В семье Ольги Якушкиной много лет хранится старинный фарфоровый молочник. Ольгин дед, ветеран Великой Отечественной, подарил его бабушке, вернувшись с войны. Изящная вещица – не просто трофей. Не исключено, что это ниточка, которая связывает гвардии сержанта с легендарным военачальником...
Уроженец Пензы Николай Якушкин прошёл войну, побывал на всех фронтах. Вот, пожалуй, и всё, что семье известно со слов самого героя...
Ольга знает, что на фронт её дед ушел в самом начале войны. Было ему 28 – по тем временам уже солидный мужчина, отец семейства. Дома осталась жена Клавдия Степановна и двое сыновей – семилетний Славка и пятилетний Женька. Ольгин будущий отец.
В 45-м Николай Якушкин вернулся в родной город с "грудью в орденах": орден Красной Звезды, медаль "За оборону Сталинграда", медаль "За взятие Кёнигсберга", "За победу над Германией", "За боевые заслуги"...
Но за какие заслуги? В мирной жизни ветеран вспоминал о них нечасто и неохотно. Но почему?
Гвардии сержант Якушкин всю войну провёл за баранкой. О таких, как он, говорят: "ездит на всём, что заводится". В военном билете ветерана указано, что в октябре 1942 года за ним был закреплён автомобиль "Паккард" и выдано личное оружие – пистолет парабеллум.
Тогда же, в октябре 1942-го, Николая Петровича прикомандировали ко 2-й гвардейской армии. А месяц спустя командование её войсками принял Родион Малиновский. И наш земляк стал личным водителем будущего маршала Победы. Доказательством тому – чудом сохранившийся, пожелтевший от времени листок: водительское удостоверение. Не простое – бумага наделяла владельца особыми полномочиями.
"Якушкин действительно является шофёром командующего 2-й гв. армии. Шофёру Якушкину разрешается проезд на машинах любого типа, в любое время суток. Не подлежит задержанию на мостах, переправах, перекрестках дорог. Загранпостам, контрольно-пропускным пунктам и командирам частей оказывать помощь в быстрейшем продвижении вне всякой очереди. Разрешается ношение огнестрельного оружия".
А что, если гвардии сержант Якушкин просто не имел права делиться подробностями своей службы?
К тому же родные Николая Петровича знают: позже его перебросили на 3-й Белорусский фронт. Не исключено, что там он стал личным водителем дважды Героя Советского Союза Ивана Черняховского. И свидетелем его гибели...
Самый молодой в СССР генерал армии трёх месяцев не дожил до Победы. Он погиб 18 февраля 1945-го в Восточной Пруссии, и многие материалы этой трагедии до сих пор сохраняют гриф секретности.
В тот роковой день нужно было проверить боеготовность расположенных в тылу частей. Черняховского предупредили: путь будет лежать через шоссе, которое просматривается противником и обстреливается артогнём. Но он только рукой махнул: надо ехать. Единственный снаряд разорвался возле командирского внедорожника на окраине уже освобождённого, ныне польского, городка Мельзак. Осколок попал генералу в грудь. Рана оказалась смертельной.
Вот тут и вспоминается семейная реликвия Якушкиных. Молочник, разрисованный полевыми цветами. Дело в том, что изготовлен он в Восточной Пруссии. Там, где оборвалась жизнь 37-летнего дважды Героя. А ещё...
"Мы изучили все версии гибели Черняховского, – рассказывает Ольга Якушкина. – Точнее, все рассекреченные документы. Там есть рассказ очевидца, который говорит, что смертельно раненый генерал обращался к своему водителю по имени: "Николай, спаси меня. Я Родине ещё пригожусь..."
В архивах удалось найти документ, из которого следует, что за год до трагедии Николай Петрович участвовал в Вильнюсской операции, и именно за неё Иван Черняховский получил свою вторую Золотую Звезду. Не тогда ли командующий 3-м Белорусским фронтом приметил водителя-аса?
Закончилась война для гвардии сержанта Якушкина лишь в октябре 1945 года. Известно, что перед возвращением домой он несколько месяцев провёл в госпитале. Но вот как и где был ранен? Очередная загадка. Не исключено, что разгадывать её предстоит уже правнукам ветерана.
В мирной жизни Николай Петрович стал заведующим гаражом обкома партии. Из жизни он ушёл в апреле 1990 года. Ему было 77.