Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ провела круглый стол по законодательному обеспечению аудиторской деятельности
22 апреля в Госдуме прошел круглый стол "Законодательное обеспечение и правоприменительная практика в сфере саморегулирования аудиторской деятельности", организованный фракцией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и НП "Аудиторская палата России".
27 января в Думу внесен законопроект "О внесении изменения в статью 5 ФЗ "Об аудиторской деятельности", который предусматривает восьмикратное повышение критериев обязательного аудита с 50 до 400 миллионов рублей по выручке. Такая поправка в законе выводит за рамки требований проведения аудита весь малый бизнес России, лишает пользователей возможности получения достоверной информации о финансовой ситуации в этом секторе экономики. Законопроект противоречит международным соглашениям, в которых участвует Россия, в отношении применения стандартов бухгалтерского учета и усиления роли аудита в частном секторе. Кроме того, возможные негативные последствия подобного нововведения могут нанести ощутимый вред процессу становления и развития института российского аудита.
Вместе с тем не вызывает сомнения, что изменение уровня потребительских цен и инфляция являются основанием пересмотра критериев проведения обязательного аудита, при котором должна учитываться динамика изменения индекса потребительских цен и выводиться за рамки требований о проведении обязательного аудита те организации, которые определены в действующем законодательстве.
В работе круглого стола приняли участие депутаты Госдумы, представители Счетной палаты, Торгово-Промышленной Палаты, Минэкономразвития, Минфина, Аудиторской палаты России, Института Профессиональных Аудиторов, Московской аудиторской палаты, Гильдии аудиторов Региональных ИПБ, Российской коллегии аудиторов, Аудиторской Ассоциации "Содружество", Профсоюза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.
Выступая на круглом столе, начальник Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина Леонид Шнейдман отметил, что цель данного законопроекта пересмотр пороговые финансовые показатели, по которым определяется необходимость проведения обязательного аудита. Нынешние величины пороговых значений действуют с 2002 года. С тех пор произошли серьезные изменения в экономике, поэтому, как считает Шнейдман, необходимость пересмотра тех финансовых показателей очевидна. По его мнению, требуется внимательно рассмотреть те величины, те пороговые значения, которые имеют место в законопроекте, а затем определить насколько они отражают реальность.
"Если говорить о показателе выручки, то можно было бы согласиться с той величиной, о которой говорят авторы законопроекта, но то, что касается величины активов баланса это величина до некоторой степени завышена. Важно, чтобы с повышением пороговых значений, для аудита не были потеряны те организации, которые являются общественно-значимыми, то есть те, в финансовых показателях деятельности которых заинтересованы широкие круги пользователей" заявил Леонид Шнейдман. В частности, он упомянул рынок ценных бумаг, где не имеет значение, какова величина выручки, активов, так как выходя на такой рынок, необходимо подтверждать достоверность той информации, которая выводится на финансовый рынок.
Также выступающий отметил, что, принимая решения о том, какие организации должны подлежать обязательному аудиту, нужно понимать, что финансовый аудит проводится не для государства, а для определенной категории пользователей. Необходима потребность в результатах аудиторского труда. Леонид Шнейдман сообщил участникам круглого стола, что по данному законопроекту Правительство РФ готовит отзыв, в котором концептуально поддерживает его идею.
Свое мнение выразил также один из участников рабочей группы, которая готовила предложения по доработке закона "Об аудиторской деятельности", представитель Аудиторской палаты России Дмитрий Желтяков: "По моему глубокому убеждению, существует серьезная проблема, связанная с тем, что государство на сегодняшний день не пользуется результатами аудита и не стремится их узнать. Это подтверждает порядок выбора аудитора в соответствии с 722 постановлением (сентябрь 2009 года). Фактически аудитор выбирается на конкурсной основе по двум основным критериям это цена и, как правило, сроки предоставления подобных услуг. Профессионализм же аудитора значения не имеет. Государство, оплачивая услуги аудита, не интересуется его результатами. Таким образом, в закон необходимо вносить дополнительные изменения" заявил Дмитрий Желтяков.
Первый заместитель руководителя фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Оксана Дмитриева в своем выступлении акцентировала внимание на проблеме, связанной с финансовым аудитом градообразующих предприятий, поскольку выручка таких предприятий часто составляет меньше 400 миллионов рублей. "Настораживает и то, что из-под обязательного аудита уйдут предприятия жилищно-коммунальной сферы. Так же беспокоит ситуация, касающаяся инвестиционных фондов они безусловно должны подлежать аудиту" отметила депутат.
"Для того, чтобы данный законопроект действовал, он должен быть экономически обоснован, политически выгоден и способствовать развитию общества. Если этого добиться путем разумных предложений, корректировок, которые можно было бы внести на этой стадии, будет достигнут значительный вклад в развитие и аудиторский профессии, и бизнеса, и общества в целом, отметила президент Совета Аудиторской палаты России Алла Грязнова.
По итогам круглого стола разработаны рекомендации по внесению изменений в законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность.