5 мая Президент РФ Дмитрий Медведев встретился с руководством и активом партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Этой встречей Дмитрий Медведев продолжил серию консультаций с парламентскими партиями. "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ" представляли Председатель Совета Федерации, Председатель партии Сергей Миронов, руководитель фракции партии в Государственной Думе Николай Левичев, депутаты и другие представители партии.
Стенограмма выступления Николая Левичева:
Н.ЛЕВИЧЕВ: Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
Наверное, было бы непонятно, если бы Вы не затронули сегодня тему мирового экономического кризиса, который остается центральным в информационном поле. И я так понимаю, что мне поручено обосновать позицию нашей партии в отношении антикризисного плана Правительства, который мы критиковали публично на заседаниях Государственной Думы, и на теледебатах. Как известно, у нас есть свой небольшой антикризисный план. И, обобщая, можно сказать, что наша критика основана на недостаточной, на наш взгляд, модернизационной составляющей правительственного плана.
Мы считаем, что уход львиной доли финансовых средств в банковскую систему, половинчатость налоговых изменений и инерционная, как мы считаем, социальная политика стали поводом для наших по возможности конструктивных предложений. Нас беспокоит, что Правительство пытается консервировать ряд малоэффективных предприятий, оказывает поддержку банкам, которые не доводят кредиты до промышленности. Мы сейчас очень много общаемся с представителями региональных промышленных структур, на производстве часто бываем. В общем, осуществляем такую обратную связь. Может быть, потому что мы не представлены в исполнительной власти, мы как раз та партия, которая считает, что антикризисные меры в налоговой сфере могут быть связаны как раз с изменением налоговых принципов. И прежде всего мы считаем, что налоговая система может быть инструментом экономической политики. И изменением налоговой нагрузки на различные сектора экономики можно воздействовать на структуру экономики.
В продолжение того, что сказал Сергей Михайлович о налоге на недвижимость, мы уверены, что пора вводить прогрессивный потолок подоходного налога и контролировать крупные расходы наших граждан. Считаем также, что именно в условиях кризиса оправданы временные и разовые налоги на крупные состояния, скажем, созданные в эпоху приватизации. Тем более нам представляется это важным, учитывая, что по оценкам Росфинмониторинга наблюдается рост подозрительных сделок до 60 процентов от общего объема банковских операций по переводу денег. Это означает, что финансовая мысль не дремлет, придумываются все новые схемы обналичивания, ухода от безналичных расчетов. Как известно, страны "двадцатки" объявили недавно войну налоговым оффшорам. И мы считаем, что логично оптимизировать процесс приведения нашего законодательства не только в соответствие с международными требованиями по борьбе с отмыванием грязных денег, но и принять ряд мер, в том числе, может быть, административных, чтобы остановить поток денег за рубеж и преступную обналичку.
Понятно, что мы как партия, выросшая из структур гражданского общества, считаем, что особую роль в преодолении последствий кризиса должны играть институты гражданского общества, прежде всего, в области инициатив и контроля за деятельностью Правительства. На это был направлен и наш антикризисный план, и Хартия социальной солидарности, вот такой небольшой документ (я покажу), с которым мы активно работаем уже несколько месяцев.
За последние два месяца, скажем, было проведено более 110 встреч с трудовыми коллективами и руководителями предприятий 29 субъектов Российской Федерации. Многие депутаты Государственной Думы, депутаты региональных законодательных собраний побывали на крупных производствах, таких, как Волгоградский моторный завод, Липецкий завод "Центролит", "Воркутауголь", "Аммофос" Череповецкий, "Якутскэнерго" и целый ряд других. Например, перед самыми майскими праздниками в Свердловской области состоялось подписание хартии социальной солидарности работодателями промышленных, металлургических, страховых организаций, независимыми профсоюзами и общественными организациями. На май у нас уже в плане-графике более 20 партийных акций, направленных на ослабление социальной напряженности, в частности, встреча с крупным трудовым коллективом Новолипецкого металлургического комбината.
Мы убеждены, что не надо бояться создания новых профсоюзов, деятельности инициативных групп интересов и организаций. Только открытое обсуждение проблем и разделение ответственности между всеми участниками экономических отношений позволит выработать адекватную модель выхода из кризиса, которая будет воспринята всем обществом.
В этой связи мы благодарны за возможность публично объяснять наши позиции по антикризисным мерам, в том числе и через средства массовой информации. И мы пробиваем, я бы сказал, пробку такую в отношениях с региональными властями, которые, наконец-то, начали предоставлять, по крайней мере, возможность для общения с трудовыми коллективами и с общественными организациями.
Но нельзя не сказать, что зачастую все-таки органы исполнительной власти действуют по принципу "держать и не пущать" и даже минимальное выражение протестных настроений видится чиновникам бунтом и криминалом. В массовом масштабе нам пришлось с этим столкнуться при проведении первомайских демонстраций, например. Доходит до курьеза, в Хабаровском крае есть небольшой город Бикин, там был разрешенный пикет партии "Справедливая Россия", проходил под надзором представителей местной прокуратуры, которые неотступно находились рядом с пикетчиками.
