18 июля Государственная Дума заслушала доклад "О государственном докладе о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья" Министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко. От фракции "СРЗП" вопросы задали Федот Тумусов, Дмитрий Гусев и Валерий Гартунг, выступил Федот Тумусов.
Федот Тумусов:
- Уважаемый Михаил Альбертович, в прошлом году во время пребывания в Республике Саха (Якутия) Председатель Правительства Российской Федерации Мишустин Михаил Владимирович ознакомился с работами местных айтишников. Есть на местах современные кулибины и левши от информационных технологий. Есть они и в Татарстане, и в других субъектах Федерации. Они разрабатывают и предлагают великолепные программные продукты. Но по имеющейся информации Минздрав Российской Федерации берёт курс на монополизацию информационных ресурсов здравоохранения. Многие эксперты считают, что фактический запрет конкуренции на рынке медицинских информационных систем приведёт к снижению их качества и торможению цифровой трансформации в здравоохранении.
Вопрос: почему нельзя идти по пути стандартизации для обеспечения совместимости информационных систем здравоохранения на всех трёх уровнях: федеральном, региональном и в медицинских организациях?
Спасибо.
Михаил Мурашко:
- Спасибо большое, Федот Семёнович. Действительно, у вас есть разработчики очень неплохие, которые сегодня и внедряют информационные системы, но здесь, смотрите, мы просто говорим о разных информационных системах, они разных типов есть. Есть те, которые имплантируются в медицинские изделия, есть те, которые являются как медицинская информационная система медицинской организации, которая однозначно должна быть интегрирована в общую региональную. То, о чём, в общем-то, депутаты обращались ко мне лично, к Председателю Правительства, Президенту, ставили вопрос о том, чтобы уйти от такого количества различных медицинских информационных систем, в одном регионе находилось до 12 одновременно работающих, и в них во всех нужно было вносить какую-то информацию. И как раз сегодня задача в том, чтобы реализовать в одном регионе региональную медицинскую информационную систему, это то, что касается истории болезней. Но информационные системы все остальные, которые работают с медицинскими изделиями, те, которые, соответственно, аналитику проводят ту или иную, они никуда не уходят.
И ещё один такой момент, что олигопольная конкуренция – это самая жёсткая конкуренция. И у нас сегодня только таких единорогов больших, которые разрабатывают информационные системы в стране, вот крупных, которых можно назвать, минимум пять, причём они все очень достойно идут, двигаются. Поэтому, конечно же, интеграция, в том числе, с разработчиками этими мощными небольших компаний, это тоже усиление.
Поэтому решения одного не существует, и мы ни в коем случае не стоим на позиции – одна компания какая-то и один продукт. Нет, должны присутствовать несколько, это должно обеспечивать транспарентность и единое информационное поле, по этому пути мы идём.
В том числе у Председателя Правительства реализуется сегодня такой проект серьёзный и большой – это "ГосТех", это и среда разработки, и единое пространство хранения. Поэтому "ГосТех" – это там система, которая позволяет двигаться быстрее. Надо сказать, что Фонд обязательного медицинского страхования первым вошёл в этот проект и сегодня реализует новую систему по цифровизации Фонда обязательного медицинского страхования, что позволит нам увеличить прозрачность и как раз управляемость финансами.
Спасибо.
Валерий Гартунг:
- Уважаемый Михаил Альбертович, понятно, что чтобы иметь качественную и доступную медицину нужно больше тратить денег на неё в процентах от ВВП, и не 4%, а как минимум 7%. Мы видим статистику в той же Европе, что этот процент гораздо выше. Но всё познаётся в сравнении. Например, Турция, она имеет более качественную медицину, наши туристы, часто туда выезжающие, могут себе позволить сравнить качество, даже в той части, где они сталкиваются с платной медициной, она в разы дешевле, чем у нас, лекарства гораздо дешевле.
Как вы считаете, какой опыт Турции мог бы быть полезен в том, чтобы реформировать нашу систему здравоохранения, чтобы хотя бы подтянуться к этому уровню?
Спасибо.
