О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты
См. также
разделы
Партия в СМИ

Геннадий Гудков: Любая вертикаль власти обладает изъянами

он-лайн конференция

12 марта 2009

 см. также ↓

Сегодня коррупция стала, пожалуй, одной из немногих проблем, готовность объединиться в борьбе с которой проявляют все политические силы страны. Какие меры предпринимает сегодня государство, чтобы победить коррупцию? Как можно оценить эффективность принимаемых антикоррупционных мер со стороны правоохранительных органов? Необходимо ли депутатам Госдумы разработать еще ряд законопроектов, направленных на борьбу со взяточничеством? В какой сфере деятельности чиновников находится эпицентр коррупции? Какие усилия необходимо предпринять, как со стороны законодателей, так и со стороны силовых структур, чтобы прекратить разгул рейдеров?

– Насколько эффективен принятый депутатами закон "О коррупции"? (Евгений)

– К сожалению, неэффективен. В смысле идеологии – закон правильный. Здесь декларируются очень важные вещи, такие, как необходимость сокращения чиновничьего аппарата и их полномочий, обеспечение прозрачности доходов чиновников, а также развитие и расширение свободы СМИ. Но, к сожалению, почти никаких практических механизмов этот закон не содержит.

В этой связи мы предлагаем создать специальную рабочую группу по доработке этого закона, в частности по формированию конкретных механизмов, которые бы определяли номенклатуру чиновников. Чиновники должны декларировать не только все свои доходы, но доходы членов своих семей. Пока что в действующем законе задействован очень ограниченный круг лиц – жена и несовершеннолетние дети. Что у нас чиновники – все сироты из детдома? У высокопоставленных чиновников есть уже взрослые дети, родители, родные братья и сестры. Жены чиновников тоже, как правило, имеют близких родственники. Мы предлагаем определить реальный перечень круга родственников, механизма публикации этих данных, предание их гласности. В настоящий момент эти сведения являются конфиденциальными и виновные в их разглашении подлежат соответствующей ответственности по российскому законодательству.

В результате этот закон, очень важный, очень нужный, очень идеологически правильный, превратился в достаточно правильную декларацию без последствий. На сегодняшний день реальных последствий для ворующих чиновников фактически не предусмотрено. Они продолжают свою деятельность и даже, по-моему, сейчас приумножили свои усилия.

– Сегодняшний кризис – это благо для коррупции или наоборот? (Катерина)

– Конечно! Творческие люди в чиновничьей среде руководствуются принципом, что в мутной воде ловится самая крупная рыба. А многие считают, что кому война, а кому мать родна.

В результате сегодняшнее вбрасывание денег в экономику, в банковскую систему приводит к тому, что часть этих денег просто исчезает.

Откаты по бюджетным заказам и по госзаказам, зачастую, составляют до 50% от выделенных средств. И поэтому снижается в 2 раза эффективность мер, принимаемых правительством. Снижается за счет банального, беспардонного, беззастенчивого воровства.

– Разве возможно противодействовать рейдерам? Ведь эти люди привыкли добиваться желаемого любой ценой. И раз уж возьмут тебя в оборот, то выхода уже не оставят. (Антон)

– Рейдерство рано или поздно исчезнет, как исчезла преступность, которая посягала на бизнес. В любом случае необходимость защищать собственность является ключевым стратегическим желанием подавляющей части элиты бизнеса, включая даже тех, кто приобретает эту собственность незаконно. Дело в том, что рейдерство, как правило, появляется на ранних этапах. Это явление порождает закрытость власти, коррупция и возможность передела собственности неправовыми методами. Но любой собственник, приобретающий активы, заинтересован в их сохранении и приумножении. Вполне возможно, что российское рейдерство станет аналогичным западному, когда рейдеры выискивают юридические ошибки компании и их используют.

