14 мая Государственная Дума приняла проект постановления ГД № 622686-8 "Об утверждении Решетникова Максима Геннадьевича Министром экономического развития Российской Федерации". Кандидат представил программы основных направлений деятельности Министерства экономического развития. От фракции "СРЗП" вопрос задал Валерий Гартунг:
- Уважаемый Максим Геннадьевич, двумя руками за то, что вы сказали, мы должны быть активны в своей экономической политике.Но скажите, пожалуйста, а что вам мешает это организовать?
Сейчас наша промышленность борется с Центральным банком, который душит экономический рост. Вы на какой стороне: на стороне промышленности или Центрального банка? И есть ли у вас план действий, как поддерживать нашу промышленность, и, конечно, вы на её стороне?
Спасибо.
Максим Решетников:
- Мне кажется, не очень правильно противопоставлять Центральный банк и промышленность, коллеги, потому что в долгосрочном плане без финансовой устойчивости и без финансовой стабильности нормального экономического развития не будет. Коллеги, мне кажется, это, в общем, та наша устойчивость, которую сейчас экономика демонстрирует, и темпы роста и так далее, в её фундаменте рыночный характер и накопленная макроэкономическая стабильность и, в том числе, доверие и к политике Центрального банка.
С другой точки зрения, мы должны видеть ситуацию, может быть, более выпукло, более объёмно. Потому что Центральный банк борется с общим темпом роста кредитования экономики, считая, что экономика перегрета. Действительно, с нашей точки зрения, признаки перегрева есть, хотя, например, ограничения, с точки зрения рынка труда, с нашей точки зрения, не столь существенны, как предполагается, и экономика способна развиваться, пусть даже при несколько более высоком уровне инфляции, чем тот, что обозначен, как таргет.
Мы должны понимать вот этот объём кредитования, куда он идёт. Он идёт, правда, на те отрасли, которые нам необходимы или он идёт на какие-то другие сферы? И вот этот баланс искать. То есть потребительское кредитование, оно нам нужно в таких объёмах? У нас то ипотека растёт двузначными темпами, то потом, значит, наступает перегрев, темпы роста цен на жильё зашкаливают и так далее. Нам надо быть вот более предсказуемыми и более последовательными в этом, оставляя пространство для кредитования промышленности. И в том случае, если кредитование каких-то отраслей промышленности для банков кажется более выгодным, чем то, что нам надо, ну, значит, компенсировать из бюджета, в том числе и субсидируя процентные ставки, но при этом понимая, что мы не можем играть бюджетной политикой против денежно-кредитной политики, что называется. Мы можем чуть-чуть корректировать, потому что Центральный банк говорит: вы будете субсидировать большой объём тела портфеля кредитного, тогда и для оставшихся ещё выше повышу процентные ставки, потому что мне нужно ограничивать общий темп роста кредитования в экономике.
Мне кажется, мы за эти годы что сделали? Мы точно продвинулись в диалоге с Центральным банком. Мы точно понимаем внутри Правительства и вместе с Центральным банком вот эту сложную картинку и с вами вместе её складываем и обсуждаем. Конечно, давайте корректировать. Я тоже сторонник того, что как бы больший объём процентного риска мы должны брать для поддержки реального сектора. Мы в ипотеке на 10 триллионов отхеджировали процентного риска, значит, а в реальном секторе, ну даже с учётом фабрики, да, триллионов на пять. Мы понимаем, что при всём уважении больший объём надо брать на себя и больший объём поддержки. Поэтому давайте вот вместе с вами двигаться. У нас здесь с Минпромторгом всегда были общие позиции, и мы аккуратно вместе с Министерством финансов всегда ищем этот баланс.