Любые запреты деятельности системных политических сил ведут в конечном итоге к маргинализации оппозиции, к переводу легального и открытого декларирования требований в нелегальный протестный бунт.
В связи с Первомаем я бы хотел обратить внимание, на мой взгляд, на такую важную тему, как практическое отсутствие в нашей прежде всего телепродукции, да и кинопродукции темы труда. Наше общество нам в этом зеркале подается исключительно как общество тотального менеджмента и коммерческих услуг. Тема гастарбайтеров почти полностью вытеснила тему тружеников, хотя мы знаем, что социальный заказ может быть вполне корректным. Если сейчас зайдет речь о поддержке отечественного кинематографа, я считаю, что здесь можно в этом плане поработать, потому что достигается степень отчуждения от человека, занятого каким бы то ни было трудом, в этом художественном осмыслении нашей реальной действительности.
И в новостях людям говорят постоянно, что нужно проявлять инициативу, ответственность, а на самом деле распространяется фактически такая логика работодателя: либо ты будешь работать в том режиме, в каком потребуется, либо ты не будешь работать вообще. Именно в период кризиса, на мой взгляд, эта тема очень важна, и мы видим, что в европейских странах ценится любой труд, если человек трудится, он гордится этим. А у нас надо вот эту логику "моя работа не может быть плохой", в том числе и средствами культуры и искусства развивать.
Я бы подчеркнул большую мобилизующую роль моральной атмосферы общества. В этой связи подчеркну, что Президент страны не только главное государственное лицо, но и, я бы сказал, первый гражданин страны. В этой связи Ваш вклад по публикации декларации о доходах, на мой взгляд, это в правильном направлении шаг.
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо, что поддерживаете.
Н.ЛЕВИЧЕВ: И если Вы будете давать такого рода пример, мы просто видим, как это действует не только на региональный, но и на местный уровень. У нас все-таки такая страна, привыкшая к определенным прецедентам. Поднять тему труда это, на мой взгляд, глобальная идеологическая проблема на сегодня, которая с Вашей помощью могла бы быть сдвинута с мертвой точки.
Я хотел бы поддержать Сергея Михайловича, который обратил внимание на то, что у нас на местном уровне электронные средства коммуникации практически не используются. И в связи с этим мы бы предложили подумать о целевой программе "Электронный парламент". Много говорится о пробуксовке в создании "электронного правительства", но открытое электронное пространство это самый эффективный механизм гражданского контроля власти, лучше любых надзорных органов. Я принимал участие в Мадриде в международной европейской конференции по электронной демократии – по электронному участию Россия на 98-м месте вместе с Руандой и Узбекистаном. И в большинстве малых и средних городов, если даже есть какие-то электронные ресурсы, то они для "галочки". Мы специально мониторинг провели, из семи городов-миллионников, только на сайтах Нижнего Новгорода и Новосибирска можно найти данные о бюджете, вообще говоря, региональном, хотя в законе прописано, что эта информация должна быть открытой. И на местном уровне можно расширять практику и дебатов, и дискуссий, и голосований в интернете, и чтобы люди могли напрямую обратиться к муниципальному депутату, не ожидая личного приема, получить правовую консультацию. Просто говорю об этом, зная, как Вы этой теме тоже много уделяете лично внимания. Мне кажется, что федеральная целевая программа "Электронный парламент" была бы важным шагом в обеспечении единой информационной политики в Российской Федерации.
И буквально два слова впечатления от посещения крупных предприятий. На "Аммофосе" просто выразился так руководитель организации: "Ведь нас сейчас проверяет 40 инспекций, как будто их окропили живой водой. Не они для нас, а мы для них". Просто еще раз, несмотря на все указания сверху, вот такого рода броуновское движение внизу просто душит производителя.
Спасибо.
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Николай Владимирович, по Вашему выступлению несколько слов.
Безусловно, право партии соглашаться или не соглашаться со стратегией Правительства. Еще раз подчеркиваю, это абсолютно нормально, даже не то, что нормально, это даже очень хорошо, потому как даже те же самые ваши предложения, явно, с одной стороны, включают в себя целый набор мер, которые сейчас осуществляет Правительство, потому что значительная часть мер, которые мы сейчас реализуем, реализуется во всем мире. По-другому действовать просто нельзя. Но есть предложения, которые отличаются, и это очень даже неплохо. Вот Вы говорили о снижении налогов. Я смотрю, здесь прямо говорится даже об экстренном снижении налогов. В принципе это очень популярная вещь, и если Вы помните, то, скажем, дискуссию о снижении налога на добавленную стоимость мы ведем довольно давно, правда, пока безрезультатно. Вроде бы все согласны с тем, что необходимо все-таки двигаться в этом направлении, но все время что-то мешает. Но цель снижения НДС с повестки дня не снимается, что бы ни говорили отдельные чиновники. Это абсолютно точно.