Сегодняшнее рейдерство в России – это по большому счету "гоп-стоп", который продолжается по всей стране. Это равноценно грабежу на большой дороге. Наше рейдерство имеет в основном чисто криминальный характер, проводится абсолютно неправовыми методами, и кроме как преступлением, его назвать никак нельзя. К сожалению, сегодня, в эпоху возможности серьезного передела собственности, отсутствия правовых механизмов, беспредельных полномочий чиновников – рейдерство процветаем. Это результаты системных ошибок в управлении страной.

– Почему бы в рамках борьбы с рейдерами не принять такой же закон, как по борьбе с коррупцией? (Евгений)

– Ну, во-первых, рейдерство – не такое массовое явление, как коррупция. С коррупцией у нас человек рождается и с коррупцией умирает. Рейдерство же лежит в области экономических отношений. Поэтому отдельный закон в отношении рейдеров принимать не целесообразно. Достаточно внести ряд поправок в Уголовный кодекс. Мы уже подготовили необходимые изменения, они уже внесены и находятся в стадии предварительного рассмотрения. Это нормы, которые будут предусматривать реальную уголовную ответственность за фальсификацию документов, за фальсификацию доказательств в суде и ряд других вопросов. А вообще, рейдерство – это одно из проявлений коррупции.

– Ходят разговоры, что для борьбы с коррупцией необходимо создать отдельную госструктуру. Поддерживаете ли вы эту точку зрения? (Николай)

– Не поддерживаю. Но, если предположить, что действительно появится необходимость создать такую госструктуру, то делать ее нужно в рамках Федеральной службы безопасности.

Надо внутри ФСБ выделить специальное управление по борьбе с коррупцией в высших органах власти и управления, дать им соответствующие возможности, тщательно контролировать и отобрать персонал.

Кроме того, необходимо четко контролировать ход работ этого управления, иначе они имеют не мало шансов превратиться в гиперкоррумпированное ведомство. К сожалению, сегодня существует не мало проблем с чистотой рядов в ФСБ и, тем более, в МВД. Однако с учетом того, что ФСБ – более компактный орган и там больше селекции кадров, то функции по контролю за коррупцией я бы передал в их руки.

А вообще коррупция является следствием отсутствия реальной политической борьбы и реальной оппозиции, а также чрезмерной централизацией власти. А победить ее можно за счет трех механизмов контроля – парламентского, гражданского и медийного.

– Президент Российской Федерации поручил ФСБ усилить борьбу с коррупцией и указал на необходимость активизации основных функций ФСБ – ведение контрразведывательной деятельности. С учетом последних событий: неоправданно высоких потерь вооружений и военной техники в Южной Осетии (в т.ч. стратегического бомбардировщика, сбитого украинскими расчетами ПВО), промышленного шпионажа на высшем уровне (братья Заславские), задержание Службой безопасности Украины российских офицеров с комплексами радиоконтроля – можно полагать, что у Президента есть все основания выражать недовольство работой департамента военной конррразведки ФСБ, который в том числе должен бы контролировать и коррупцию в Вооруженных силах РФ. Последние громкие скандалы связанные с генералами Минобороны, свидетельствуют, что такая работа не проводится должным образом и деятельность министра обороны РФ по наведению финансового порядка в армии не поддерживается. Планируется ли укрепление кадров ФСБ, в первую очередь, департамента военной конрразведки и повышение их профессиональной (в первую очередь юридической) подготовки для обеспечения безусловного выполнения всех поставленных Президентом РФ задач? Проводит ли комитет Государственной думы РФ анализ причин таких системных провалов в обеспечении безопасности Российской Федерации? Каков механизм внесения оперативных изменений в Доктрину национальной безопасности РФ в свете масштабного финансово-экономического кризиса? Проведены ли Вашим комитетом какие-то обсуждения причин финансово-экономического кризиса и даются ли оценки действий правительства по обеспечению финансовой безопасности Российской Федерации? (Александр Петренко)

– На самом деле, сегодня должно быть создано некое координационное подразделение внутри военной контрразведки, хотя бы с целью обобщения той оперативной информации, и тех фактов, которыми обладает военная контрразведка. Дело в том, что военная контрразведка знает очень много, но вопрос реализации этой информации крайне затруднен. Ведь высшее военное начальство тесно связано со всеми остальными институтами власти, и, естественно, так как коррупция является чуть ли ни нормой для очень многих сановитых чиновников, то поддержка и круговая порука имеет место быть, являясь очень серьезным сдерживающим фактором вообще на пути расследования всех коррупционных скандалов, тем более, с высшим генералитетом.

