В эти дни проходят традиционные, уже XXXII Международные Рождественские образовательные чтения, ставшие уникальной формой интеллектуального единения и соработничества представителей государства, традиционных конфессий, научного и образовательного сообществ для укрепления ценностно-мировоззренческого базиса российской государственности. Неизменно чтения направлены на глубокое осмысление развития российского образования с духовно-нравственных позиций, служат хорошей основой для поиска наиболее обоснованных, взвешенных решений.
Вполне естественно, что в этом году особое внимание на чтениях уделяется роли традиционных российских духовно-нравственных ценностей в образовательном пространстве для достижения национального суверенитета.
В юриспруденции принято определять суверенитет как свойство, атрибутивный признак государства, который раскрывается через такие основные качества, как верховенство, самостоятельность, независимость и полнота государственной власти. При этом очевидно, что между нормативной (идеальной) моделью, в которой любое государство обладает суверенитетом в юридическом смысле, и фактической реализацией суверенитета на практике может быть весьма существенная дистанция. Расхождение между нормой и реальностью указывает на то, что государство, сохраняя внешние формальные атрибуты, отклоняясь от национального курса, оказывается под внешним влиянием. Вот почему важно рассматривать суверенитет не в узкоформальном (нормативистском) ключе, а с более широких позиций. Принципиальное значение имеет восприятие суверенитета как элемента общественного сознания, более того, как по сути исходного начала правосознания.
Убежден, что в российской социокультурной среде именно глубокое осознание ценности суверенного государства, государственного порядка для организации, сохранения и прогрессивного развития общества сообразно его традициям, идеалам и устремлениям, для максимального раскрытия каждым гражданином своего потенциала в интересах Отечества – вот корневая идея, служащая источником державной силы и исторического созидательного творчества российского общества. Отсюда ясно, что одним из основных, базовых для обеспечения суверенитета России является идейно-смысловой скрепляющий фактор, от него зависит ценностно-мировоззренческая самостоятельность народа, его социокультурная идентичность. Стоит вспомнить слова Федора Михайловича Достоевского, вложенные им в уста старца Зосимы в романе "Братья Карамазовы": "Народ божий любите, не отдавайте стада отбивать пришельцам, ибо если заснете в лени и в брезгливой гордости вашей, а пуще в корыстолюбии, то придут со всех стран и отобьют у вас стадо ваше". А это напрямую связано с качеством российской системы образования и в целом государственной политикой общественного просвещения.
На волне возобладавших на определенном этапе неолиберальных течений у нас получил распространение взгляд на образование как на услугу, призванную сформировать определенные компетенции для конкурентоспособности на рынке труда. Сейчас в законодательстве и практике мы постепенно преодолеваем пороки этого чуждого подхода: восстанавливаем и развиваем классическую триаду российского образования – "дисциплина, воспитание, обучение". Но инерция сильна, и не должно быть головокружения от успехов. Впереди большая работа.
Прежде всего нужно прямо обозначить (в том числе отразить в законодательстве), что образование является не просто общественным благом, а основой суверенной российской государственности, функцией государства и сферой повышенной концентрации важнейших общенациональных интересов.
Исторические реалии накладывают свой отпечаток. В условиях развязанной против нашей страны широкомасштабной гибридной войны, нацеленной в первую очередь на подрыв идейно-духовной сплоченности, на дезориентацию и национально-государственное отчуждение молодого поколения, система образования оказывается на передовой линии борьбы за национальное достоинство и самобытное существование.
Сегодня перед нами стоит куда более серьезная задача, чем актуализация образовательного пространства с учетом потребностей экономики. Нужно концептуально переосмыслить систему образования с позиции безусловного уважения нашего культурного и научного достояния и приоритета стратегических интересов.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2023 году и в Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 года "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" определен стратегический курс, предполагающий синтез всего лучшего, что было в советском образовании, и опыта последних десятилетий, чтобы система образования соответствовала нашим традициям и духовно-нравственным идеалам, обеспечивала развитие России как самобытной державы-цивилизации. Воспитательная, ценностно-мировоззренческая сторона образования выходит на первый план. Необходимо совершенствование воспитательной работы, причем на всех уровнях образования.
