31 января Государственная Дума отклонила проект федерального закона № 101622-8 "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в части ограничения комиссионного вознаграждения кредитной организации при розничной покупке товаров". С докладом выступил Олег Нилов. С содокладом – заместитель председателя Комитета по финансовому рынку Аркадий Свистунов. Вопрос содокладчику задал Михаил Делягин.
Олег Нилов:
- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Продолжим о банкирах. Кому-то кажется, что они такие священные, чуть ли не святые. Отнюдь. Есть как раз что-то вроде анекдота, да, помните, когда попадает банкир на небеса, ему говорят: "Слушайте, вам в ад", – а он говорит: "Да подождите, как же, я же вот столько благих дел делал, столько перечислений, благотворительности и так далее", – а ему говорят: "Ну, деньги-то мы вам вернём". Так что каждому своё в обязательном порядке.
И продолжая вот разговор о важном, о главном, о том, как помочь сегодня стране, как помочь Президенту и гражданам страны – это наша главная обязанность. Абсолютному большинству граждан, а не тем, кому уже живётся вольготно и весело на Руси (про банкиров речь).
Армия и флот – главные союзники, главные приоритеты, слава Богу. Но вторая задача наша – удержать и вернуть цены на основные продукты питания на доступный уровень, на котором они были хотя бы год-два назад. Вот это сверхзадача. Уважаемые коллеги, согласны? Согласны.
Вот про яйца опять, каждый, кто не выступает, вспоминает про яйца, ну и я тоже тогда скажу еще раз, если меня не слышат. Меня не слышит ни Правительство, ни многие коллеги в этом зале. Наш комитет аграрный говорил-говорил, говорит-говорит и будет говорить, что в цене за яйца, помидоры и прочее 30-40% – расходы на электроэнергию. Почему не доносится это до Правительства, до вице-премьера? И Президенту докладывают, что да, якобы просто мало закупали. У кого закупать? Цены от производителя на яйца в России самые низкие в мире, ниже только в Индии, в Пакистане и Иране, всё. В Азербайджане, в Турции, откуда попросили яйца привезти, они выше от производителя, понимаете.
Но если в этой цене 30-40% заложено сверх тарифа на электроэнергию, 12 рублей он и 13 рублей, а для майнеров, которые майнят – 13%! 13% мирового майнинга в России производится, а у них цена три-четыре-пять-шесть рублей. Почему? Все расходы аграрной отрасли плюс лесное хозяйство – 1,2%. Мы думали, что они наживаются, наши энергетики, ничего подобного, на полутора процентах не наживешься. Думайте, в чём причина.
Вторая причина – 30-40% наценка в торговых сетях. Это вот эти ребята спекулянты, не обузданные нашими законами. Закон полтора года лежит, причем от всех фракций. Давайте ограничим наценку до 10% на основные продукты.
Законопроект лежит, ждёт. Ну, и плюс банкиры. Да, вот этот закон как раз посвящён тому, что и банкиры сюда встроились. С каждой покупки карточкой, если мы покупаем, граждане, подсчитайте, какие это огромные суммы. За каждый продукт, товар, услугу, значит, мы платим так называемый эквайринг, ну, извините, вот вынужден этот англицизм использовать, он используется в тексте у Правительства, на самом деле банковская комиссия. Банковская комиссия до 3,5%, уважаемые коллеги. А мы сколько тут говорили, сколько усилий прилагали, сейчас снижаем, по проценту выдушиваем, выдавливаем как-то бедных производителей, транспортников, чтобы снизить, удержать цены на продукты хотя бы. Вот они.
Вот зачем им? Три с половиной триллиона сверхприбыли, значит, за прошлый год получили и ещё 3% намазывают через этот эквайринг. Предложение в этом законопроекте: 0,5% получите, а лучше бы вообще обнулить. И давайте вместе проявим вот такую социальную ответственность, давайте вместе помогать Президенту и гражданам, с тем, чтобы цены не росли, а снижались. Возможностей у нас огромное количество, ну, согласитесь. Зерно самое дешёвое в мире. Рабочая сила, к сожалению, тоже самая дешёвая в мире. Огромные просторы, огромные возможности. Производите мясо курицы там, яйцо, всё, что угодно, молоко. Банкиры говорят: а зачем нам, нам и так хорошо. Для того, чтобы инвестировать вот в это направление – производство чистой аграрной продукции для себя, для всего мира – давайте возьмём эти деньги, которые лежат у граждан под матрасом. Знаете, сколько лежит? Я уже вычислил, вы не знаете, один триллион рублей, один или два триллиона рублей лежат мёртвым грузом. Возьмите их, принесите, помогите аграриям и вы увидите, какие будут результаты. Уже первое место аграрии держат. Значит, вместо благодарности им вот их кто-то пытается ещё здесь сделать крайними в вопросах о ценах на молоко, мясо курицы, яйца и так далее. Поэтому давайте это прекращать и называть настоящих виновников того безобразия, которое, к сожалению, пока мы не остановили. Спасибо.
Михаил Делягин:
- Уважаемый Аркадий Николаевич, у меня вопрос методологического плана. Вы говорите, что Банк России может эквайринг этот снизить, когда видит необходимость. И мы оказываемся в ситуации, что вот, скажем, наши избиратели видят, и огромная часть страны видит, а Банк России её не видит. Но если мегарегулятор очевидным образом не выполняет свою функцию мегарегулирования, при этом как ваш пример, приведённый вами же, с QR-кодами, который там 0,4% комиссия, а он может это сделать, и все это могут сделать.
Почему мы-то должны оставаться в стороне? И почему мы не можем восстановить, так сказать, нормальный ход дела? Я понимаю, что если бы себестоимость этой операции была высокая, если бы это нельзя было сделать по каким-то техническим причинам, если бы банки обанкротились, я это понимаю, но в данной-то ситуации QR-коды и цифровой рубль показывают, что это можно сделать.
Спасибо.
Аркадий Свистунов:
- Михаил Геннадьевич, ну тут же вот какая ситуация. Дело в том, что в каждом вот таком случае, такого ограничительного регулирования нужно понимать последствия. То есть нужно внимательно расчёты делать. Почему? Потому что обычно, вот когда просто зажимается здесь в одном месте, то в другом месте за счёт других вещей, например, за удорожание других услуг, в том числе, например, увеличение ставок по кредиту и еще так далее, и так далее, вот, банки вынуждены будут добирать эту доходность. Это одна сторона. Есть вторая сторона. Поэтому регулятор здесь идёт по пути такому осторожному довольно, то есть методом увеличения конкуренции. То есть параллельно с той комиссией, которая существует здесь, регулятор вводит систему быстрых платежей, которая, составляя ему конкуренцию, вынуждает всех остальных на рынке подтягиваться к этому же проценту. То есть снижать свою комиссию. Иначе они просто потеряют рынок. На мой взгляд, это более разумно, вот не создавать монополий, и не диктовать жестко, а создавать мотивацию экономическую. Я думаю, здесь регулятор действует именно из таких соображений.
В то же время в чрезвычайных ситуациях, как было, например, в 2020 году, кода был COVID, да, Центральный банк был вынужден жестко поступить и ограничить эту комиссию, потому что там надо было действовать быстро. Спасибо.