6 декабря на пленарном заседании Государственной Думы по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" выступил Николай Новичков:
- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги, друзья, соратники!
Когда мне фракция поручила выступить перед вами, перед уважаемым нашим собранием, я долго думал про тематику и решил, что надо говорить о том, что нас объединяет. А нас объединяет общий подход к жизни, общая поддержка специальной военной операции, общий подход, по большому счету, к организации нашего настоящего и нашего будущего. Поэтому я решил поговорить про государственную идеологию, если вам интересно эту тему развивать.
Коллега Слуцкий (руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе – Прим. ред.) сказал, что у нас скоро отмечается День Конституции Российской Федерации, 12 декабря. А я напомню, что 5 декабря мы отмечали очередную годовщину сталинской Конституции. Не случайно эти дни близки. Поэтому это ещё один символ того, что действительно нас объединяет многое, и об этом действительно надо разговаривать.
Я напомню, что вопрос государственной идеологии поднимался все 30 лет, даже больше чем 30 лет – с момента того, как мы "стройными рядами" отменили 6-ю статью Конституции СССР о руководящей и направляющей роли партии. И с тех пор мы блуждаем в идеологических потемках. Мы ищем свое лицо, свою миссию, свое предназначение и чудовищным образом часто его не находим.
Существенным моментом разговора о государственной идеологии стало принятие Указа Президента Российской Федерации об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Это существенный шаг к тому, чтобы, наконец, договориться, что хорошо, что плохо, что нас объединяет и что делает нас вместе больше, сильнее и лучше.
Я не буду развивать тему, хотя, она, конечно, очень благодатная, говорить о достижениях Советского Союза, о достижениях советской цивилизации и что тогда всё было хорошо. Действительно, было очень много хорошего. Но вопрос государственной идеологии – это не копирование советского опыта, а признание того, что по-другому просто не получится. Если мы живем в деидеологизированном обществе, то мы решаем деидеологизированные задачи и, по сути дела, исповедуем деидеологизированные ценности, то есть форму без содержания, что, собственно, является нонсенсом.
Я хочу напомнить, что российская цивилизация, а ей больше тысячи лет, с момента появления – это цивилизация, основанная на достижениях культуры народов, которые проживали в нашей стране и проживают, буквально с первых дней существования нашей страны. Она развивалась как многонациональное государство, как многонациональная цивилизация.
Культурное наследие, духовно-нравственные ценности, традиции, культурный базис, основы общественного устройства, традиционные религии и вера – это всё основа нашей общей культуры и нашего общего цивилизационного пути. И хотим мы этого или нет, но все эти аспекты и формируют идеологическую общность, формируют то, что является объединяющим для нас идеологическим началом.
По большому счету, идеология в государстве – это общественный договор относительно того, что является нормой. Друзья мои, мы за 30 с лишним лет привыкли к тому, что у нас нет нормы, что хорошо, что плохо решает каждый сам для себя. То есть норма размыта, да, и таким логическим завершением является то, что мы наблюдаем на Западе с 56 полами и прочими извращениями.
Норму нужно возвращать, и возвращать не только в общественные отношения, в культурные отношения, нужно возвращать и в государственные отношения. Вопрос нормы на Руси всегда назывался правдой. Да, жить по правде, это не просто не врать и не обманывать других, это договориться о том, что хорошо, что плохо, исходить из этого приоритета. Поэтому жить по правде – это жить, собственно, в государстве с понятной, нормальной идеологией.
И в этой части государственная идеология – это также нормально, как право, армия, государственный аппарат, федеральный бюджет, суды и административно-территориальное деление. И понятно, что мы должны говорить о том, что духовно-нравственные ценности, традиционные духовно-нравственные ценности как раз и претендуют на роль объединяющего начала, той самой государственной идеологии. И борьба с деструктивными идеологиями как раз указана в указе Президента Российской Федерации, который я цитировал выше.
Я как человек добрый и мягкий далёк от того, чтобы навязывать свою точку зрения, но я однозначно выступаю за то, чтобы навязывалась точка зрения, которую мы принимаем на общегосударственном уровне, как нормальную. Не может быть деструктивных идеологий в рамках дискуссии, не может быть деструктивной идеологии в рамках художественного слова или художественного жеста. Вот то, что мы считаем нормой и то, что мы договорились относительно того, что является хорошо и что плохо, и это должно не просто цитироваться, не просто транслироваться, ещё раз повторяю, это нужно навязывать и продвигать.
