О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Центрального советаИсполнительный Секретарь Президиума ЦС - Руководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Политическая модернизация: курс на новое общество

Николай Левичев, 04 декабря 2009

 см. также ↓

В начале нового тысячелетия страна столкнулась с беспрецедентными вызовами. Колоссальный разрыв между богатыми и бедными, социальное неравенство и незащищенность, "демографическая яма" и структурные проблемы экономики – вот безрадостные характеристики сегодняшней российской действительности. Нынешние тенденции развития заставляют глубоко задуматься о том, где и в каком состоянии Россия будет­через 10, 20, 30 лет. Если ничего радикально не изменится, мы рискуем навсегда остаться на обочине постиндустриального мира, окончательно оформившись в качестве сырьевого придатка Запада.

Сегодня представители партий и гражданского общества предлагают массу возможных вариантов решения стоящих перед страной и обществом задач. Даже сами политические элиты говорят много правильных и важных слов о переходе к инновационной экономике, реформировании и развитии социальной сферы и т.д. Политическая воля, таким образом, имеется. Однако на практике изменений либо вообще не происходит, либо они идут слишком медленно. Ответ на вопрос, почему дело обстоит именно так, кажется очевидным. Достижение стратегических целей развития общества и государства возможно только при наличии эффективной демократической политической системы, которая способна отвечать всем вызовам современности.

Можно ли назвать нынешнюю политическую систему эффективной и в полной мере демократичной? К сожалению, говорить об этом не приходится. Повсеместное доминирование одной партии во всех сферах общественной жизни (феномен "новой КПСС") привело к тому, что представители этой партии стали считать себя владельцами монополии не только на власть, но и на истину. Любые предложения оппозиции отвергаются с ходу, даже не рассматриваясь: "политическая дедовщина" ощущается даже на самом высшем уровне – в Государственной Думе. Как результат – отчуждение народа от власти, колоссальный рост инертности, политической апатии населения. Очень распространенной становится позиция, что "там, наверху, все решат за нас и без нас". Думается, что это очень тревожный симптом.

Впрочем, приходится констатировать, что на нынешнем этапе развития нашей политической системы практически не существует действующих механизмов, которые бы позволяли партиям и гражданскому обществу влиять на выработку оптимальных государственных решений.

Сегодняшние институты не позволяют населению активно участвовать в политической жизни. А значит, эти институты необходимо реформировать. Если коренным образом не менять характеристики системы, наше общество обречено на стагнацию, а страна – на продолжающееся отставание от западного мира.

Убежден, России, как воздух, необходима политическая модернизация, обновление, большая перемена, перевод на инновационные рельсы всей политической системы, формирование и распространение политической культуры, современных и эффективных институтов, методов и практик, способных обеспечивать своевременное и адекватное реагирование системы на меняющиеся с молниеносной скоростью параметры современной жизни. Конечная цель политической модернизации – сформировать новый тип взаимодействия общества и власти, добиться того, чтобы население могло реально влиять на управленческие решения на всех уровнях власти. Программная цель нашей партии – снять жесткие барьеры между государством и обществом, обеспечить тесное сотрудничество власти и населения. Для этого и необходима модернизация соответствующих социальных и политических механизмов и институтов.

Руководство страны делает много шагов в правильном направлении. Мы хорошо помним, что в своем первом Послании Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Медведев сделал особый акцент на дальнейшей демократизации политической жизни в нашей стране. За год многие тезисы реализованы. В частности, приняты инициированные Президентом законы о выделении партиям, набравшим 5–7 процентов голосов на выборах в Государственную Думу, депутатских мандатов, о гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными теле– и радиокомпаниями, о снижении возраста пассивного избирательного права (теперь любой россиянин, достигший 18 лет, сможет не только избирать, но и быть избранным в представительный орган на муниципальном уровне).