"Одного ума и одних познаний, – отмечал Константин Дмитриевич Ушинский, – еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречии с ним связывает людей в честное, дружное общество". Отмечая, что чувство общественности, как и чувство личности, эгоизма, в виде микроскопических зародышей рождается вместе с человеком, Ушинский подчеркивал: "нравственное чувство... требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть", тогда как "другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие, нежнейшие растения".
Эта идея нашла отражение в Основах социальной концепции Русской православной церкви. "Образование, особенно адресованное детям и подросткам, – гласят Основы, – призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть, и в большей мере, чем преподавание знаний".
В соответствии с изменениями в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", недавно внесенными по моей инициативе с участием коллег, наполнены новым содержанием некоторые базовые принципы в сфере образования.
Они касаются, в частности, принципа гуманистического характера образования, который теперь закреплен не в абстрактно-отвлеченном виде, а с ориентацией на понимание гуманизма в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями.
Для последовательной реализации ценностного вектора на практике необходимо:
Во-первых, провести инвентаризацию федеральных государственных образовательных стандартов в целях усиления ценностно-мировоззренческой, патриотической и духовно-нравственной составляющей профессионального образования, обеспечения разностороннего и комплексного воспитательного воздействия с учетом его непрерывности на различных уровнях образования. Система воспитания должна приобрести завершенный вид и охватить собой в том числе магистратуру и аспирантуру.
При этом важно общими усилиями выработать четкую концепцию и методологию воспитания, которая должна выражать основанные на наших традиционных духовно-нравственных ценностях жизненные смыслы и образы будущего, вдохновляющие молодое поколение и связывающие его с судьбой Отечества. Нельзя допускать начетничество и командно-приказной подход. Необходимо раскрыть жизненное существо, смысл каждой из ценностей, названных в президентском указе о традиционных ценностях, чтобы они воспринимались не как проявление кабинетной догматики, а как обоснованный руководящий стандарт повседневности, усваивались через наставление и диалог.
Воспитание, направленное на ценностную ориентацию молодежи, студенчества, должно в полной мере развиваться не только по направлениям социогуманитарного профиля, но и в естественно-научной, технической сферах. Когда мы говорим о подготовке квалифицированных профессиональных кадров, о востребованных специалистах в любой отрасли, нельзя забывать о том, что они должны быть прежде всего гражданами и патриотами, формировать слой национальной интеллигенции, проникнутый чувством ответственности за Родину. Развитие через систему образования патриотической мотивации в профессиональных кадрах – ключевой фактор национализации элиты и возможность преодоления навязанного глобализацией сугубого меркантилизма.
Вместе с тем патриотическое воспитание в системе образования имеет не только общественно-политическое, но и вполне определенное экономическое измерение. Именно цельная, зрелая в нравственном, культурном, гражданском отношении личность, глубоко впитавшая установки общенациональной российской культуры, любовь к Отечеству, способна в большей степени реализовать свой потенциал для прорывных социально значимых достижений. Поэтому формирование профессиональных инженерных кадров, IT-специалистов неотделимо от ценностно-мировоззренческой составляющей, с необходимостью предполагает погружение в широкий общественный, цивилизационный и культурный контекст, что в конечном счете способствует лучшему пониманию потребностей общества и повышению качества технического (инженерного), информационного продукта.
Во-вторых, важно создать действенные фильтры, исключающие распространение в образовательном процессе и учебных материалах деструктивных идей, подрывающих ценностные основы российской государственности, умаляющих ее историческое достоинство как самобытной державы-цивилизации.
Как известно, в сфере общего образования были приняты меры по обеспечению единообразия в изучении предметов, имеющих повышенную концентрацию ценностно-мировоззренческих начал ("Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География", Основы безопасности жизнедеятельности"). В этом направлении необходимо двигаться и в сфере высшего образования.
