О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Валерий Гартунг: где выход из кризиса?

20 февраля 2009

 см. также ↓

"Всей глубины кризиса не знает никто"

Как можно оценивать текущую ситуацию в российской экономике?

– Я думаю, что сегодняшняя ситуация даже тяжелее, чем "Великая депрессия" начала 30-х годов, – говорит Валерий Гартунг, – потому что в те времена не было единого мирового рынка, экономика мира не была единой. Сегодня же глобализация достигла такого размера, что проблемы в экономике одной страны сразу же сказываются на других странах, и кризис быстро распространяется на весь мир. Что мы сейчас и наблюдаем.

Когда мир охватывает кризис, то в первую очередь страдает экономика развивающихся стран, имеющих инфраструктурные перекосы. К таковым относится и российская экономика: чрезмерная зависимость от цен на сырье, на энергоносители делает нашу экономику очень уязвимой, несмотря на то, что корни кризиса – за океаном.

В нашей стране, на мой взгляд, ситуация уже критическая. Многие предприятия снизили объемы производства в 3 – 4 раза, некоторые остановили свою работу или перешли на сокращенную рабочую неделю. Заказов стало намного меньше. Что произошло? Разом стала не нужна продукция российских предприятий? Нет. Наша продукция по-прежнему востребована, но за нее не могут заплатить. Финансовый кризис перешел в кризис неплатежей: все всем должны. Поставщикам сырья должны металлурги, металлургам должны машиностроители, машиностроителям должны сети сбыта... Строительный рынок замер, автомобили не продаются – все остановилось.

Особенно тяжело все это сказывается на экономике Челябинской области. Я думаю, что уже в первом квартале 2009 года нас ждет дефицит областного бюджета. Да, в области были накоплены резервы, которые позволят сгладить падение доходов в первом квартале следующего года, но если стагнация в экономике затянется хотя бы на 3 – 4 квартала, я думаю, что придется либо урезать бюджетные расходы, либо просить деньги у федерального центра. И вероятность такого развития событий очень высока.

"Последствия были бы менее болезненными"

Возможно ли было избежать спада в экономике нашей страны?

– Если бы мы, имея высокие цены на нефть (а это продолжалось последние 3 – 4 года), начали проводить структурные изменения в российской экономике, если бы мы снизили налоги (прежде всего налог на добавленную стоимость), защитили российские рынки, производителей в отрасли переработки, поддержали бы высокотехнологичные отрасли с высокой добавленной стоимостью, то доля таких отраслей за это время могла бы резко вырасти, экономика стала бы более диверсифицированной, и кризис прошел бы для нас гораздо легче.

Но мы ничего этого не сделали. Все доходы, которые получали от добычи нефти и газа, мы вкладывали не в развитие российской инфраструктуры, а держали за рубежом, в большей степени в США, полагая, что уж там-то они надежно сохранятся. На самом деле, уже сейчас все признают, что это было ошибкой.

"Нельзя допустить разворовывания бюджетных средств"

Что делает правительство, чтобы облегчить последствия кризиса?

– Пока еще у государства есть ресурсы, чтобы преодолеть экономический кризис. И сейчас эти резервы правительство направляет в экономику страны, но делает это не напрямую, а через банковскую систему, которая сейчас практически не функционирует.

Мы видели, что почти 5 триллионов рублей было выделено российской банковской системе, но эти деньги до предприятий не дошли. Основная масса средств, которые поступили в банки, осела либо на валютных депозитах – пошла на покупку валюты и ослабила рубль, либо перешла в коммерческие банки. В условиях кризиса ни в коем случае нельзя допустить разворовывания бюджетных средств, но, к сожалению, пока мы видим только это.

Кроме того, правительство и премьер-министр В.В. Путин объявляют о некоторых шагах по смягчению налоговой нагрузки на бизнес – снижении ставки налога на прибыль. Однако, это региональный налог, он поступает в региональный бюджет, где ситуация и так довольно тяжелая. Если бы был снижен налог на добавленную стоимость, полностью поступающий в федеральный бюджет, то тогда можно было бы говорить об объективном снижении налоговой нагрузки, без ущерба для регионов. Сегодня, к сожалению, правительство приняло другое решение.

"В корне пересмотреть отношение к экономике"

Что, по вашему мнению, должно быть сделано?

– Прежде всего, необходимо адекватно оценить ситуацию, в которой мы находимся. Всей глубины кризиса не знает пока никто. Сегодня, к сожалению, официальные лица всячески замалчивают истинное положение дел. С федеральных каналов мы слышим, что у нас в стране "легкие потрясения", хотя еще два месяца назад было очевидно, что Россия втягивается в глубокий экономический кризис. Но чтобы принять правильное решение, нужно адекватно оценивать, положение дел.

