11 декабря Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 654233-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" (в части совершенствования деятельности ресурсоснабжающих организаций). Доклад представила депутат ГД Светлана Разворотнева. Содоклад – первый заместитель председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев. От фракции "СРЗП" вопросы задали Елена Драпеко и Валерий Гартунг.
Елена Драпеко:
- У меня вопрос, Павел Рюрикович. Мы с вами давно в этом зале работаем, я-то помню, как вы нас уговаривали впустить частный бизнес в сферу ЖКХ, и что сейчас же инвесторы бросятся модернизировать, и тут же конкуренция приведет к понижению тарифов. Не пора нам признать, что политика в области ЖКХ нашего Правительства полностью провалилась, запретить приватизацию в сфере ЖКХ, в том числе водоотведения, и национализировать то, что еще осталось в живых. Потому что ваши частные инвесторы берут только сладкие куски, которые дают прибыль, как только прибыли нет – всё бросают, и муниципалитеты, и граждане остаются с дырявыми трубами и безумными тарифами. Поэтому я призываю вас, уважаемые коллеги, вернуться обратно туда на 10 лет назад...
Павел Качкаев:
- Елена Григорьевна, официальное постановление, по-моему, № 100, которое вышло ещё когда Дмитрий Николаевич Козак был вице-премьером, у нас запрещена передача в частную собственность объектов тепло- и водоснабжения. Это первое.
Второе. Частный бизнес запустили мы в жилищно-коммунальную систему в 2008 году, когда вышел 185-й федеральный закон и был сформирован фонд... и когда была запущена реформа жилищно-коммунального хозяйства. Я с этой трибуны выступаю 13 лет уже. Поэтому не я провозгласил эту реформу. Но в принципе, есть ведь и положительные результаты. Я, как сказать, далёк от мысли и того, что нужно все муниципальные и государственные предприятия перевести в частную собственность, абсолютно я это не поддерживаю. Всё зависит от того, как муниципалитеты, как государство управляет тем или иным предприятием.
Поэтому сегодня говорить о том, чтобы всё национализировать, на мой взгляд, это излишне. Если есть претензии к частному собственнику, вот как, например, сегодня получилось (зимой) по оружейному, по-моему, да, заводу или по патронному заводу, когда в Московской области осталось громадное количество наших жителей без тепла, хотя там вина не только источника, не только ресурсоснабжающей организации, но и нерасторопность служб самого муниципалитета, вот тогда это дело нужно забирать.
Когда нормально частник управляет своим предприятием и делает всё, чтобы мы получили с вами качественные и, самое главное, доступные коммунальные услуги, тогда этого делать не стоит. Поэтому я считаю, огульно это решать нельзя.
Валерий Гартунг:
- У меня вопросы и к авторам, и к представителю комитета.
Первое. А что мешает сейчас региональным энергетическим комиссиям, которые утверждают тариф, контролировать инвестиционную составляющую? Ведь у нас амортизация никуда не делась, а именно амортизация, которая закладывается в тариф, является источником восстановления сети. Это первое.
И второе. Почему речь идет только о водоснабжении, водоотведении, а тепловые сети? Спасибо.
Светлана Разворотнева:
- Валерий Карлович, с последнего начну. Вы знаете, межведомственная разобщенность, наш комитет отвечает за водоснабжение, Комитет по энергетике за теплоснабжение.
Но поскольку нам Правительство всё-таки поручило распространить эти нормы и на теплоснабжение, я надеюсь, что мы это обязательно сделаем ко второму чтению.
О том, почему сейчас не контролируют, ну, вы отчасти правы, потому что в принципе у концедентов, как известно, есть полномочия по контролю за выполнением концессионных соглашений, они это не делают либо в силу некомпетентности, либо в силу каких-то других причин. Ну и, конечно, введение ответственности здесь поможет.
А, кроме того, эти деньги не окрашены, они не учитываются отдельно, всё-таки амортизационные отчисления – это немножко другое, и тут надо просто чисто бухгалтерию поменять чуть-чуть.