Несмотря на поручение Президента до конца 2025 года обеспечить жильем инвалидов, стоящих в очереди более 20 лет, в списках ожидания остаются еще тысячи семей. В интервью NEWS.ru председатель комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская поделилась мнением о причинах этого, раскрыла, почему люди порой вынуждены каждый раз подниматься пешком на 40-й этаж, рассказала об аварийных домах, капремонте МКД и других острых проблемах ЖКХ:
– Что происходит с очередью на жилье? На начало 2022 года улучшения жилищных условий ожидало – причем, минимум лет по 20 – порядка 748 тысяч семей, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, а в год получают не более 30 тысяч. При этом категорий очередников уже 24, и появляются все новые...
– Это очень тяжелая тема. Особенно когда дело касается инвалидов. В 2020 году Президент поручил обеспечить наконец жильем инвалидов, которые встали на учет до 2005-го. Он обозначил срок – до 1 января 2025 года. Но это поручение вряд ли удастся выполнить: в списке еще осталось несколько тысяч семей.
Дело в том, что до принятия в 2005 году Жилищного кодекса при постановке на учет не требовалось быть малоимущим. А после принятия кодекса даже инвалидам надо быть малоимущими, чтобы встать на учет. И если у них доход хотя бы на 100–200 рублей больше установленного, они не попадают ни в какую очередь. И эта ситуация ухудшается: на новых территориях инвалидами становятся многие люди, чьи дома разбомбили.
– Поручение Президента касалось только инвалидов?
– Да. Но даже если в бюджете предусмотрена статья расходов на жилье для этих инвалидов, то сумма раз в пять меньше, чем нужно. А ведь инвалиды – это самая тяжелая категория очередников.
– При этом вице-премьер Марат Хуснуллин постоянно рассказывает, какое огромное количество квадратных метров введено в строй. В ноябре он объявил, что в 2024-м это уже 110 млн кв. метров. Все на продажу?
– Да, это работа на застройщиков и банки. Они, кроме слова "ипотека", других не знают. Причем в большинстве случаев строят там, где уже есть инфраструктура, потому что так прибыль больше. Но ни одной проблемы нуждающихся в жилье и не имеющих возможности его приобрести граждан такая политика не решает. Поэтому я всегда задаю вопрос: а для чего столько построено? Какую проблему решили?
Это вариант и для бюджетной сферы – людей, которые у нас называются средним классом, малоимущими не являются, но живут от зарплаты до зарплаты. Поэтому ни купить квартиру, ни встать на учет как очередники на социальное жилье по договору социального найма с правом на приватизацию они не могут. А вот заселиться в наемный дом у них возможность есть. Причем это гораздо дешевле, чем снимать жилье по рыночной цене.
Я давно этой темой занимаюсь. Очень тяжело шел процесс, но сейчас вроде сдвинулось с мертвой точки.
– Таких домов уже много по России?
– Нет, к сожалению. Строительство идет "пятнами". В этом смысле передовик – Санкт-Петербург. Там восемь наемных домов именно социального использования. Это важно подчеркнуть – речь не о коммерческом фонде. И все эти восемь домов в Петербурге уже заселены. Сейчас появились еще места, где такое жилье очень нужно.
– Предположим, человек, которому выделили такое жилье, умирает. Что будет с его семьей? Выселят?
– Эти дома – собственность публичной власти, жилье приватизировать нельзя. Но семья там останется жить. При этом применяется весьма подвижная форма – договор найма срочный, от года до 10 лет в зависимости от ситуации. Это позволяет нанимателям уехать в другой регион, если они нашли более привлекательную работу. В этом смысле хорошо, если такие дома будут во всех регионах.
В последнее время этой формой предоставления жилья заинтересовались некоторые регионы. Такой вариант очень нужен работникам оборонных предприятий. Были приняты даже некоторые нормативные документы Правительства: ведь приток рабочих на такие предприятия сейчас большой. Люди приезжают с семьей, начинают снимать жилье. В итоге цена найма сильно выросла. Мы наблюдаем ситуации, когда предложений по сдаваемому жилью уже нет. Кроме того, есть вероятность, что эти люди останутся работать в городах с такими предприятиями. И тогда им точно потребуется наемное жилье.
Но, к сожалению, сегодня подобные дома есть только в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Свердловской, Калининградской областях и еще в Челябинске.
– А в Москве?
– В Москве только ипотека.
– Это нормальные дома, не халупы?
– Нет, хорошие современные дома экономкласса со всеми удобствами. Они построены по стандартам, отвечающим всем санитарным и прочим нормам.
Еще одно преимущество наемных домов – никаких собраний проводить не надо, поскольку это собственность одного юридического лица – публичной власти. Так что тут никто не будет подделывать ни протоколы, ни решения общих собраний. Собрания и протоколы поддельные сейчас – это головная боль по всей стране.
– А что говорят в Правительстве о вашей идее построить наемные дома во всех регионах?
