О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

ПОЗИЦИЯ ФРАКЦИИ
по проекту федерального закона № 195768-5 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования"

03 июня 2009

 см. также ↓

1. Усложнение администрирования и увеличение числа контролирующих органов.

В проекте предлагается полностью изменить механизм уплаты единого социального налога, который теперь называется страховыми взносами в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд медицинского страхования. Следовательно, вместо ФНС, каждый фонд будет сам собирать свои страховые взносы.

Для предпринимателей – это будет существенное усложнение администрирования. Попытка сократить контролирующие органы специальным законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" будет нейтрализована увеличением количества контролирующих органов.

В настоящее время администрированием уплаты единого социального налога занимаются налоговые органы. Органы ПФ РФ занимаются персонифицированным учетом, органы ФСС РФ проверяют правильность назначения и выплаты пособий за счет средств ФСС РФ. Таким образом, в любом случае каждого налогоплательщика имеют возможность проверить и налоговые органы, и ФСС РФ, и ПФ РФ. Однако в настоящее время проверки, проводимые, например ФСС РФ не столь болезненны, как налоговые.

В настоящее время система оптимальна в том плане, что при назначении комплексной налоговой проверки у налогоплательщика одномоментно проверяется уплата и порядок исчисления всех налогов, в том числе и ЕСН. НК РФ ограничивает частоту проверки каждого налогоплательщика в течение одного года.

С исключением ЕСН из перечня налогов выездные налоговые проверки больше не будут затрагивать вопросы исчисления и уплаты вновь вводимых страховых взносов. Соответственно, в течение года к налогоплательщику могут прийти проверять и налоговые органы, и органы ФСС РФ и ПФ РФ, причем процедура во всех случаях будет идентичной – фактически – это выездная налоговая проверка со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это вытекает из описанной в проекте процедуры проверки, которая переписана из аналогичных положений первой части НК РФ.

Кроме того, налоговые органы – это единый орган, подчиненный Минфину РФ, соответственно практика применения налогового законодательства едина и структурирована.

ФСС РФ, ПФ РФ – это самостоятельные ведомства, каждый проводит самостоятельную политику, что может повлечь разную практику применения законодательства по взносам с точки зрения разных фондов. Аналогичного Минфину РФ органа (своего род истина в последней инстанции для налоговых органов) для ФСС РФ и ПФ РФ нет, что существенно усложнит жизнь плательщикам взносам. В настоящее время практика проверок, например, ФСС РФ показывает, что для проверяющих нет ничего кроме писем ФСС РФ. Ни положения законов, ни судебная практика для них не являются основанием для выражения в проверки своего мнения. Однако в настоящее время ФСС РФ проверяет только выплату пособий и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, т.е. не столь значительные суммы, какими будут отдельно уплачиваемые в ФСС РФ страховые взносы. Платежи же в ПФ РФ будут еще существенней.

2. Предложенная система не заменяет регрессивную шкалу на плоскую, а делает регрессивную шкалу еще более крутой.

Регрессивная шкала единого социального налога с первым пороговым значением в 280 тыс. рублей была установлена в 2005 году. После этого эта шкала ни разу не индексировалась. За это время средняя заработная плата выросла в 2 раза, а по прогнозу к 2010 году она должна вырасти в 2,6 раза. Следовательно, порог, с которого должна применяться регрессивная шкала в 2010 года, если сохранить идеологию 2005 года, должен составить 735 тыс. рублей. Кроме того, шкала регрессии для 10% отчислений должна быть проиндексирована и действовать на интервале с 735 тысяч рублей до 1 574 846 рублей. Это то, какой должна была бы быть регрессивная шкала в случае ее индексации на темп роста средней заработной платы.

Следует отметить, что предлагаемый порядок уплаты страховых взносов по заработкам свыше 2 410 000 рублей (200 тыс. рублей в месяц) имеет более льготный порядок, чем ныне действующая непроиндексированная регрессивная шкала.

Так, при доходах, составляющих 25 000 000 рублей в год в существующих условиях размер обложения оказывается выше, чем в предлагаемом законопроекте. Как показывают исследования [1], доходы (не только от заработной платы) свыше 4 млн. рублей в год имеют 0,8% населения и на них приходится 30% совокупных доходов.

3. Предложенный порядок уплаты страховых взносов стимулирует еще большую дифференциацию в оплате труда в организации.