Что в данной ситуации можно сделать, и что должна сделать Государственная Дума? Во-первых, принять законы, снижающие налоговую нагрузку на бизнес, – понизить налог на добавленную стоимость с 18 до 10 %. Это единственное, что поможет сейчас преодолеть структурные перекосы в экономике. Дело в том, что, чем значительнее на предприятии процесс переработки сырья, тем большую налоговую нагрузку по НДС оно несет. Если это сырьевая отрасль, то налог на добавленную стоимость минимален. Если это отрасль с высокотехнологичной продукцией, где занято много рабочих, то она платит значительно больше налогов. Снижение НДС, прежде всего, приведет к улучшению ситуации в высокотехнологичных отраслях и сравняет налоговую нагрузку между ними и сырьевиками.

Во-вторых, нужно срочно принимать меры по защите российского товаропроизводителя и российского рынка. При снижении налога на добавленную стоимость, нужно одновременно на 10 % как минимум повышать импортные пошлины на ввоз товаров из-за рубежа. Все импортеры также платят НДС, и если мы снижаем налог, для того чтобы поддержать отечественного производителя, то мы не должны этого делать для иностранных компаний. Для них налоговая нагрузка должна остаться прежней или даже вырасти на тех рынках, которые мы хотим особо защитить. Прежде всего, нуждается в защите сельское хозяйство. Также заградительные пошлины нужно вводить на продукцию автопрома. Сегодня достаточно предприятий, производящих автомобили в России, в том числе иностранных. Если мы введем заградительные пошлины, российский потребитель от этого не пострадает, а уровень локализации нашего производства будет увеличиваться, создавая новые рабочие места.

Сейчас таможенные пошлины у нас очень низкие, и завозить автомобили из-за границы выгоднее, чем производить их здесь, но такую ситуацию пора менять. Я никогда не был сторонником решения проблем производителей в ущерб интересам потребителя. Но при мировом экономическом кризисе, когда падение производства происходит везде, мы должны защищать свою экономику. Конечно, очень хорошо завозить дешевые автомобили. Но когда в стране массовая безработица, то кому они нужны? Прежде всего, мы должны обеспечить людей источниками дохода, а ими может быть только промышленность.

Следующий шаг – вернуть инвестиционную льготу по налогу на прибыль. Предприятия, развернувшие большие инвестиционные программы, которые не могут быть завершены в условиях недостатка финансирования, нуждаются в помощи. Если предприятие заработало прибыль и потратило ее на развитие, налоги с этой прибыли брать нельзя, потому что этой прибыли фактически нет. Раньше такая норма существовала, но потом она была отменена. Теперь пришло время ее вернуть.

Помимо всего этого, государство, как основной заказчик в инфраструктурных объектах, должно профинансировать все заявленные проекты. Это, прежде всего, оборонный комплекс, строительство дорог, развитие проектов по Олимпиаде. Основную массу государственных денег нужно направлять на развитие инфраструктурных объектов.

Вторым заказчиком после государства является население. Его тоже нужно поддержать. Особенно тех, кто пытается решить свои жилищные проблемы. За счет средств из федерального и регионального бюджетов необходимо компенсировать повышение ставок по ипотечным кредитам. Тогда рынок жилья снова оживет, начнется строительство, заказы пойдут в промышленность, и экономика начнет подниматься.

В целом, государство должно пересмотреть свое отношение в российской экономике. Необходимо принять политическое решение и от слов об инновационной экономике перейти к делу. Хватит уже сидеть на нефтяной игле. Нужно уходить от этой зависимости. Я думаю, что кризис должен все расставить на свои места.

"Кризис затянется на 15 лет"

Как можно прогнозировать развитие кризиса?

– Сейчас мы не можем оценить глубину кризиса, мы не знаем, когда он достигнет своего "дна". По моим ощущениям, он затянется лет на пятнадцать. Насколько глубоко упадет экономика России, будет видно во втором квартале следующего года. И насколько тяжелыми окажутся последствия кризиса, зависит, прежде всего, от действий правительства, Государственной Думы и действий региональных руководителей.

Губернатор Челябинской области, например, уже принял решение о поддержке промышленных предприятий области – компенсации части процентов по кредитам с тем, чтобы предприятия не сокращали людей в таком количестве. Те предприятия, которые не устраивают массовых сокращений персонала, получат помощь от областного бюджета на финансирование процентов по кредитам. Я думаю, что это хорошая мера. Надеюсь, что по такому пути пойдет и федеральный бюджет. Только так мы сможем смягчить последствия кризиса.

Беседовала Ангелина Попцова

Источник: Официальный сайт Валерия Гартунга

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International