При этом, конечно, мы должны смотреть за тем, как наполняется сейчас наша доходная база. Почему я, собственно говоря, пробросил вам еще до выступления в отношении того, что, конечно, рекомендации давать дело хорошее, но гораздо сложнее их воплощать в жизнь, потому как в настоящий момент происходит сжатие поступлений в бюджет, это реальный факт, причем довольно существенное. И в этой ситуации цена любой ошибки может быть очень и очень высокая. Никто из аналитиков, что бы они там ни говорили, не знает до конца, к чему приведет, допустим, снижение того или иного налога, потому что это зачастую процесс, который состоит из целой серии составляющих. Это и собственно администрирование налогов, спешность организации работы в различных местах, моральный кризис в стране, текущая экономическая ситуация. Все это, в конечном счете, и влияет на собираемость налогов. Я это говорю к тому, что вовсе необязательно отказываться от этой идеи. Вопрос в том просто, когда к ней переходить.
Что же касается ряда других идей, которые у вас здесь присутствуют, то по ним, как минимум, можно дискуссию продолжать даже в настоящий период. Я имею в виду и по ослаблению налогового бремени для малого предпринимательства, тем более что Правительство сделало определенные шаги. Конечно, Вы можете сказать, что они недостаточные, потому что всегда хочется чего-то более радикального. Тем не менее, движение здесь есть, как и движение по налоговому стимулированию инновационного бизнеса, что, собственно говоря, в Ваших предложениях тоже содержится.
Есть вещи, которые Вы абсолютно правильно упомянули. Но вот Вы здесь, скажем, тоже говорите об отказе от прямой господдержки фондового рынка. Так отказались же, не поддерживают фондовый рынок.
Надо сказать, что здесь Вы попали в точку что называется. Потому что, надо признаться откровенно, прямая государственная поддержка фондового рынка ни к чему не привела. Это закономерности, которые, на самом деле, имеют мировой характер. И, к сожалению, даже достаточно крупные вливания в фондовый рынок тех или иных стран ничего не изменили и у нас ничего не изменили. Фондовый рынок развивается по собственным закономерностям.
Сейчас неплохой, в общем-то, рост наблюдается. Но это не значит, что мы вышли уже на тот тренд, когда развитие фондового рынка будет носить повышающийся характер. В общем, это не так. Надо посмотреть за тем, как эти тенденции будут друг с другом, так сказать, бороться. Но, во всяком случае, некоторые вещи из того, что Вы говорите, уже, по сути, в жизнь воплощены.
Вы упомянули ряд довольно энергичных мер, таких как контроль за крупными сделками и состояниями, прогрессивная шкала подоходного налога. Наверное, это нормально, что вы об этом говорите, потому что вы бы не носили название "социалистической" партии, если бы этих лозунгов не отстаивали. Кто тогда их должен отстаивать, по большому счету? Это уже вопрос выбора. Я считаю, что мы когда-то поступили очень правильно, что ввели плоскую шкалу подоходного налога. Мы все-таки вытащили из тени очень значительную часть доходов и, соответственно, налогов. Налоги стали платить. Это не означает, что это должно быть всегда, но, во всяком случае, как мне представляется, в настоящий момент этот потенциал еще не исчерпан, но дискуссию об этом точно стоит продолжать.
Вы правы, сейчас практически во всех странах развернулась активная работа по противодействию различного рода налоговым гаваням. На "двадцатке" было принято консолидированное решение, касающееся государств, которые сотрудничают по вопросам налогообложения, так называемым не сотрудничающим юрисдикциям. И это довольно жесткие решения. Впервые вообще мировое сообщество, впервые крупнейшие экономики, по сути, высказались достаточно жестко в смысле такого рода специальных юрисдикций и специальных правовых режимов, которые там принимаются. Надеюсь, что движение в этом направлении будет идти и дальше.
Вы затрагивали и ряд других тем. В отношении декларирования доходов отрадно, что это поддерживается партией. Хочу вам сказать только одно, что я в ближайшее время подпишу уже указы, на основании которых все государственные служащие, самые разные, и те, кто в этом году декларировал, и те, кто не декларировал доходы, или те, кто не публиковал эти доходы, они все теперь попадут уже в это легальное поле. Собственно говоря, о чем мы и договаривались в рамках антикоррупционной работы.
Идея так называемого "электронного парламента", как и вообще электронных ресурсов – вы знаете, я действительно к этим вещам отношусь хорошо, можно даже сказать, очень хорошо, считаю, что за этим будущее. С удивлением обнаружил недавно несколько цифр, может быть, вам тоже будет любопытно: по подсчетам европейских аналитиков, европейцы в возрасте от 18 до 41 года уже в большей степени получают новости из интернета, чем из телевизора, и пользуются электронными услугами. Меня что удивило это не от 18, скажем, до 25, до 30, уже до 41 года! И эта тенденция явно идет на укрепление. По этим прогнозам, где-то к 10-му году общее количество новостей, получаемых людьми из интернета, превзойдет телевизионные ресурсы. Нам всем об этом нужно думать, в том числе и создавая, естественно, так называемые сервисы для наших граждан, возможность получать информацию, возможность совершать сделки через интернет, возможность подавать заявления через интернет, вступать в контакты с государственными органами, с органами местного самоуправления. Поэтому и идея "электронного парламента" в этом плане, мне кажется, вполне разумной. Но, естественно, она должна каким-то содержанием наполниться...