Михаил Мурашко:
- Спасибо большое. Мы неплохо знакомы с опытом Турции, в том числе с министром на контакте на протяжении всего периода. Поэтому, Валерий Карлович, мы видели, сейчас коллеги из Узбекистана, в том числе они на каком-то этапе решили получить определённый опыт создания медицинской системы в Турции. Но посмотрев, так сказать, и примерив её на себя, вернулись в Российскую Федерацию, потому что они увидели, что блок вопросов, касаемо первичной помощи, оказания стационарной помощи здесь более эффективная система. Это мнение наших узбекских коллег. Но в Турции есть, на что посмотреть. В частности, это современные многопрофильные центры, это действительно так, в них есть уже именно вот тот мультидисциплинарный подход. Система в Турции создала в том числе в поддержку развития турецкой фармацевтической промышленности, что тоже и развивается в нашей стране. Поэтому я не скажу, что мы кардинально различаемся.
Поэтому то, что вы предлагаете, мы готовы вместе с вами посмотреть, какие механизмы нужно задействовать, но в принципе, и система маркировки, и информационные системы, и так далее, практически двигается по одинаковому пути. Расширять нужно, конечно же, производство, в том числе медицинских изделий, для того, чтобы снижать себестоимость. Вот эти вопросы, конечно, являются ключевыми. Ну, и система закупки, которую мы сейчас сформулировали и реализовали в прошлом году, она нам позволила получить экономию, потому что цена в конечном итоге складывается из капитальных вложений и операционных расходов.
Спасибо.
Дмитрий Гусев:
- Уважаемый Михаил Альбертович, уважаемые коллеги!
Ещё один вопрос про аборты. В Сети набирает популярность последняя передача Никиты Сергеевича Михалкова, где он привёл кровавую статистику по абортам и по вымиранию российского населения. Вот коллега Татьяна Буцкая озвучила идею о запрете абортов в частных клиниках. Спасибо вам, что вы эту идею поддержали сегодня. Я думаю, что это нам, депутатам, наказ, в каком направлении работать. А есть ещё одна идея по этому поводу. Как вы относитесь к тому, чтобы сопровождать информационно женщину с момента получения ею информации о том, что она беременна, а не с момента принятия ею решения об аборте? То есть фактически не делать вот эту неделю тишины, расширить и уберегать женщин от абортов с момента получения информации о том, что она будет матерью. Как вы относитесь к такой идее? Спасибо большое.
Михаил Мурашко:
- Спасибо большое. Ну, вы знаете, я к женщинам отношусь с большой любовью и уважением. Поэтому, конечно же, нельзя просто к женщинам относиться с механистическим подходом. Конечно же всегда женщина находится в состоянии выбора. Стать матерью – это ответственное решение. Поэтому, конечно же, нужно объяснять и не только с момента, когда она обнаружила у себя беременность, объяснять нужно уже со школьной скамьи.
Мы вчера на комитете говорили... Я позволю себе такое лирическое отступление. Совершенно порочная практика сформировалась в обществе, я вчера об этом говорил, что женщина должна получить образование, дальше сделать карьеру, потом материальную базу себе обеспечить и только после этого уже, так сказать, подходя к такому сложному возрасту (репродуцивному), озаботиться о деторождении.
Что в результате получается? Потом возникают дополнительные проблемы в виде бесплодия, невынашивания и многих других проблем: ЭКО, потом перинатальная диагностика для выявления врожденных пороков развития, сокращается время до рождения третьего и четвертого ребенка. Поэтому ситуация должна в корне пересматриваться и посыл должен быть совершенно иной. Поэтому возраст рождения первого ребенка, второго ребенка имеет важное значение для здоровья самого ребенка, для здоровья женщины. Это профилактика в том числе ряда гинекологических заболеваний, и в том числе для карьеры в конечном итоге, она потом ее не разрывает, когда она реализует.
В моем окружении, в вашем окружении есть масса успешных женщин, которые реализовали себя как мамы, реализовали себя как специалисты и так далее. Информировать предлагалось через портал государственных услуг, давать всю информацию о поддержке и так далее, всё это надо реализовывать.
Спустили во все регионы речевые модули, как врачи акушеры-гинекологи должны разговаривать с женщиной. Женщины ведь слышат, не нужно делать "ать-два", но нужно обязательно работать и убеждать, и максимум внимания. Спасибо большое.
