Заместитель Председателя Госдумы, депутат фракции "СРЗП" Александр Бабаков предложил перераспределить часть полномочий ЦБ в пользу Национального финансового совета в части определения режима валютного контроля и курса рубля:
- На недавнем заседании ЦБ Эльвира Набиуллина заявила: "...В прошлом году рост ВВП составил 3,6%, что существенно выше нашего прогноза.... Решения по ключевой ставке способствовали появлению первых признаков возвращения экономики на траекторию более сбалансированного роста..."
Получается, что ЦБ продолжает ровно так же, как и раньше, считать 3,6% роста экономики "перегревом", который нужно охлаждать и тормозить.
Один только взлёт ставки до 16% не просто практически исключил возможности нового кредитования, но и резко осложнил положение предприятий, взявших кредиты ранее по т.н. плавающей ставке.
Рост ставки ударил по инвестиционным программам Правительства, активно практиковавшего льготирование инвестиционного кредитования.
В результате рост промпроизводства стал замедляться, а последние два месяца мы и вовсе слышим про очередную фазу стагнации.
Абсолютно любой производственник или другой участник реальных экономических отношений скажет вам, что инфляция осенью действительно перестала разгоняться, но только после того, как в результате действия октябрьского указа Президента об обязательной продаже экспортной выручки курс рубля не только прекратил падать, но даже укрепился на 10%.
Инфляция прекратила расти, потому что прекратился ее импорт через падающий рубль, а летнее падение было переварено экономикой. Установился новый масштаб цен с долларом по 90.
Ни у кого не должно быть возможности монопольно определять правила и действия государственных финансов.
Необходим орган по регулированию финансовой и банковской области, обеспечивающий самый широкий консенсус с прямым подчинением Президенту.
В рамках новой системы и ЦБ со всеми банками, и Правительству, и объединениям производителей, и стратегическим заказчикам предстоит договариваться о наиболее эффективных, действенных и сбалансированных правилах устройства нашей финансовой системы.
Для этого нет смысла создавать новый институт. Необходимо наполнить реальными полномочиями уже существующий Национальный финансовый совет (НФС), где большинство представителей – от Президента РФ, Правительства, палат Федерального собрания.
Считаю необходимым в кратчайшие сроки рассмотреть возможность подготовки поправок в ФЗ о ЦБ, передающие НФС решение ключевых вопросов от Совета директоров ЦБ (состоящего исключительно из штатных сотрудников ЦБ) – это решения по ключевой ставке, режиму валютного контроля и регулирования, курсу рубля, нормативам регулирования банковской системы.
"Независимость" аппарата ЦБ от государства – непозволительная роскошь в период гибридной (в том числе, финансовой) войны Запада против нашей страны.