Специфика российской экономики заключается в большой дифференциации заработной платы на предприятиях, достигающей 100 и более раз. Превышение заработной платы топ-менеджмента над средней заработной платой на предприятиях составляет 10-30 раз. Введение однопороговой регрессивной шкалы означает, что эффективная ставка обложения среднего работника на предприятии составляет 34%. Чтобы, повысить ему заработную плату на 5000 рублей, нужно с каждого рубля заплатить 34% налога. С другой стороны, при повышении на 5000 рублей заработной платы менеджера, получающего 100 000 рублей в месяц работодатель ничего не платит. Поэтому повышение заработной платы рядовым работникам – это дорогие деньги, а повышение заработной платы топ-менеджменту – это дешевые деньги (таблица 1).

Таблица 1.

Р А С Ч Е Т
налогов (взносов) на одного занятого и эффективная ставка налогообложения в зависимости от заработка

Годовой заработок, руб.

Действующая система

Предлагаемая схема

уплаченный ЕСН, руб.

эффективная ставка, %

уплаченные страховые взносы, руб.

эффективная ставка, %

1

2

3

4

5



(ст.2 : ст.1) х 100


(ст.4 : ст.1) х 100

до 280 000

72 800

26,00

95 200

34,00

415 000

86 300

20,80

141 000

33,98

600 000

104 800

17,47

141 000

23,50

700 000

106 800

15,26

141 000

20,14

1 000 000

112 800

11,28

141 000

14,10

2 000 000

132 800

6,64

141 000

7,05

2 410 000

141 000

5,85

141 000

5,85

2 500 000

142 800

5,71

141 000

5,64

3 000 000

152 800

5,09

141 000

4,70


4. Введение страховых взносов в такой конфигурации окажет дискриминирующее влияние на отрасли с заработной платой средней и ниже среднего – обрабатывающая промышленность, образование, злдарвоохранение.

То есть как раз на те отрасли, куда мы намерены осуществлять структурный сдвиг. Так, эффективная ставка налогообложения фонда оплаты труда в сельском хозяйстве – 34%, в текстильной промышленности, образовании и здравоохранении – 32.7%, а в финансовой сфере – 24%, добывающей промышленности – 26%. (таблица 2).


Таблица 2.


Эффективная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, %.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

33,99

Добыча полезных ископаемых

26,24

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

30,77

Строительство

29,52

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

27,67

Транспорт и связь

29,6

Финансовая деятельность

24,7

Научные исследования и разработки

29,75

Образование

32,78

Здравоохраненик и предоставление социальных услуг

32,77


5. Ставка страховых взносов повышается до 34%, то есть на 8 процентных пунктов. При этом на сегодняшний день для граждан, не имеющих накопительного элемента, 1966 года рождения и старше, страховой капитал считается, исходя из отчислений на страховую часть пенсии в 14%. В новых условиях, несмотря на значительное увеличение тарифа (8%), отчисления на пополнение страхового пенсионного капитала составят 16%, то есть увеличатся всего на 2%. Таким образом, в старых условиях солидарная часть отчислений в пенсионный фонд составляла 6%, теперь солидарная часть составит 10%. Если ставилась задача увеличить солидарную составляющую, то почему это было сделано за счет обложения средних и низкодоходных групп населения, а высокие доходы исключили из налогообложение.

6. Регрессивная шкала уплаты социальных взносов имеет и значительные отрицательные последствия с точки зрения исчисления пенсий. Поскольку с сумм выплат и вознаграждений физическим лицам, превышающих 415 000 рублей в год, страховые взносы не начисляются и не взимаются. Таким образом, высококвалифицированные работники (лишенные права включать в страховой стаж периоды учебы в ВУЗе, аспирантуре, докторантуре), имеющие доход, превышающий указанную сумму, теряют возможность компенсировать потери, связанные с получением квалификации, путем наращивания с 1 января 2002 года своего пенсионного капитала за счет приобретенного квалификационного потенциала. Для получения приличной пенсии, адекватной их заработку, высокооплачиваемых работников стимулируют к дополнительному пенсионному обеспечению, а, следовательно, к необходимости взять на себя все риски этой системы и терпеть существенно более низкую доходность, чем индексация страхового пенсионного капитала.

Данное ограничение выгодно топ-менеджерам предприятий и руководству учреждений и организаций, так как "развязывает им руки" для бесконтрольной легализации необлагаемых налогом сверхдоходов. Это ограничение никак не затрагивает государственных служащих, так как их пенсия рассчитывается по специальной формуле, жестко привязана к размеру заработной платы (до 75 процентов среднемесячного заработка) и ограничена размером самой заработной платы.

Учитывая вышеизложенное, фракция "Справедливая Россия" будет голосовать "против".


[1] "Исследование сегмента обеспеченных россиян в контексте глобального финансово-экономического кризиса" – Citigold, Российская экономическая школа, апрель 2009г.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024