– Руководители комитетов и комиссий Госдумы встречались с премьер-министром Михаилом Мишустиным. Я на такой встрече рассказала о концепции наемного жилья и обозначила категории граждан, которые могут быть им обеспечены: бюджетники (учителя, врачи, социальные работники), сотрудники оборонных предприятий, жители новых территорий. Премьер очень заинтересовался.
Более того, не так давно я проводила в Ярославле совещание по темам "Наемные дома социального использования. Капитальный ремонт: общий котел или спецсчет". Мишустин специально направил туда людей из Правительства, заместителей министров. Так что, думаю, теперь дело пойдет более энергично.
Хотя недавно я получила письмо, что денег на такие дома в бюджете нет и власти пытаются предложить тему концессии... В общем, снова придется разговаривать с Михаилом Владимировичем.
– А что с программой по замене лифтов? В Петербурге часть их уже останавливают...
– Самое неправильное решение – продлить срок действия, а так, увы, тоже делается. Тем, кто живет в старом жилищном фонде, повезло больше, чем тем, кто обитает в "человейниках" под 35–40 этажей (там тоже уже есть примеры остановки). Дело в том, что лифты, которые используются в "человейниках", у нас не производят, а ввозить их – огромная проблема. А те, что установлены в старом фонде, делаются на российских заводах. И обновить их не составляет никакой проблемы, кроме финансовой.
– Но и финансовая проблема – вещь серьезная. Заменить необходимо минимум 100 тысяч лифтов в стране. На это нужно порядка 22 млрд рублей. Откуда взять такую сумму?
– По некоторым регионам у меня есть и другие факты. Деньги на капремонт есть, а лифты не меняют.
– Это решение местных властей?
– Конечно, как правило, региональных. Совершенно безобразная ситуация.
– Сейчас одна из самых трудных проблем с капремонтом – попасть в программу. Эксперты говорят: как внесли 10 лет назад дома в перечень требующих ремонта, так список и не пополнялся. Что-то будет меняться в этом смысле?
– Тут жители сами могут изменить ситуацию. Просто не надо отчислять деньги на общий счет. Спецсчет в этом смысле гораздо гибче. И вообще лучше сразу завести спецсчет и накапливать деньги на ремонт исключительно своего дома.
– Насколько известно, если ты уже перечисляешь средства на общий счет, перейти на спецсчет весьма непросто...
– Да, попасть в "общий котел" легче, чем вылезти из него. Это гораздо более длительная и трудная процедура. Но дело того стоит, уверяю вас.
– Не менее тяжелая проблема и с признанием домов аварийными. Нередки случаи, когда нормальные строения вдруг признают непригодными для жилья.
– Это обычно случается с домами, которые стоят в центре на дорогой земле и представляют интерес для коммерческих структур.
Такие ситуации обязательно надо оспаривать в судебном порядке. К сожалению, в этом случае нужно делать экспертизу, что очень дорого. Как правило, у жильцов таких домов денег на это нет. Но идти в суд надо, вплоть до Верховного, – это сто процентов.
– Может, есть планы ужесточить законодательство, чтобы обрубить у коммерческих структур такие желания?
– Таких планов нет. Да и не закон это – нормативный документ. Но суды принимают нормативные документы во внимание в отсутствие соответствующих норм в самом законе.
А процедура остается прежней – она описана в постановлении № 47 от 28 января 2006 года Правительства РФ. Межведомственная комиссия, состоящая из якобы специалистов, признает жилое помещение непригодным для проживания. В соответствии с этим заключением строение признается аварийным. Потом постановление утверждается исполнительной властью – муниципальной или чаще всего распоряжением губернатора.
– Оборотная сторона проблемы "авариек" – жителей переселяют в дома, построенные, как правило, на окраинах. В некоторых случаях – в малогабаритные квартиры, которые больше напоминают клетки. Где же общие для страны нормативы предоставления жилья, санитарные нормы на человека и т. д.?
– К сожалению, они работают только в отношении социальных нанимателей, и то не везде. Есть случаи, когда дополнительные меры поддержки принимаются самим регионом. Например, по реновации в Москве – это удалось пробить с большим трудом: если ты очередник, даже вчера им стал, тебе дают квартиру по нормам. А в большинстве регионов таких поблажек при переселении нет – дают метр на метр.
– Во многих регионах жителям "авариек" предлагают мизерную выкупную цену. Есть ли способ противостоять этому?
– Хотела бы дать совет: если вам предлагают компенсацию за изымаемое жилье, на которую ничего не купишь, это надо обязательно оспаривать в судебном порядке.
В свое время Верховный суд сказал: когда формируется выкупная цена, нужно учитывать не только стоимость развалюхи, но и земли, на которой она стоит. А также стоимость не произведенного когда-то капитального ремонта (если речь о квартире, которая была приватизирована) – такие обязательства у государства были, но не выполнены. А ведь если бы дом вовремя ремонтировали, возможно, его не пришлось бы признавать аварийным.
По материалам источников: NEWS.ru