О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Доклад руководителя фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николая Левичева на заседании Совета Социнтерна: "Развитие информационных технологий и перспективы совершенствования демократии в Росссии"

30 июня 2009

 см. также ↓

Уважаемые коллеги!

Демократия как форма организации общественно-политической жизни современного мира переживает сложный период своего развития.

Сегодня все отчетливее обнаруживается недостаточная эффективность существующих демократических институтов в решении ряда проблем современного общества. Это проявляется в нарастании неудовлетворенности масс функционированием демократической системы и все более широким распространением настроений недоверия к ее институтам и механизмам.

При этом беспокойство по поводу нынешнего состояния и политического потенциала демократических режимов связано отнюдь не только с проблемами "новых демократий". В не меньшей степени оно обусловлено и характером нынешнего развития "классических демократий".

Это выливается в снижение политической активности населения, недоверия к деятельности политических организаций. Это общая тенденция, она характерна в т.ч. и для Европы, и для России.

Вступление разных стран в информационную эпоху, глобализация коммуникативных практик привели к повышению политического влияния средств массовой коммуникации. С другой стороны, с распространением сети Интернет появились новые возможности реализации коммуникационных стратегий в сфере политики.

В этой связи одним из инструментов для привлечения, повышения интереса масс к политике в условиях кризиса традиционных демократических институтов может стать развитие электронных массовых коммуникаций.

Как верно заметил Г-ин Папандреру, это было блестяще продемонстрировано Обамой в рамках его избирательной кампании, когда Интернет впервые был использован в таком широком масштабе для привлечения сторонников, финансовых средств, формирования новых социальных сетей.

Сама по себе демократия и свободная политическая коммуникация предполагают минимизацию административного влияния на интересы граждан и повышение автономии общественных структур, что становится возможным именно в эпоху Интернет-коммуникаций.

В современных условиях перспективы общественного развития во многом зависят от характера поступающей информации и механизмов ее использования. Следует обратить внимание на большие возможности сети Интернет для манипулирования общественным мнением, что имеет известную долю риска и заставляет правительства ряда стран (например, в Китае) накладывать ограничения на циркуляцию информации в сети.

Новые технологии электронной коммуникации открывают индивидам и группам столь широкий доступ к информации, что это все больше осложняет дальнейшее существование авторитарных политических режимов. И хотя идея о том, что Интернет способен вызывать демократизацию авторитарных режимов не подтвердилась, Интернет может и должен стать средством развития демократии и новым инструментом обеспечения свободы слова, расширения доступа к информации граждан, особенно в условиях жесткого контроля прочих СМИ властными структурами.

Развитие информационных коммуникаций в современном обществе – одна из наиболее обсуждаемых тем в публичном политическом пространстве Российской Федерации.

Для нашей страны использование новых информационных и коммуникационных технологий представляет особый интерес по целому ряду причин.

1. Во-первых, необходимо принять во внимание масштабы российских территорий и слабую инфраструктуру связи между регионами и населенными пунктами.

По темпам роста пользователей Интернета Россия сегодня занимает первое место, опережая Испанию и Ирландию. Ожидается, что к концу 2010 года интернет-аудитория увеличится до 45% населения страны.

Потенциал для развития и использования информационных технологий есть, но, с другой стороны, для России сегодня как никогда актуальна проблема цифрового неравенства. Уровень компьютеризации и уровень подключенности к сети Интернет существенно различается по регионам. Например, в Москве – активно пользуются Интернетом 70% жителей, а в России в целом – только 29% населения.

2. Во-вторых, значительная численность населения Российской Федерации ограничивает возможности представительной демократии в ее классической форме. На одного депутата Государственной Думы приходится почти 250 тысяч избирателей. Вот почему новые технологии гражданского участия все активнее внедряются в политическую практику.

3. Важно заметить, инерция и информационный консерватизм российской бюрократии вызывает ответное протестное движение со стороны гражданского общества.

Большой общественный резонанс имела внушительная победа над бюрократией "Института развития свободы информации", который выиграл суд в Санкт-Петербурге, обязавший Федеральную Службу охраны и Министерство регионального развития в короткий срок не просто открыть сайты, но своевременно обновлять их актуальной информацией. Этот прецедент вынудил и другие ригидные структуры активнее взаимодействовать с обществом и гражданами, более серьезно относится к информационному наполнению сайтов.

4. Заметим, что иногда именно власть становится лидером в использовании интернет технологий. Так, совсем недавно, по данным исследований , только 33% населения знали, что такое блог. А вот после того, как блог в LJ (live journal) завел Президент России, об этом стала осведомлена почти половина населения.

Обобщая, можно сказать, что идеи "электронной демократии" и "электронного правительства" перешли из области теоретических концепций в практическую область. Теп6ерь надо сделать следующий шаг – добиться быстрого и эффективного обслуживания запросов граждан, реального диалога власти и гражданского общества, включить самих граждан в процесс принятия решений.

5. Другой важный аспект использования информационных технологий – это просветительская и образовательная деятельность.

Государство может создать прочный фундамент "электронного правительства" и законченную сеть услуг, но граждане не смогут получить к ним доступ, если они не осведомлены об их существовании.

Поэтому перед Россией (так же как, и перед рядом других стран) стоит задача преодолеть информационное неравенство, сделав новые технологии более доступными для бедных слоев общества, обеспечив возможности для непрерывного образования на протяжении всех жизни. Невозможно использовать информационные технологии и предоставлять персонализированные услуги без преодоления цифровой неграмотности и инерции пользователей.

6. Для партий современные информационные технологии служат инструментом привлечения новых членов, вовлечения в зону своей деятельности различных территориальных и профессиональных сообществ.

Так, политическая партия имеет не только свой сайт, но и дополнительный портал – "on-line", который позволяет общаться и устанавливать контакты с людьми из самых дальних уголков страны, обсуждать вопросы самого разного уровня – от экологических проблем до трудовых прав, которые помогают гражданам разобраться с пенсионным законодательством, льготами, правами потребителей.

Более того, действующая программа нашей партии во многом была сформирована благодаря активному участию интернет-сообщества.

7. Интернет-технологии позволяют более активно привлекать к управлению широкие слои населения, что позволяет адаптировать демократические нормы и ценности в переходных демократиях.

Вместе с тем, хотел бы обратить внимание на тот факт, что упование на технологии как на залог действительно демократической системы, несколько утопичен.

Технология – это только инструмент, и этот инструмент может умело использовать и "авторитарный режим", в том числе контролируя информационное пространство. Сегодня становится все более очевидно, что информационный контент должны формировать сами граждане.

Интернет вряд ли превратит неинформированных, безразличных граждан в заинтересованных и активных, что по-прежнему диктует необходимость воспитания ответственного и грамотного гражданина, освоившего свои права. Поэтому необходимо не просто пассивно адаптироваться к новым технологиям, но стараться контролировать их внедрение с целью повышения эффективности всей демократической системы.

Благодарю вас за внимание.

Будва, Черногория
29-30 июня 2009 г.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International