О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Центрального советаИсполнительный Секретарь Президиума ЦС - Руководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты партийной фракции о фондах целевых капиталов

22 июня 2022

 см. также ↓

22 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 131314-8 "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и о приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (в части сохранения и обеспечения стабильности фондов целевых капиталов). Законопроект представила заместитель Министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Андрей Кузнецов, Федот Тумусов, Михаил Делягин, выступил Николай Новичков.

Андрей Кузнецов:

- Уважаемые коллеги, когда некоммерческая организация ставит своей целью передать деньги, которые у нее есть, на преумножение какой-либо структуре, не отходит ли она здесь (некоммерческая организация) от своих классических функций? Зачем это нужно? Это первый момент.

И второй момент. Есть ли гарантия, что, скажем, некоммерческие организации, которые используют государственные гранты, не смогут таким образом их направлять на преумножение в спекулятивные финансовые организации?

Татьяна Илюшникова:

- Андрей Анатольевич, спасибо за вопрос.

Дело в том, что у нас закон о формировании и функционировании целевых капиталов (эндаументов) действует уже не первый год, он, если не изменяет память, с 2007 года функционирует. Первые целевые капиталы были созданы в таких организациях, как МГИМО, ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж и так далее.

Значит, в чём смысл формирования целевого капитала? Это когда некоммерческая организация не ходит каждый день с протянутой рукой за пожертвованием для того, чтобы осуществлять финансирование своей уставной деятельности, а за счёт пожертвований может формировать некий условный пул финансовых средств, который дальше передаётся в доверительное профессиональное управление, это требование закона. Профессиональными управляющими могут быть только поднадзорные ЦБ организации. В какие ценные бумаги могут вкладываться такие активы? Только в утверждённый перечень ценных бумаг, он очень консервативен и аналогичен негосударственным пенсионным фондам.

Далее. Жёстко законом (это действующая норма много лет уже) регламентируется порядок расходования дохода от управления целевым капиталом и тело самого капитала. Значит, как может быть сформирован целевой капитал? Либо внутри некоммерческой организации, если, например, это вуз или государственный музей, либо отдельная специально созданная некоммерческая организация, единственная функция которой составляет возможность формирования целевого капитала и управления.

То есть, эти все нормы достаточно жёстко и подробно регламентированы в действующем законе. И почему у нас возникла необходимость сейчас внести временные нормы? Потому что в определённых случаях, если целевой капитал не приносит дохода или вот как раз выявлены какие-то случаи вложения не в те, как вы говорите, спекулятивные активы в нарушение закона, целевой капитал должен быть расформирован.

Поэтому для добросовестных участников, а каких-то серьёзных нарушений в сфере управления целевым капиталом за последние пять лет нет, чтобы целевые капиталы (эндаументы) использовались для каких-то схем, мы и говорим о том, что когда вложения в ценные бумаги согласно достаточно жёсткому списку могут не приносить доход в текущих условиях, чтобы всё-таки целевой капитал был сохранён и в зависимости от ситуации следующего года, через год, всё-таки мы надеемся, что ситуация выровняется, и это позволит нашим крупнейшим вузам, крупнейшим музеям, крупнейшим благотворительным фондам сохранить целевой капитал как инструмент.

Федот Тумусов:

- Уважаемая Татьяна Александровна, вы сказали, что целью закона является сохранение целевого капитала, в то же время, как бы стимулируется содержание административно-управленческого персонала, доля содержания доходов от управления целевым капиталом увеличивается, в то же время, там появляются риски в связи с тем, что финансовый рынок очень нестабилен, появляются риски. И не кажется ли вам, что административно-управленческий персонал всё-таки "проест" эти целевые капиталы и в целом фонды? Вы такие расчёты проводили? И каковы, вообще, перспективы этих фондов?

Татьяна Илюшникова:

- Спасибо за вопрос.

Действительно, мы как бы проводили расчёты. Средняя доходность фондов-эндаументов за последнее время, серьёзных крупных фондов, это порядка 10% в год, потому что это очень консервативные вложения. И, соответственно, если сейчас действующие нормы говорят о том, что на управленческие расходы мы можем брать деньги только за счёт дохода, то в ситуации опять же, когда фондовый рынок падает и стоимость ценных бумаг и чистых активов сокращается, то иного источника, кроме чистых активов, для обеспечения дальнейшего функционирования как юрлица фондов целевых капиталов для этих случаев, ну, просто юридически невозможно. Поэтому мы вчера действительно обсуждали на комитете, что эта норма, она в текущей версии к первому чтению, эта норма носит постоянный характер. С коллегами ровно те же риски обсуждали вчера на комитете у Анатолия Аксакова, и договорились о том, что ко второму чтению мы эту норму поправим в качестве также временного характера ровно для того, чтобы не получилась ситуация, что через 10 лет целевой капитал они просто "проедят" на свои управленческие расходы.

Михаил Делягин:

- Уважаемая Татьяна Александровна, вы вводите этот временный режим, предполагаете его ввести до 1 января 2026 года, то есть на три с половиной года. Стоит ли нам рассматривать это, как прогноз Минэкономразвития, что специальная военная операция, ну, и в целом глобальный кризис продлится три с половиной года?

И, может быть, всё-таки стоит в закон ввести не формальную дату, а ввести какие-то как бы количественные критерии объективные, что когда доходность эндаументов, фондов эндаументов вернётся на такой-то уровень, вот тогда закон прекращает свою силу. Потому что весьма вероятно, что нам придётся собираться в 2024 году и в 2025 году и продлевать этот закон ещё на какое-нибудь большое время, а, может быть, уже через полгода всё нормализуется. Или ваш прогноз как бы основан на какой-то информации, которой у нас нет? Спасибо.

Татьяна Илюшникова:

- Спасибо за вопрос.

Данные поправки не базируются на прогнозе срока действия военной операции. Всё гораздо проще: в действующих нормах закона предусмотрено, что стоимость чистых активов и результативность доходности целевых капиталов измеряется либо по итогам года, либо по итогам трёх лет и это зависит от управленческой политики фонда-эндаумента. Для того, чтобы не создавать для них дополнительную нагрузку и не говорить о том, что все эндаументы, которые действуют в логике трёхлетнего цикла, должны перейти на логику однолетнего цикла, соответственно, текущий год, 2022-й плюс три года для тех эндаументов, которые действуют в логике трёхлетнего цикла, получается 2026 год. Эта, соответственно, дата продиктована ровно этим соображением.

Что касается временных норм, в течение сессии много антикризисных норм рассматривали Госдума и Правительство, которые носят непосредственно временный характер. В принципе, мы ничего страшного в этом не видим и, конечно же, в зависимости от развития ситуации мы ещё не раз соберёмся и будем обсуждать какие-то законотворческие новеллы.

Николай Новичков:

- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!

Я буду краток. Я, собственно, хотел поддержать разработчиков законопроекта, авторов относительно того, что это важная норма, важный законопроект и нам нужно поддержать гражданское общество и наши некоммерческие организации в том числе, которые оказывают социальное служение, это что называется наша обязанность. Поэтому призываю всех присутствующих поддержать данный законопроект. У меня всё. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции «СР» в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2022