Субъективизм в преподавании дисциплин социогуманитарного профиля, оказывающих прямое и существенное влияние на формирование убеждений и гражданской позиции, должен быть разумно ограничен. Важно обеспечить стандартизацию и надлежащую экспертизу учебных курсов. Заслуживают внимания предложения о создании специального организационно-методического механизма, направленного на координацию издания ученой литературы и контроль качества. Не может не вызывать удивления ситуация, при которой, например, основы российского конституционного строя раскрываются студентам юридических вузов при отсутствии консолидированного стандарта, на основе широкого авторского усмотрения.
В-третьих, необходимо выработать критерии (показатели) эффективности воспитательной работы в сфере высшего образования, исключив ее восприятие по известному принципу "план по валу" и сведение к отчетно-плановым мероприятиям. Результативность воспитательной работы должна оцениваться в конечном итоге с точки зрения формирования социально-психологического портрета выпускника.
Важно обеспечить сопряжение воспитательной работы в вузах с развитием ценностно-мировоззренческого воздействия культуры и искусства, включая музыку, кино. Значительный потенциал имеет музейная деятельность, в частности, позволяющая воспринять, в том числе ощутить на эмоциональном уровне, жизненные образы выдающихся исторических представителей своих профессий в их служении Отечеству.
Отдельно отмечу роль развития этического регулирования в системе высшего образования. Полагаю, государство должно способствовать активному и повсеместному внедрению в вузах университетских этических кодексов, а также развитию целостной этической системы (инфраструктуры), включающей в себя как механизмы принятия и актуализации соответствующих кодексов, так и создание этических комиссий, уполномоченных давать разъяснения по вопросам применения данных кодексов и рассматривать случаи нарушения этических норм.
В-четвертых, при обсуждении вопросов развития системы образования нельзя абсолютизировать нормы, инструкции, учреждения – они не действуют не сами по себе, а прежде всего через педагога, который всегда играет в образовании основную роль. И нужно четко понимать, что если мы не придем к ситуации, когда сами педагоги убежденно разделяют, готовы и способны реализовать те ценностно-мировоззренческие подходы, которые положены в основу государственной политики в сфере образования, то ни о какой реальной эффективности достижения целей воспитания не может быть и речи.
В этом плане важно не только повышать престиж педагогической деятельности, в том числе за счет укрепления социального и экономического положения педагогов, их освобождения от канцелярско-бюрократического гнета и обеспечения защиты педагогов от умаления их достоинства (в том числе с использованием социальных сетей), не только совершенствовать подготовку педагогических кадров, но и внятно определить ценностные рамки педагогической деятельности.
Что касается последнего обстоятельства, то имею в виду прежде всего следующее.
На уровне высшего образования педагогическая деятельность тесно соприкасается с научной деятельностью, что якобы даёт поводы считать и действовать так, как будто процесс образования строится на принципах свободы научного творчества. Между тем, педагогическая деятельность, служащая целям формирования патриотизма, гражданственности как основ для единения суверенного народа в общественно-политическое и культурное целое, не может рассматриваться как допускающая то же пространство плюрализма мнений, которое объективно свойственно научной свободе.
Педагог должен проявлять особую ответственность и сдержанность в критических оценках, избегая всего того, что могло бы привести к подрыву авторитета и дискредитации российской государственности, умалению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, не допускать суждений, способных дезориентировать обучающихся. Полагаю, что соответствующие рамки педагогической деятельности должны быть урегулированы законодательно.
Смысл образования не сводится к освоению суммы компетенций, а заключается в формировании целостной гражданской личности человека, осознающего духовный, интеллектуальный и профессиональный потенциал своей самореализации как одновременно долг перед обществом ради общего счастья. А счастье, как оно всегда понималось в нашей культуре, невозможно в отрыве от Родины.
По материалам источников: Парламентская газета