Много важных тем мы услышали и во втором Послании главы государства. Мне бы хотелось отметить инициативы, касающиеся гарантий оппозиционной деятельности. В частности, Дмитрий Медведев высказался за то, чтобы все партии, представленные в региональных парламентах, получали возможность формировать собственные фракции (с аналогичным предложением, кстати, давно выступала партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ). Президент также выразил намерение распространить практику, согласно которой набравшие 5–7 процентов голосов на выборах в Государственную Думу партии получают депутатские мандаты в региональные законодательные собрания. Важно и то, что Президент предложил проанализировать практику использования открепительных удостоверений, а также принять необходимые меры для предотвращения незаконных манипуляций с ними.

Не случайно большинство политических инициатив Дмитрия Медведева касается законодательной власти. В политологии распространена точка зрения, что важнейшим показателем продвижения страны по пути политической модернизации является роль и место в структуре политических институтов именно законодательной власти. Это обусловлено тем, что в развитом демократическом государстве парламент представляет интересы всех групп населения, которые через этот институт получают возможность влиять на принятие решений. Поэтому мне кажется, что Президент РФ предложил обществу абсолютно верные ориентиры. Когда его предложения будут оформлены в форму законопроектов, фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе поддержит их. Однако мне хочется заметить, что политическая модернизация должна идти не только сверху, но и снизу. И ведущая роль здесь принадлежит партиям как главным субъектам политической жизни.

Если говорить о партиях, то современное цивилизованное государство без них существовать не может – ни одной "беспартийной демократии" в мире нет. Чтобы мы могли назвать систему модернизированной, обновляться должны и сами партии. В первую очередь российским партиям, как мне кажется, необходимо отказаться от прежних методов политической борьбы. У кого-то они заключались в беспардонном использовании административного ресурса, у кого-то – в популизме и эпатаже. Представляется, что культура политической борьбы у нас пока крайне низка. Одна из главных причин этого – нечеткость и размытость идеологий большинства партий. Без "идеологического багажа" претензия той или иной партии на власть неизбежно сводится к банальной пиар-кампании. Поэтому партиям необходимо прорабатывать собственную идеологическую базу. И, конечно, совместными усилиями создавать новую политическую культуру.

Важная роль в политической модернизации принадлежит также гражданскому обществу и таким его структурам, как общественные организации и профсоюзы. Демократизация политической жизни должна подпитываться соответствующим уровнем гражданского общества. Организовавшись, люди смогут отстаивать свои интересы гораздо эффективней. Мы считаем, что именно так называемый "третий сектор" наиболее активно инициирует социальное партнерство, формирует условия для движения общества по пути справедливости, солидарности и свободы. Общественные организации – это гибкая и оперативная сила, которая представляет общественные интересы, учит людей отвечать за собственную жизнь и жизнь других людей. В этой связи отмечу ряд инициатив Президента РФ, благодаря которым упростился порядок регистрации и отчетности некоммерческих организаций, а также внести предложение – для развития институтов гражданского общества внедрить инновационный способ финансирования этих институтов, предусматривающий право налогоплательщика дать налоговым органам поручение перечислять процент своего уплаченного подоходного налога определенной некоммерческой организации.

Наконец, политическая модернизация невозможна без стимулирования гражданского участия конкретного человека. Каждый россиянин должен что-то поменять в себе, избавиться от привычек, мифов и стереотипов, стать более активным и деятельным. Мы не построим новую политическую реальность с "вертикалью потухших глаз". Общество и политическая система нуждаются в реформе, которая начиналась бы с каждого. Активность людей должна проявляться и в общественных организациях, и на местном уровне. Кстати, местное самоуправление – еще одна важная тема, которую необходимо затронуть в контексте политической модернизации. На местном уровне по-прежнему нет ни достаточных ресурсов, ни реальных властных полномочий. Наша партия сейчас предметно занимается этой темой. В частности, мы готовим законопроект "О местном самоуправлении в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге", который способен изменить ситуацию хотя бы в двух российских столицах.

Источник: Парламентская газета

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции «СР» в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2022