Когда коррупция присутствует везде, то очень сложно понять, что взято за точку отсчета. Это может быть это и клановая борьба. А может быть это сведение счетов меж теми же военными начальниками, когда кто-то кого-то пытается сдать и устранить руками военной контрразведки.

Поэтому одна военная контрразведка, при всем уважении, даже, если она будет сто раз укреплена суперпрофессиональными кадрами, она не решит эту задачу. Это системные изъяны государственного управления. И пока у нас не будут работать антикоррупционные механизмы, обычные для любого цивилизованного государства, ни одна военная контрразведка в одиночку с этой задачей не справится. И она будет всегда обречена на провал, потому что в конечном итоге начнут проводить в руководство этой службы тех людей, которые будут руководствоваться принципом "ворон ворону глаз не выклюет". Я имею в виду коррупционеров.

Между тем, с коррупцией бороться не просто сложно, но еще и небезопасно. Здесь нужна и решимость, и воля, и мужество, и смелость, и твердость, и последовательность и многое другое. Возможно, например, создать департамент борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти, замкнув его буквально на президента. Однако для этого, как вы понимаете, необходимо, чтобы глава государства пожелает проявить политическую волю. Впрочем, и здесь должна очень четко работать система перепроверки информации, иначе будут сажать тех людей, которые действительно борются с коррупцией. Ведь подставить сегодня очень легко.

Что же касается вклада Госдумы в дело борьбы с коррупцией, то здесь постоянно проводятся и парламентские слушания, и круглые столы. В принципе, никаких секретов нет – почему в России такая коррупция. Это секрет полишинеля, который известен абсолютно всем заинтересованным лицам. Я причины уже назвал – это гигантское сосредоточение полномочий в руках исполнительной власти, ее полная закрытость от контроля и критики, отсутствие реальной политической оппозиции, политической борьбы, зажим СМИ (они сегодня у нас жестко контролируются), отсутствие механизмов парламентского и гражданского контроля.

Это все те причины, которые происходят из-за так называемой вертикали власти. Любая вертикаль власти обладает этими изъянами. И пока власть не откажемся от этой модели, мы не сможет избавиться от коррупции. Пока у нас не будет равновесного парламента и независимого суда, пока не будет оппозиции, пока не будет институтов гражданского общества коррупция будет оставаться на прежнем уровне.

А в отношении Доктрины, я думаю, что мировой экономический кризис, по большому счету, не затрагивают концепции национальной безопасности. Коррективы, которые могут сейчас вноситься, они должны касаться стабильности банковской системы. И, в первую очередь, надо разобраться, насколько надежны те зарубежные финансовые организации, где мы храним свою оставшуюся заначку. Сейчас прошла информация о том, что мы опять вложились в американские казначейские обязательства. Я, как не специалист в финансах, не могу понять, хорошо это или плохо. Однако очень многие люди утверждают, что это не очень хорошо, потому что своей экономике денег не хватает, а сотни миллиардов мы вкладываем в чужую. Эти моменты необходимо отслеживать, в том числе и депутатами Госдумы. А ежегодно фундаментально править концепцию безопасности, исходя из каких-то там финансовых колебаний, неправильно. Хотя понятно, что концепция не является догмой, она должна отражать реалии дня.

