О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты
См. также
разделы
Партия в СМИ

Филькина грамота

02 апреля 2009

 см. также ↓

В понедельник, 6 апреля, антикризисная программа правительства будет вынесена наконец на суд депутатов. Документ поступит в Госдуму вместе с уточненным проектом бюджета на 2009 год. Меры, предложенные правительством, готова поддержать "Единая Россия". Однако парламентская оппозиция считает их недостаточными и непоследовательными.

Точку зрения "Справедливой России" в интервью нашему еженедельнику озвучила первый зампред фракции эсэров, бывший министр труда и социального развития Оксана Дмитриева.

– Хорошо, конечно, что к седьмому месяцу кризиса у правительства наконец появилась антикризисная программа. В ней много правильных и хороших слов, но программой или планом этот документ назвать сложно. По сути это перечень мер, большая часть которых уже принята и частично профинансирована. То, что уже сделано, правительство представляет как план, а не как отчет. Соответственно нет анализа: насколько эффективно были потрачены средства, какой эффект дали принятые решения, нет оценки ситуации. Из программы вообще не ясно, сколько будет стоить предлагаемый набор антикризисных мер? Во всех странах, где принимались антикризисные программы, это самое главное. "План Полсона" оценивался в более чем 700 млрд долларов, "План Обамы" – в 800 млрд, китайский план – $582 млрд.

Мы просчитали представленную правительством программу – у нас получилось 8,2 трлн рублей с учетом некоторых наиболее дорогостоящих решений, в программе неотраженных. Например, в программе не указаны 50 млрд долларов, переданных Внешэкономбанку на погашение долгов крупных корпораций. Если мера оказалась неэффективной, надо признать – да, мы эти деньги отзываем и будем тратить их на иные цели.

По многим направлениям эффект декларируемых мер явно переоценен. Например, снижение налога на прибыль на 4 процента. В программе фигурируют разные цифры, где-то указано, что это даст 400 млрд рублей дополнительных доходов, где-то 294 млрд, где-то 330 млрд. Но эти деньги экономика не получит, потому что прибыли нет, особенно в тех отраслях, которые мы хотим поддержать: обрабатывающая промышленность, машиностроение. В некоторых подотраслях машиностроения спад составляет около 50 процентов. Какая прибыль при таком падении производства?

– Что же нужно для того, чтобы антикризисная программа реально заработала?

– Нужно прямое финансирование госзаказа. С учетом того, что банковская система не справляется с кредитованием, лучше, чтобы бюджет авансировал госзаказ – и оборонный заказ, и инвестпрограммы. Это бы отчасти решило вопрос отсутствия доступа к кредитным ресурсам. Но вместо этого придумываются сложные схемы финансирования с кучей посредников, результативность которых весьма сомнительна. Для реального роста нужны не финансовые цепочки, а прямой госзаказ, приоритетная поддержка оборонных предприятий. Потому что оборонная промышленность – это во многом инновационная отрасль.

– Как вы оцениваете меры социальной поддержки населения, предложенные в антикризисной программе?

– Здесь также идет смешение давно принятых решений и мер, заявленных как антикризисные. Например, на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны выделено 35 млрд рублей. Но соответствующий указ президента был принят еще до кризиса в связи с 65-летием Победы. Или досрочное использование материнского капитала – закон об этом также принят. Предполагается, что материнский капитал может быть использован на погашение ипотечных кредитов. На это выделено 26 млрд рублей. Но получат ли их люди? Нет, не получат. Ипотечный кредит у нас использует очень ограниченное число семей. В лучшее время – около 10 процентов из всех приобретавших жилье. У тех, кто сейчас мог бы брать ипотечный кредит, причем по очень высоким ставкам, шансы тоже невелики. Ведь банки будут проверять не только наличие материнского капитала, но и доход семьи, а доходы людей падают. Сейчас Пенсионный фонд подтвердил право использования материнского капитала для получения ипотечного кредита для 14,5 тысячи семей, а согласие банков получили всего 145 семей.

