О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Оксана Дмитриева: "Справедливая Россия" – лидер по числу законопроектов среди оппозиции

21 января 2009

На вопросы "НП" отвечает первый заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" в Государственной Думе, член Комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.


– 2008 год стал первым годом работы фракции "Справедливая Россия" в Государственной Думе нынешнего состава. Как вы оцениваете ее работу в прошедшем году?

– Фракция "СР" за первый год своего пребывания в Государственной Думе внесла в виде законопроектов большую часть того, что входило в ее предвыборную программу. Фактически все наши обещания во время избирательной кампании мы реализовали в виде законопроектов, которые были внесены в Государственную Думу.

Прежде всего, речь идет о законах, которые касаются пенсионного обеспечения граждан. Именно они являлись основными пунктами нашей программы. В первую очередь, это актуальный закон об индексации страховой части пенсии темпами, не уступающими темпам роста заработной платы. Сейчас происходит отставание пенсий от средней заработной платы, снижение коэффициента замещения. Но это сказывается не только на нынешних пенсионерах, но и на будущих, поскольку из-за недоиндексации происходит обесценивание пенсионного капитала. Этот закон был внесен, рассмотрен, и отклонен "Единой Россией", без каких-либо видимых причин, хотя вся оппозиция голосовала "за". Как всегда мотивация проста – нет денег. При этом выбрасываются огромные суммы, гораздо большие, чем требовалось бы на реализацию этого закона, на не всегда продуманные проекты, например, на закачку средств в банковскую систему.

Второй законопроект, который тоже был внесен в Думу, предполагал бесплатное предоставление автотранспортных средств ветеранам и возвращение натуральных льгот по междугородному проезду. Это включало в себя внесение изменений в закон о ветеранах, в том, что касается инвалидов войны и ветеранов боевых действий. Он тоже был отклонен Государственной Думой. Парадоксально, но от профильного комитета против этого закона выступал "афганец" – Франц Клинцевич, хотя законопроект по автотранспорту касался, прежде всего, инвалидов-афганцев и молодых инвалидов боевых действий в Чечне, которым требуется предоставление бесплатных автотранспортных средств не только, если они встали на очередь до 2005 года, но и позже, ввиду периодической замены автотранспорта. Можете посмотреть стенограмму заседания – нет совершенно никаких причин для отклонения, однако, Клинцевич заявляет – "мы сами разработаем проект, мы работаем над этим". Ему отвечают – "уже есть готовый и просчитанный законопроект, и вы не можете сказать, что он неправильно составлен". Но мотивация не меняется – мы его принимать не будем и все.

При этом остались не рассмотренными Госдумой ряд очень важных законопроектов, которые также основывались на основных пунктах нашей предвыборной кампании. Это закон о восстановлении так называемых нестраховых периодов – учеба в ВУЗе, уход за ребенком; льготное исчисление стажа для северян; закон об изменении коэффициента учета заработка к пенсии – увеличение его с 1,2 до 2, а для тех, кто трудился на тяжелых и вредных работах – до 2,8. Эти законопроекты тоже внесены, но до сих пор не рассмотрены, несмотря на наши периодические требования, чтобы их включили в план законопроектной деятельности.

Также все время шла борьба за закон о строительных сберегательных кассах, который внесен в Госдуму, и о котором много говорили в период предвыборной кампании. Бесконечно шло согласование с правительством. Очень много по этой теме работал Сергей Михайлович Миронов, непосредственно обращаясь и к председателю правительства, и к президенту, но активное "антилобби" на уровне высокопоставленных чиновников в правительстве, продавливает американскую схему, несмотря на то, что она рухнула и показала свою бесперспективность. Эти люди пытаются воспрепятствовать развитию строительно-сберегательных касс, которые сейчас, на фоне банкротства многих финансовых организаций, показали свою надежность. Ни одна строительно-сберегательная касса в Австрии или Германии не обанкротилась. А сейчас там даже идет прирост вкладчиков, потому что это надежная система. Стройсберкассы в условиях кризиса дают дешевые кредиты на жилье.

– Вопрос о строительных сберегательных кассах снят с повестки дня окончательно?

– Нет, его еще не рассматривали на пленарном заседании. Была попытка отклонить его со стороны комитета по кредитным организациям, который возглавляет единоросс Резник. Но здесь мы уже активно начали работать с правительством и администрацией президента. Было несколько обращений, несколько раундов переговоров, и в итоге никто не говорит, что закон не нужен. Правительство и администрация президента выдвигают различные надуманные претензии – мол, сейчас высокая инфляция, хотя этот законопроект – форма борьбы с инфляцией, поскольку стройсберкассы изымают накопления из общей денежной массы. Борьба за закон продолжается на самом высоком уровне, переместившись в правительство и администрацию президента.

– Какие еще законы были разработаны фракцией?