Мы сейчас, в первую очередь, должны подумать о продовольственной безопасности. У нас, к сожалению, этот вопрос только продекларирован, но ничего не сделано: ни в отношении количества квот на лекарства, ни в отношении продовольствия, ни в отношении безопасности финансовой системы, поскольку мы, как оказалось, привязаны к доллару. Оказалось, что рубль никакой не твердый, как ранее утверждала власть, и совершенно очевидно, что любой удар финансового кризиса наносит ущерб России, причем больший, чем тем странам, где этот кризис начинался.

– Будет ли подвергаться проверке на профессиональную состоятельность сотрудников ЦБ РФ. Так как, судя по предыдущей конференции, существует вероятность, что там работают неподготовленные люди. (Василий Т.)

– Мировой финансовый кризис – общий для всех стран мира, а вот тяжесть последствий и способы преодоления у каждой страны свои. Поэтому сейчас я бы не стал говорить о каких-то универсальных рецептах и универсальных критериях. Лично я считаю, что

Центральный банк сегодня совершил ключевую политическую ошибку – убив кредитование повышением учетной процентной ставки.

Таким образом, мы лишили предприятия возможности получения маломальских вменяемых кредитов. Кроме того, совершенно не отработан механизм обслуживания и помощи предприятиям в обслуживании текущих кредитов. Исключение здесь делаются лишь для олигархических предприятий, которые должны зарубежные деньги. Тут даже происходит какое-то шевеление.

А что касается отечественных предприятий, которые не выходят на экспортные программы, то они не могут обслуживать свои кредиты. А все пожелания субсидирования процентной ставки, которые периодически бросают на ветер наши ведущие государственные деятели, так и помирают в коридорах Центрального банка, не реализовавшись ни в какое решение. Поэтому я считаю, что сегодня Центральный банк ведет себя неадекватно. Но я не претендую на глубокое знание всех причин.

– А как обстоят дела с борьбой с коррупцией в армии. Ведь после прихода в силовое ведомство г-на Сердюкова – вся информация стала засекречена до состояния полной секретности. Зато поползли слухи о распродажи имущества министерства обороны в пользу бедных, т.е. министра обороны. Может пора уже привлечь Сердюкова к ответу??? (Олег)

– Совершенно очевидно, что армия должна избавиться от непрофильных активов. Произошло существенное сокращение Вооруженных сил. Раньше инфраструктура армии строилась на 4,5 млн человек, то сейчас на 1 млн 100 тыс. Но вопрос в том, что секретно может быть только состояние Вооруженных Сил: техника, доктрины и т.д. Что касается распродаж имущества, то секретить это не только нельзя, но и абсолютно недопустимо. Я выступаю за прозрачность и за контроль в этом вопросе. Тогда не будет ни коррупции в армии, и, кстати, не будет никаких подозрений. Когда все прозрачно, понятно, когда все это освещается в прессе, то никаких вопросов не возникает. Вот в этом смысле, я считаю, что министерство обороны должно проявлять большую открытость.

– Интересно, а с коррупцией в правительстве, или того хлеще: в администрации президента, кто-нибудь будет бороться? Или самоубийц в силовых структурах нет? (Виктор)

– Самоубийц в силовых структурах нет. Но, тем не менее, есть люди, которые делают это на свой страх и риск, действительно будучи убежденными в том, что зло должно быть наказано.

Сдерживающей мерой коррупции в высших эшелонах власти всегда являлся парламентский контроль. Сейчас я готовлю закон о парламентском контроле в Российской Федерации. Я думаю, что к концу марта – середине апреля будет готов один вариант. Дело в том, что мы готовим два варианта этого законопроекта – и дальше уже наступит момент истины. Если власть откажется поддержать этот законопроект, будет совершенно очевидно, что доктриной политической власти России является массовая коррупция. Я надеюсь, что этого не произойдет.