Или реструктуризация ипотечного кредита для потерявших работу через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. На эти цели выделено 60 млрд рублей. При этом на сегодня реально реструктуризирована задолженность всего 50 семьям. Почему люди практически не используют эту возможность? Во-первых, установлены ограничения по площади жилья, новые квартиры в эти рамки просто не укладываются. Во-вторых, кредит не гасится, а просто отодвигается срок выплат, при этом увеличиваются проценты. В то же время подсчеты показывают, что безнадежных должников по ипотечным кредитам около 20 тысяч. И в принципе 30 млрд рублей хватило бы, чтобы не реструктурировать, а просто погасить их задолженность и перевести квартиры должников в статус социального жилья, а дальше разбираться. Выйдет человек из этой ситуации – будет выкупать у государства.

– Еще до появления правительственной программы "Справедливая Россия" разработала и приняла свой антикризисный план. В чем его принципиальное отличие?

– Вместо неэффективного снижения налога на прибыль мы предлагаем снизить НДС до 10 процентов, это облегчило бы налоговую нагрузку и на падающем рынке. Мы считаем, что нужны налоговые каникулы для малого бизнеса и льготы инновационному бизнесу. Ничего из этих предложений в правительственную программу не вошло. Если о поддержке малого бизнеса в программе есть хотя бы декларации, то о реструктуризации в пользу инновационных отраслей даже не упоминается. Мы предлагали ни в коем случае не сокращать инвестпрограммы и гособоронзаказ. Фактически такое сокращение идет и по федеральному бюджету, а особенно по бюджетам субъектов Федерации.

По стоимости мероприятия социального характера составляют в антикризисном плане правительства 5% (около 460 млрд рублей). Из реальной помощи населению предусмотрены только дополнительные индексации пенсий и пособий по безработице. План "Справедливой России" предусматривает предоставление жилищных субсидий всем, у кого расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг "съедают" более 10 процентов семейного дохода, увеличение продолжительности отпуска по уходу за ребенком с полутора до двух лет, расширение бесплатного питания в школах.

Мы считаем, что необходимо восстановить часть натуральных льгот, в частности бесплатный внутригородской проезд для пенсионеров, школьников и других льготных категорий граждан. Материнский капитал должен использоваться на любое улучшение жилищных условий – приобретение жилья, использование жилищно-накопительных схем, обмен жилья, покупку стройматериалов, приобретение земельного участка и строительство дома своими силами.

– Насколько реален новый проект бюджета, который вносит правительство, не придется ли его вновь корректировать?

– Прогноз по бюджету достаточно объективен. Хотя думаю, что спад производства будет больше, чем планирует правительство, а инфляция – выше. Тарифы ЖКХ не зажали, эффект девальвации рубля все равно скажется, мы импортозависимы, поэтому инфляция по факту будет около 20 процентов. В промышленном производстве по отраслям, не связанным с нефтянкой, спад уже составляет 30 процентов. И самое тревожное, что у нас очень плохая структура спада. Правительство утверждает, что происходит реструктуризация в пользу инновационных отраслей. Но по факту реструктуризация идет преимущественно в пользу отраслей сырьевых. Меньше всего спад в нефтегазовой промышленности и связанных с ней отраслях. Самый большой – в машиностроении, причем чем сложнее машиностроение, тем больший спад.

– Удастся ли правительству при таком бюджете выполнить все социальные обязательства?

– Резервы на покрытие дефицита есть только у федерального бюджета. У него Резервный фонд, золотовалютные резервы, печатный станок. У субъектов РФ этих источников нет. А социалка лежит в основном на плечах субъектов РФ и местных бюджетов. Это дошкольные учреждения, начальное и среднее образование, здравоохранение за исключением федеральных клиник. А там идет секвестр бюджета в среднем на 30 процентов. Конечно, прежде всего сокращаются инвестпрограммы, но это тоже социальные объекты – строительство и ремонт школ, больниц. Бюджеты субъектов РФ компенсируются в очень незначительном объеме. По моим оценкам, компенсация субъектам должна составлять не менее триллиона рублей, а на эти цели выделено около 300 млрд. Это в лучшем случае треть от того, что нужно. Значит, придется сокращать и социальные расходы.

Источник: Россия

См. также
разделы
Партия в СМИ
Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International