Выступление от фракции Федота Тумусова:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Михаил Альбертович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Мы рассматриваем здравоохранение как самую важную отрасль, обеспечивающую внутреннюю безопасность нашей страны. Если не будет здоровья у народа, то не будет никакого развития экономики страны, не будет укрепления армии, это всем понятно. Поэтому, образно говоря, вы, Михаил Альбертович, являетесь сегодня министром обороны здравоохранения страны. За последние годы вы провели систему здравоохранения страны через сложнейшие испытания оборонительного характера: пандемия, связанный с этим рост заболеваемости, рост смертности, снижение ожидаемой средней продолжительности жизни. Хочу сказать – низкий поклон и огромная благодарность мужеству, самоотверженности, профессионализму российских врачей, всех медицинских работников. Но пора уже наступать. По каким же направлениям?
Первое. Первичное звено здравоохранения. На встрече с Президентом вы сказали о формировании программы "Цифровой ФАП". Это нас очень радует. Мы надеемся, что речь идёт о программе – о новых цифровых моделях первичного звена здравоохранения.
В рекомендациях круглого стола Комитета по охране здоровья, который я проводил 15 декабря прошлого года, мы говорили о гибридной модели "Офлайн + онлайн", которую может сделать любой ФАП, амбулаторий, здравпункт и мини-поликлиника. И самое главное, для того, чтобы цифровые мини-форматы первичного звена реально начали работать в системе ОМС, необходимо устранить регуляторные и административно-технические барьеры. До этого момента бюрократы от здравоохранения на все наши предложения говорят о том, что это не соответствует существующим нормативно-правовым актам. Так если мы хотим реально заниматься модернизацией, то, конечно, надо менять устаревшую нормативно-правовую базу и законодательство.
Второе. Медицинский сервис.
Очень популярными стали медицинские туры, по крайней мере, на Дальнем Востоке, в Южную Корею. Но люди туда ездят не потому, что там медицина и врачи лучше, у нас лучше врачи и медицина не хуже, но там великолепный медицинский сервис. Обследования, которые у нас надо проходить в течение двух недель, там можно пройти за один день. Это и есть уровень сервиса, не говоря уже о культуре обслуживания и отношении к пациентам. А у нас пока сплошная бюрократия, медицинская бюрократия.
В настоящее время сложилась ситуация, когда пациенты по ОМС могут получать специализированную квалифицированную помощь или пройти специальное обследование через длительное время. Считаю, что подобная ситуация сложилась вследствие того, что государственные медицинские учреждения работают только восемь часов в день, а остальные 16 часов дорогостоящее медицинское оборудование простаивает, несмотря на длинные очереди. Пора научиться использовать дорогостоящее оборудование более эффективно.
Третье направление. Традиционная медицина. Экспертный совет по комплементарной медицине Комитета по охране здоровья вот уже несколько лет предлагает внести изменения в статью 50 закона "Об основах охраны здоровья граждан...". Суть предложения простая: уточнить в законе понятие традиционной медицины. Это общепризнанный термин в международных документах Всемирной организации здравоохранения, ШОС, БРИКС, подписанных, в том числе и Россией. Так по прямому указанию, поручению Президента в 2021 году прошёл симпозиум по лечению болезней методами традиционной медицины с участием Минздрава нашей Российской Федерации, а в законе до сих пор этот термин не прописан и порядок занятия этими методами не установлен. Поэтому такие даже ранее разрешённые Минздравом российские методы оказания медицинской помощи, как фито-, гирудо-, апитерапия, сейчас де-юре нелегальны. Несмотря на то, что некоторые из них в номенклатуре медицинских услуг с этого года использовать нельзя, так как их нет в клинических рекомендациях, а это стало обязательным. А ведь есть много полезного в китайской, индийской традиционной медицине, которое можно использовать.
Мы, конечно, понимаем, что есть специалисты Минздрава, которые категорически против такого направления работы, но мы хотели бы вас попросить, чтобы вы взяли под личный контроль данный вопрос. Проблем медицины, нареканий со стороны населения, конечно, очень много и их надо решать.
Спасибо за внимание.