– Большинство преступлений, как и в предыдущие годы – это должностные и корыстные преступления. Офицерами МВД совершено более половины посягательств на казённое имущество, хищений путем мошенничества, подавляющее большинство случаев взяточничества, должностных подлогов, присвоений и растрат. "При этом, если главным мотивом действий младших офицеров МВД стало нежелание добросовестно выполнять свои служебные обязанности, то старшими офицерами (майорами, подполковниками и полковниками) в четыре раза чаще совершались коррупционные преступления, в том числе взяточничество и должностные подлоги", – цитирует Нургалиева РИА Новости. Вопрос: когда государство вплотную займётся ликвидацией оборотней в системе МВД? А они там практически ВСЕ!!! (Иван)

– Сегодня государство всерьез не занимается системными изменениями в МВД. Я неоднократно предлагал, в общем-то, простые шаги, которые должны позволить МВД очиститься от всяких оборотней. Для этого нужно всего лишь решить несколько задач. Во-первых, сократить избыточные функции, которыми сегодня наделено МВД, так сказать, оградить его вездесущность. И сегодня, к сожалению, многие офицеры и сотрудники МВД работают не там, где преступления, а там, где можно заработать.

Во-вторых, нужно сокращать избыточное хозяйствование, всякие функции. Нужно сокращать гигантскую численность МВД примерно, наверно на 40%, а то и на все 50%. А высвобождающиеся средства направлять на зарплату сотрудников, тем самым, увеличив ее в 3-4 раза. В-третьих, проводить чистку кадров с одновременным установлением жестких механизмов внутриведомственного, парламентского и гражданского контроля. Это единственный способ. Другого варианта просто не существует. Иначе МВД окончательно превратится в коррумпированное сообщество, которое будет представлять угрозу для самого общества.

– Каким образом будет решаться проблема коррупции в судейской среде? Почему такой бардак в судах общей юрисдикции? Почему настолько мала квалификация судейского сообщества, которых непосредственно назначается на должность указом президента? Почему простой человек вынужден быть заложником этой ситуации, ввиду низкой квалификации и поверхностных знаний судей в области юриспруденции или решения спора по звонку? Почему до сих пор не существует процесса привлечения к ответственности судей за заведомо ложные решения? (Игорь)

– Я отвечу жестко: простой человек считает себя простым человеком, хотя, на самом деле, он и есть главный виновник во всем происходящем.

Потому что от безразличия и равнодушия миллионов простых людей все это и происходит. И я бы так сказал, что у нас народ, как стадо баранов, голосует и за нужные фамилии, и за нужные списки, при этом каждый себя оправдывает, что он не мог по-другому поступить, так как у него семья, дети, перспективы и т.д. А потом все друг друга спрашивают: а что у нас в стране происходит? Подчеркну, что у нас нет простых людей – у нас есть люди, которые являются источником власти – они называются граждане Российской Федерации. А если они не хотят являться источником власти, отдавая в руки власти формирование тех механизмов управления, которыми она хочет пользоваться, тогда нечего жаловаться. Как говорится: "нечего пенять на зеркало, коли рожа кривая". Я так отвечу – может и грубо. Имею полное право так говорить как представитель оппозиции.

Второй момент уже более серьезный. У нас суд зависим. Суд является продолжением исполнительной власти. И вот в этой зависимости суда, фактически его назначении исполнительной властью, кроется главная причина всех судебных бед. Потому что судейское сообщество должно самоорганизовываться. Оно должно быть независимым. Должны существовать механизмы контроля и судейского сообщества. Вполне возможно, что и механизм в какой-то степени парламентского контроля тоже можно перенести и на механизм контроля за судебной системой. Народ должен контролировать всех. А единственной правильной формой народного контроля является парламентский и гражданский контроль.

Значит все должны быть подотчетны перед народом – вот перед этим простым гражданином, который считает, что за него кто-то должен все решать, а потом жалуется на свою жизнь.

