16 октября Государственная Дума отклонила законопроекты фракции "СРЗП" № 115341-8 "О внесении изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части освобождения отдельных категорий граждан от уплаты налога на имущество физических лиц) (от фракции "СРЗП" с докладом выступил Олег Нилов) и № 444833-8 "О внесении изменения в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня оснований применения инвестиционного налогового вычета) (от фракции "СРЗП" с докладом выступил Михаил Делягин).
Олег Нилов:
- Уважаемый Александр Михайлович (Бабаков, Заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Подходит к завершению Год семьи, но я бы предложил, если такое возможно, не завершать его, а продолжить, тем более, демографическая ситуация в стране, мягко говоря, аховая. И, конечно, мы не приняли, как мне видится, и десятой доли тех законопроектов, которые эту самую демографическую политику нашу могли бы вывести на пути роста, на пути создания многодетных семей, ну вот как правило. Поэтому нам до этого далеко. И поэтому вот очередная инициатива, она очень простая, коллеги, освободить многодетные семьи от налога на имущество.
Очень просто, да? Это немного для бюджета, совсем немного, да, потери и немного для семей, но значимо. Я считаю, что в налоговом законодательстве очень хорошо бы посмотреть, с кого мы берём по по-прежнему плоской шкале, а есть даже не то, что непрогрессивные, а регрессивные шкалы по обложению доходов, дивидендов различных очень богатых граждан страны.
Многодетные семьи и многие другие категории, семьи, где есть и инвалиды, малоимущие, давайте освобождать от этого бремени. Ещё раз говорю, небольших, но значимых для таких семей денег, там несколько тысяч рублей, может быть, даже меньше, в месяц, давайте оставим им как очередной, но такой мотивирующий, но ощутимый знак внимания. Вот в чём суть законопроекта.
Михаил Делягин:
- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), дорогие друзья!
Это очень простой законопроект. Он сводится к тому, что нужно освободить от налога на прибыль те средства, которые предприятия направляют на поддержку СВО во всех видах – как напрямую, так и через разного рода некоммерческие организации.
Конечно, по-хорошему, от налога на прибыль нужно освободить всех производителей инвестиций вообще, потому что не нужно стимулировать потребление непроизводительное, не нужно стимулировать дивиденды. Если мы хотим развиваться, мы должны освободить от налога на прибыль все инвестиции. Собственно, после дефолтной катастрофы 1998 года мы так и сделали. Тогда Правительство Примакова не смогло освободить инвестиции полностью от налога на прибыль, но ввело 50-процентную налоговую льготу. Тогда правящие олигархи не допустили полного освобождения инвестиций, потому что они не были заинтересованы в производстве.
А сегодня, когда мы повышаем налог на прибыль, повысили уже, мы ввели инвестиционную льготу, но это льгота не на все инвестиции автоматически, а только на те, которые разрешает государство. То есть это точечное освобождение, которое не решает проблемы. В результате занижение себестоимости ведёт к тому, что налог на прибыль взимается в том числе с необходимой не только для развития, но и просто с необходимых для работы расходов. Это блокирует наше развитие, закрепляет наше положение как экономической колонии.
Но данный законопроект не столь всеобъемлющ, он значительно локальнее. Опять-таки, хорошо, допустим, нам не нужно переставать быть экономической колонией, допустим, нам не нужно стимулировать развитие, давайте простимулируем хотя бы помощь фронту. Потому что, я думаю, здесь большинство в зале знают, что волонтёры устали, волонтеры изнемогают, страна третий год финансирует свои Вооруженные Силы, помимо бюджета, и силы многих не только людей, но и предприятий часто на исходе. Я думаю, многие видели эти отчеты, может быть, кто-то видел это своими глазами, когда приезжает тот или иной представитель в прекрасно экипированное подразделение, восторгается, а потом задает стыдный вопрос: а что из этого замечательного оборудования, из этой прекрасной экипировки дало вам государство? И повисает такая стыдная тяжелая тишина. Есть, конечно, и другие ситуации. Но мы все, я думаю, такие отчеты, по крайней мере, читали, а многие, я думаю, попадали в эти ситуации и сами. Попытки многих предприятий, особенно малых, взаимодействовать с государством, упираются в непреодолимое бронированное болото бюрократии. В результате люди, которые пытались развивать производство, именно для поддержки фронта, отчаиваются, несут убытки, сворачивают производство, попадают, как мне пишут, в финансовые ямы, вообще отказываются взаимодействовать с государством в принципе, а то и становятся врагами государства от отчаяния.
Нужно хоть как-то облегчить положение тех, кто на себе тащит эту войну уже третий год. И наше голосование сегодня покажет наше действительное, не на словах, а на деле отношение к тем, кто финансирует абсолютно необходимое не только для победы, но и для простого продолжения боевых действий наших Вооруженных Сил.
А что касается выпадающих источников, так я напомню, что по бюджету, который мы будем принимать на следующей неделе, более чем 1,8 трлн рублей предполагается сначала взять взаймы под 20%, а то и больше годовых, а потом вложить, скорее всего, под 14% годовых, а то и меньше. И вот эта замечательная, так сказать, операция, когда 1,8 трлн рублей замораживается на счетах федерального бюджета, – это огромный ресурс для стимулирования того, что мы действительно хотим стимулировать, что мы хотим действительно поддержать, если, конечно, хотим.
Я повторюсь, наше голосование по этому закону, как капля воды, покажет наше действительное отношение к тем, кто финансирует значительную часть сегодняшних боевых действий.