– Есть еще большой блок инновационных законов, которые были внесены давно, сейчас они внесены заново. Это законы, стимулирующие инновационный процесс, предприятия инновационного бизнеса, научные организации и учреждения высшего образования. Предыдущая версия долго находилась на рассмотрении и за это время изменилось налоговое законодательство. Теперь они внесены в новом варианте.

Первый год работы нашей фракции пришелся на время кризиса, и поэтому наши усилия были сосредоточены на формулировке антикризисных предложений, которые мы делали как в форме антикризисной программы, нами разработанной (и, фактически, мы первыми ее предложили – еще в сентябре), так и в форме предложенного пакета альтернативных антикризисных законопроектов. Главные из них – снижение налога на добавленную стоимость до 10 %, налоговые льготы для малого бизнеса (налоговые каникулы на один год), и особые условия для инновационного бизнеса.

– Что дает снижение НДС?

– Во-первых, это насыщение предприятия ликвидностью, потому что те средства, которые не уходят на налоги, остаются у предприятия, причем в той же пропорции, в которой оно создает добавленную стоимость. И это стимул для того, чтобы не снижать производство, не сокращать рабочие места. В условиях сокращения спроса, когда у предприятия трудности с платежами, проблема частично решается, если не забирать у него деньги. То же самое с налоговыми каникулами для малого бизнеса. Смысл в том, чтобы все деньги, которые есть у предприятия, оно бросало на то, чтобы не допустить сокращения производства и снижения объемов выпуска.

– Некоторые недоумевают – зачем в момент кризиса предлагается стимулировать наукоемкий, инновационный бизнес? До него ли сейчас?

– Кризис в России произошел главным образом оттого, что экономика моноструктурна, она полностью сосредоточена на экспорте сырья. Любые изменения в спросе на сырье или в снижении цены на него тут же оборачиваются огромными потерями для экономики, снижением объемов производства, сокращением рабочих мест и т.д. Поэтому выйти из кризиса можно одним способом – диверсифицировав экономику в пользу новых инновационных отраслей, сделав в условиях кризиса то, что не было сделано до кризиса. Если сокращается спрос в традиционных отраслях – куда пойдут люди? Или надо сидеть и ждать, пока цены на нефть снова повысятся? Поэтому моноструктурная экономика крайне неустойчива и всегда чревата кризисом. Применительно к нашей стране это особенно актуально. Из экономической науки известно, что традиционный способ выхода из кризиса заключается в том, чтобы на смену отмирающим отраслям появлялись новые.

Тот объем ресурсов, который требуется по нашим предложениям на инновационное развитие, несопоставим с без толку растраченными в сентябре-ноябре ресурсами по антикризисному плану правительства в размере 5-6 триллионов рублей, из которых половина была закачена в банки. Уже достоверно известно, что 1,5 триллиона было потрачено безо всякого эффекта. Не будет никакого толка от расходования средств на бездумное погашение внешних долгов различных корпораций и банков. Отнюдь не все из них нуждаются в защите за счет государства.

Я упомянула о судьбе 6 триллионов рублей – это еще одно направление деятельности "Справедливой России", мы очень внимательно рассматриваем все антикризисные программы и законы, и выступаем с их анализом, прогнозом результатов не спустя 2-3 месяца, а в момент принятия законопроекта. В частности, мы возражали против того, чтобы триллион рублей дать банкам – потому что деньги до реальной экономики не дойдут. Мы возражали против передачи 50 млрд. долларов США ВЭБу, и говорили, что это не поддержка реальной экономики. "Справедливая Россия" еще в сентябре предлагала снижение налогов, но наши предложения не были услышаны – пошли не по пути снижения НДС, а по пути снижения налога на прибыль, хотя мы тоже говорили в момент принятия закона, что это практически ничего не даст, поскольку в условиях кризиса прибыль сокращается, рентабельность минимальная и сплошные убытки.

Характерный пример по антикризисной работе – предложение "Справедливой России" о досрочном использовании материнского капитала на цели жилищного строительства. После нас правительство выступило со своей инициативой и внесло законопроект о досрочном использовании материнского капитала на погашение ипотечных кредитов. Но тут, как говорится, дьявол кроется в деталях. Разница очевидна – жилищное строительство вообще, улучшение жилищных условий (строительство, ремонт, приобретение земельных участков, обмен и т.д.) или исключительно погашение ипотечного кредита. Если бы была принята наша формулировка, то, я думаю, большинство граждан направили бы свой материнский капитал на цели жилищного строительства. Это были бы дополнительные средства как для граждан, так и для строительного рынка и рынка строительных материалов. Правительство сузило нашу идею до профанации – его закон слишком мало кого коснется. Мы предлагали тогда – рассмотрите наш закон как альтернативный, но встретили отказ.

