Позиция фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по законопроекту об отмене единого социального налога
Позиция фракции по проекту федерального закона № 195768-5 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования"
1. Усложнение администрирования и увеличение числа контролирующих органов.
В проекте предлагается полностью изменить механизм уплаты единого социального налога, который теперь называется страховыми взносами в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд медицинского страхования. Следовательно, вместо ФНС, каждый фонд будет сам собирать свои страховые взносы.
Для предпринимателей – это будет существенное усложнение администрирования. Попытка сократить контролирующие органы специальным законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" будет нейтрализована увеличением количества контролирующих органов.
В настоящее время администрированием уплаты единого социального налога занимаются налоговые органы. Органы ПФ РФ занимаются персонифицированным учетом, органы ФСС РФ проверяют правильность назначения и выплаты пособий за счет средств ФСС РФ. Таким образом, в любом случае каждого налогоплательщика имеют возможность проверить и налоговые органы, и ФСС РФ, и ПФ РФ. Однако в настоящее время проверки, проводимые, например ФСС РФ не столь болезненны, как налоговые.
В настоящее время система оптимальна в том плане, что при назначении комплексной налоговой проверки у налогоплательщика одномоментно проверяется уплата и порядок исчисления всех налогов, в том числе и ЕСН. НК РФ ограничивает частоту проверки каждого налогоплательщика в течение одного года.
С исключением ЕСН из перечня налогов выездные налоговые проверки больше не будут затрагивать вопросы исчисления и уплаты вновь вводимых страховых взносов. Соответственно, в течение года к налогоплательщику могут прийти проверять и налоговые органы, и органы ФСС РФ и ПФ РФ, причем процедура во всех случаях будет идентичной фактически это выездная налоговая проверка со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это вытекает из описанной в проекте процедуры проверки, которая переписана из аналогичных положений первой части НК РФ.
Кроме того, налоговые органы это единый орган, подчиненный Минфину РФ, соответственно практика применения налогового законодательства едина и структурирована.
ФСС РФ, ПФ РФ это самостоятельные ведомства, каждый проводит самостоятельную политику, что может повлечь разную практику применения законодательства по взносам с точки зрения разных фондов. Аналогичного Минфину РФ органа (своего род истина в последней инстанции для налоговых органов) для ФСС РФ и ПФ РФ нет, что существенно усложнит жизнь плательщикам взносам. В настоящее время практика проверок, например, ФСС РФ показывает, что для проверяющих нет ничего кроме писем ФСС РФ. Ни положения законов, ни судебная практика для них не являются основанием для выражения в проверки своего мнения. Однако в настоящее время ФСС РФ проверяет только выплату пособий и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, т.е. не столь значительные суммы, какими будут отдельно уплачиваемые в ФСС РФ страховые взносы. Платежи же в ПФ РФ будут еще существенней.
2. Предложенная система не заменяет регрессивную шкалу на плоскую, а делает регрессивную шкалу еще более крутой. Регрессивная шкала единого социального налога с первым пороговым значением в 280 тыс. рублей была установлена в 2005 году. После этого эта шкала ни разу не индексировалась. За это время средняя заработная плата выросла в 2 раза, а по прогнозу к 2010 году она должна вырасти в 2,6 раза. Следовательно, порог, с которого должна применяться регрессивная шкала в 2010 года, если сохранить идеологию 2005 года, должен составить 735 тыс. рублей. Кроме того, шкала регрессии для 10% отчислений должна быть проиндексирована и действовать на интервале с 735 тысяч рублей до 1 574 846 рублей. Это то, какой должна была бы быть регрессивная шкала в случае ее индексации на темп роста средней заработной платы.
Следует отметить, что предлагаемый порядок уплаты страховых взносов по заработкам свыше 2 410 000 рублей (200 тыс. рублей в месяц) имеет более льготный порядок, чем ныне действующая непроиндексированная регрессивная шкала.
Так, при доходах, составляющих 25 000 000 рублей в год в существующих условиях размер обложения оказывается выше, чем в предлагаемом законопроекте. Как показывают исследования[1], доходы (не только от заработной платы) свыше 4 млн. рублей в год имеют 0,8% населения и на них приходится 30% совокупных доходов.
3. Предложенный порядок уплаты страховых взносов стимулирует еще большую дифференциацию в оплате труда в организации.
Специфика российской экономики заключается в большой дифференциации заработной платы на предприятиях, достигающей 100 и более раз. Превышение заработной платы топ-менеджмента над средней заработной платой на предприятиях составляет 10-30 раз. Введение однопороговой регрессивной шкалы означает, что эффективная ставка обложения среднего работника на предприятии составляет 34%. Чтобы, повысить ему заработную плату на 5000 рублей, нужно с каждого рубля заплатить 34% налога. С другой стороны, при повышении на 5000 рублей заработной платы менеджера, получающего 100 000 рублей в месяц работодатель ничего не платит. Поэтому повышение заработной платы рядовым работникам – это дорогие деньги, а повышение заработной платы топ-менеджменту – это дешевые деньги (таблица 1).
4. Введение страховых взносов в такой конфигурации окажет дискриминирующее влияние на отрасли с заработной платой средней и ниже среднего – обрабатывающая промышленность, образование, злдарвоохранение.
То есть как раз на те отрасли, куда мы намерены осуществлять структурный сдвиг. Так, эффективная ставка налогообложения фонда оплаты труда в сельском хозяйстве – 34%, в текстильной промышленности, образовании и здравоохранении – 32.7%, а в финансовой сфере – 24%, добывающей промышленности – 26%. (таблица 2).
5. Ставка страховых взносов повышается до 34%, то есть на 8 процентных пунктов. При этом на сегодняшний день для граждан, не имеющих накопительного элемента, 1966 года рождения и старше, страховой капитал считается, исходя из отчислений на страховую часть пенсии в 14%. В новых условиях, несмотря на значительное увеличение тарифа (8%), отчисления на пополнение страхового пенсионного капитала составят 16%, то есть увеличатся всего на 2%. Таким образом, в старых условиях солидарная часть отчислений в пенсионный фонд составляла 6%, теперь солидарная часть составит 10%. Если ставилась задача увеличить солидарную составляющую, то почему это было сделано за счет обложения средних и низкодоходных групп населения, а высокие доходы исключили из налогообложение.
6. Регрессивная шкала уплаты социальных взносов имеет и значительные отрицательные последствия с точки зрения исчисления пенсий. Поскольку с сумм выплат и вознаграждений физическим лицам, превышающих 415 000 рублей в год, страховые взносы не начисляются и не взимаются. Таким образом, высококвалифицированные работники (лишенные права включать в страховой стаж периоды учебы в ВУЗе, аспирантуре, докторантуре), имеющие доход, превышающий указанную сумму, теряют возможность компенсировать потери, связанные с получением квалификации, путем наращивания с 1 января 2002 года своего пенсионного капитала за счет приобретенного квалификационного потенциала. Для получения приличной пенсии, адекватной их заработку, высокооплачиваемых работников стимулируют к дополнительному пенсионному обеспечению, а, следовательно, к необходимости взять на себя все риски этой системы и терпеть существенно более низкую доходность, чем индексация страхового пенсионного капитала.
Данное ограничение выгодно топ-менеджерам предприятий и руководству учреждений и организаций, так как "развязывает им руки" для бесконтрольной легализации необлагаемых налогом сверхдоходов. Это ограничение никак не затрагивает государственных служащих, так как их пенсия рассчитывается по специальной формуле, жестко привязана к размеру заработной платы (до 75 процентов среднемесячного заработка) и ограничена размером самой заработной платы.
Учитывая вышеизложенное, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать "против".