По большому счёту, если мы говорим про государственную идеологию, нам нужно разработать и придумать, и реализовать инструмент её внедрения, инструмент её принятия, соответственно, это целый правовой механизм. История России знает разные формы и примеры, начиная с Земских соборов и заканчивая съездами Советов. Меня в Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ устраивают любые варианты, но у нас есть, собственно, и вариант, который определяется Конституцией Российской Федерации, через формирование Конституционного Собрания, которое, как мы знаем, может вносить изменения в основы конституционного строя, и я как бы исхожу из того, что мы вправе поставить вопрос о том, чтобы в основах конституционного строя у нас появился вопрос о государственной идеологии и о государственных ценностях, которые мы исповедуем.
Понятно, что о конкретных принципах, ценностях, проявлениях, нормах, формулировках нужно разговаривать отдельно, но я позволю себе обозначить всего пять существенных моментов, которые представляются для меня ключевыми.
Во-первых, понятно, что идеология должна быть первична и обязательна, то есть разговор о том, что, если мы договорились, к этому разговору мы не возвращаемся. Безусловно, идеология должна быть связана с достижениями народа, общества, культурным достоянием. Она должна основываться на традициях и духовно-нравственных ценностях – это третий принцип. Существенным моментом идеологии должен быть русский язык и русская культура. И, конечно, государство и вооруженные силы – это тоже часть нашего идеологического базиса.
Ещё раз повторяю, я не хочу углубляться в обсуждение конкретных идеологических ценностей, это тема отдельного разговора и отдельных институций. Важно договориться о том, что мы движемся в этом направлении, и начинать путь в этом направлении уже сейчас.
Я хочу сказать, что чрезвычайно важно это делать как можно быстрее, потому что мы некоторые вещи не прорабатываем, если хотите, даже проигрываем, исходя из того, что мы не можем договориться, что эта ценность приоритетна, а эта ценность вторична. Нам всегда хочется решить все задачи одновременно, но это нереально и нерешаемо, поэтому вопрос приоритетов – это тоже следствие разговора про идеологию и про ценности. Поэтому, чем быстрее мы этот разговор начнем, тем нам всем будет легче.
По большому счёту идеология должна проникнуть и в культуру, и в образование, и в экономику, и в федеральный бюджет. Посмотрите, вот у нас с 24 февраля идёт специальная военная операция, наши ребята гибнут на передовой, а у нас в культуре, в средствах массовой информации часто и не начиналась специальная военная операция, и такое ощущение, что её и нет, как вот сидели либеральные друзья, так они там и сидят, так они и определяют, что хорошо, а что плохо. У них-то идеология есть, а у нас пять фракций государственников, у нас идеологии нет. Мы всё как бы стесняемся чего-то, побаиваемся.
Вот Пётр Толстой как раз вовремя появился. Вопрос ЕГЭ – это же тоже вопрос идеологии. Да? Это же тоже вопрос идеологии. Все признают, что ЕГЭ – плохой инструмент, так давайте вот сейчас в декабре 2022 года примем решение, что мы его отменяем, и в 2023 году уже не будет ЕГЭ. Это же всё в наших руках. Вот министр Сергей Кравцов, когда выступал на этой трибуне, он сказал очень важные слова идеологические, что мы до сих пор исповедуем ценности европоцентризма в образовательной деятельности, в просвещении. У нас до сих пор Европа главная, и все наши учебники часто европоцентричные. Так давайте, может быть, мы от европоцентризма перейдём к евразийству или к другим идеологическим постулатам? Но об этом нужно договориться. Это же тоже вопросы идеологии. И я могу приводить эти примеры очень долго, не хочу тратить ваше время.
И в завершение позвольте процитировать слова человека, который, наверное, был далек от идеологии, но очень хорошо ее понимал, – это Феликс Эдмундович Дзержинский. Он когда-то сказал: "Тот, у кого есть идея и кто жив, не может быть бесполезным, разве только сам отречется от своей идеи". Так вот, мы 30 с небольшим лет назад отреклись от своей идеи великой государственности, давайте к ней возвращаться. Спасибо за внимание.