой борьбы, а закон, о котором мы говорим, никто не хочет принимать.
Я предлагаю пригласить сюда министра иностранных дел, министра обороны, начальника Генерального штаба или министра финансов и поговорить об этом. Хватит делать вид, что мы вдруг на наших огромных просторах переловим всех наркодилеров. Если так будет продолжаться, то у нас скоро полстраны будет лечиться в лабораториях, а полстраны ловить наркодилеров.
Значит, естественно, мы должны в срочном порядке заняться проблемой размещения наших Вооруженных Сил на юге Кыргызстана. Пора радикально пересмотреть все, что мы говорим о борьбе с наркотиками и жестко привлекать к этой ответственности и наших руководителей. У меня создается иногда впечатление, что Генеральный штаб, Министерство обороны просто не в состоянии понять это. Там уже нет никаких специалистов, они представления не имеют о регионе в Центральной Азии, где расположены их войска, что они делают. Они там ничего не делают.