– Не считаете ли вы, что депутаты должны начать борьбу с коррупцией, в первую очередь, с себя? (Константин)

– У нас был директор совхоза. И когда к нему приходили и говорили, что у нас там крыша течет, или забор не отремонтирован, он спрашивал: "а вы что сделали?" "Вот идите и делайте", – заканчивал свой ответ директор. И люди уходили, так и не поняв, то ли это была шутка, то это было серьезно. Можно, конечно, начать с себя. Можно начать с дворника дяди Васи, который берет 3 рубля или там 100 рублей за въезд чужой машины во двор. Но надо четко понимать, что причиной и источником коррупции является сосредоточение необъятных полномочий и бесконтрольность исполнительной власти. Пока мы эту бесконтрольность не ликвидируем, в России ничего не изменится. Можно начинать с себя, можно сделать совершенно идеальных депутатов, или совершенно идеальных работников культуры, но при этом сотрудники ГАИ или таможни будут махровыми коррупционерами и коррупция будет находить новые формы и лазейки развития.

Поэтому начинать надо с основ, с трех причин, порождающих коррупцию. К счастью, это не депутаты. Потому что некоторые депутаты, может быть, даже и рады были бы взять взятки, так кто же им даст. Они не обладают никакими полномочиями: ни властными, ни распорядительными, ни контрольными. Кто же депутата будет покупать? Кому это нужно? Это народ так решил, что у него бесправный парламент, который он выбирает, непонятно для чего.

– Все мы знаем, что рыба гниёт с головы. На мой взгляд, если начинать борьбу с коррупцией, нужно начинать с верхних эшелонов власти, с руководителей предприятий – они являются основными рассадниками той пресловутой коррупции. С их "давления" и произвола по отношению к починённым зарождается коррупция в нашей стране. Сейчас во многих структурах очень "модно" и пользуются уважением у руководителей: блюдолизы, подхалимы и т.д., не будь таким – останешься без соответствующей работы. Сегодня, очень много новоявленных бездарных руководителей, которые с лёгкостью приобрели себе дипломы за счёт государственных средств. Более того, каждый второй кандидат наук. Только за последних несколько лет выросли они как "грибы" после дождя, в распоряжении которых, сосредоточены немалые бюджетные средства. Их хватает им обеспечить свои семьи, окружение. Они безнаказанно, свободно и почти в открытую пользуются всеми благами. Главное, мы все видим это и ничего не можем поделать. Всё куплено, всё оплачено, они же в авторитете. Всё это, благодаря платному образованию, а не на конкурсной основе. Любые должности покупаются и продаются по усмотрению тех же бездарных руководителей. Вот в этой связи, у меня вопрос к г-ну Гудкову: 1. Нужно ли, закрывать такие учреждения, где за деньги выдаются дипломы любой масти? 2. Будут ли, переаттестовываться руководители всех рангов на профпригодность, если будут, то каким образом? 3. Чем реально и как, народ может помочь нашему государству в борьбе с коррупционерами? 4. Как защитить народ от произвола бездарных руководителей? (Роман)

– Государство и чиновники должны служить народу, а не наоборот.

Что касается профессионализма – какой может быть профессионализм в закрытой системе управления страной?

В этой системе назначения на должности осуществляются либо по принципу лояльности, либо по принципу близости, либо просто на коммерческой основе. Естественно, что даже при наличии диплома такие управленцы рано или поздно приведут страну к очень тяжелым последствиям, в том числе и к экономическому кризису.

Поэтому механизм формирования власти должен быть конкурентным, прозрачным, гласным. И ничего не изменится, пока у нас будут происходить кулуарные назначения, как самых высших должностей в государстве, так и начальников ЖЭКа. Пока все будет осуществляться кулуарно, пока не будет проходить согласования кандидатур с законодательными органами власти, представляющими народ, все останется на прежнем уровне. Какую систему построили, то и имеем.

Нам же все время царь нужен. Царь, двор, кол, мочало – начинай сначала.

Что касается диплома, то "липовый" диплом как раз и нужен для "кулуарного" назначения, чтобы соблюсти проформу. Был бы реальный отбор – конкурс с купленными дипломами никто бы не прошел, ибо вместо реальных знаний и навыков – пустота. Хотя Вы правы, за обман нужно жестко спрашивать, в том числе и в уголовном порядке.

Источник: СтранаRU

См. также
разделы
Партия в СМИ
Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International