– Вы вместе с Николаем Левичевым представили законопроект об увеличении срока выплаты пособия по уходу за ребенком. Какова его судьба?

– Он сейчас находится на заключении в правительстве – это судьба всех наших антикризисных законов. Увеличение выплаты пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 2 лет мы считаем особенно целесообразным в условиях кризиса. Это создание квазирабочего места для молодой матери, которая в условиях сокращения занятости еще полгода получает какие-то средства. Этот закон, точно также как и другие наши антикризисные предложения, например, законопроект, который снижает предельные нормы расходов семьи на оплату ЖКХ с 22 % до 10 % от совокупного дохода семьи, очевидно, хотят пустить по давно отлаженному кругу – "мариновать" в правительстве год или два. Поэтому мы будем настаивать на их внеочередном рассмотрении как антикризисных.

И последнее по итогам работы фракции: "Справедливая Россия" в минувшем году всякий раз – и при рассмотрении бюджета, и при его корректировке, вносила свой альтернативный проект. Суть наших предложения в том, что мы против Стабилизационного фонда, в чем были абсолютно правы. Это неправильно – формировать этот фонд и вкладывать его средства в экономику других государств. Наиболее эффективным было бы использовать эти средства для снижения налогов и вложения их в развитие инфраструктуры. Если бы это было сделано пусть даже в 2008 году, то влияние кризиса на нас было бы существенно меньше.

– Подводя итог этой теме, можно ли сказать, что фракция "СР" состоялась, что у нее узнаваемое лицо, своя позиция по основным вопросам?

– Безусловно, фракция состоялась – когда министр финансов, министры социального блока, председатель ЦБ выступают в Думе, отвечают на вопросы депутатов, то дискуссия ведется исключительно со "Справедливой Россией". Совершенно очевидно, что в финансовой и социальной области мы являемся основными оппонентами партии власти, теми, кто предлагает реальную просчитанную альтернативу. У нас на фракции всегда идет очень подробное обсуждение повестки дня. Бывает, что на предварительном рассмотрении снимаются разработанные нашими депутатами законопроекты, когда они не соответствуют линии партии, ее предвыборным обещаниям.

– Можно ли сказать, что качественный потенциал фракции значительно превосходит ее количественный потенциал?

– Думаю, можно. Посмотрите предложения правительства по реализации послания президента – очень много предложений взято от "Справедливой России". Если говорить об оппозиции, то по количеству внесенных законопроектов, безусловно, мы являемся лидерами.

– Какие планы у "Справедливой России" на весеннюю сессию?

– Главная тема – это экономический кризис. Мы будем настаивать на принятии наших антикризисных законов, их основная задача – защитить население, особенно наиболее уязвимые слои. Также необходимо стимулирование малого и инновационного бизнеса. Поэтому при корректировке бюджета мы будем настаивать на том, чтобы средства, которые есть у государства – золотовалютные резервы и резервные фонды, переориентировать на индексацию доходов населения, на восстановление части натуральных льгот. Нужно перестать подпитывать государственными деньгами исключительно олигархат, и предотвратить их растаскивание через госкорпорации.

– Как вы оцениваете работу правительства? Всегда ли оно успевает своевременно принимать адекватные решения?

– Я оцениваю его работу плохо. Оно не предвидит ситуацию, не оценивает ее адекватно, и принимает неправильные меры.

Поэтому тяжесть кризиса в России во многом объясняется как предшествующей политикой правительства, так и неадекватными мерами по выходу из кризиса. Часто принимаются полумеры, что видно на примере законов о материнском капитале или о снижении налогов, когда вместо снижения НДС, которое коснулось бы всех, снижается налог на прибыль.

– Давать прогноз – дело неблагодарное, но, все-таки, как видный экономист, какую динамику экономического развития России вы прогнозируете на этот год?

– Экономический прогноз не очень оптимистичен, потому что пока ничего не сделано для выхода из кризиса за счет собственных действий. Все идет по инерции, а экономическая ситуация в мире развивается по худшему сценарию. Цена на нефть находится на низком уровне, даже ниже, чем я могла предполагать. Она колеблется в коридоре от 30 до 40 долларов за баррель, и с учетом огромной внешней задолженности частного сектора, которая уже превышает оставшиеся золотовалютные резервы, это создает очень уязвимую ситуацию для страны. В отсутствие активных действий правительства экономическая динамика зависит от того, как будут выходить из кризисной ситуации США и Китай. Если они перейдут к экономическому росту, то это вызовет подъем цен на нефть и расширение финансовых возможностей для нашей страны. Если нет – спастись мы сможем только сами. Рецепт один – поддерживать высокие технологии и малый бизнес, и не тратить финансы на поддержку олигархических структур.

Беседовал Максим АРТЕМЬЕВ

Источник: Новая Политика

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International