Михаил Делягин об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2022 году
см. также ↓5 апреля Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 98432-8 "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году). С докладом выступил официальный представитель Правительства, первый заместитель Министра финансов РФ Леонид Горнин. Позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" представил Михаил Делягин:
- Уважаемый Александр Дмитриевич (Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые товарищи!
Закон замечательный, хороший, поддерживаем без вопросов. Но я поддерживаю Андрея Михайловича по более широкому кругу вопросов, которые в нём нужно дорабатывать. Коллеги, закон несёт на себе отпечаток всех наших недостатков, просто начиная с того, что Минфин получает право. Что значит Минфин получает право? Это значит, захочет – сделает, а кто-то не захочет – не сделает. Мы это проходили только что с кредитными каникулами, когда дали банкам право предоставлять кредитные каникулы и обнаруживали, что какие-то банки, действительно, дают, а какие-то банки, извините, вытирают ноги. Понимаете? Это дискредитация выдающихся специалистов, которые работают у нас в Минфине, потому что везде, где есть подозрение произвола, сразу начинаются подозрения в коррупции. Зачем мы подставляем такими формулировками хороших, прекрасных людей? Дальше. Пополнение остатков средств, ну, грубо говоря, на кассовый разрыв, 10% на девять месяцев. Коллеги, нужно какое-то обоснование, почему именно 10%. Допустим, я могу себе представить, почему именно девять месяцев, мне тоже этот временной промежуток нравится. Но необходимо обоснование, чтобы не было ощущения случайности – а почему девять, почему не 15?
Освобождение от задолженности по бюджетным кредитам на 2022 год. Замечательно. Переносим на 2029-й. Очень хорошо. А что, в 2023 году кому-то будет лучше? С нашей сегодняшней социально-экономической политикой, которую никто не собирается менять, с вымариванием страны искусственно созданным денежным голодом? То есть мы второй раз будем этот же закон обсуждать и принимать его в конце этого года? Потому что ничего ведь не изменится с такой замечательной политикой.
Главный вопрос: а почему вдруг понадобилось спасать регионы? Федеральный бюджет как-то живой, как-то не очень плохо себя чувствует. Потому что, как правильно сказал уважаемый представитель Минфина, я дополнил и сказал – страна у нас одна. Очень верно, только карманы у этой страны совершенно разные. Мы с вами построили систему межбюджетных отношений на абсолютно порочной основе. Сначала выдрать деньги у всех, собрать их в центре, а потом по копеечке раздавать в клювике.
Коллеги, мы уже получили ситуацию, когда огромное количество прекрасных управленцев не хочет идти работать губернаторами, потому что работать губернатором сегодня – это значит стоять буквально на коленях в той или иной приёмной и вымаливать, и выклянчивать своё. Потому что, во-первых, всех клювиков не увидишь, и кому-то при таком ручном управлении обязательно не достанется необходимого. Ну, а кто-то особо горластый получит лишнее. Понимаете, нам нужно переходить к управлению по нормам, единым для всех. А у нас сейчас продолжается ручное управление. В прошлый раз только при правительстве Примакова было управление по нормам, единым для всех. Ручное управление не работает, тем более в кризисных условиях. На всех рук не хватит, никто не является многоруким Шивой.
Межбюджетная политика у нас, до сих пор мы мучаемся из-за, во-первых, произвола, а, во-вторых, мы все знаем анекдот про средние температуры по больнице. Только это же не анекдот, дорогие друзья. Это основы нашей межбюджетной политики. Потому что регионам выравнивают их бюджетную обеспеченность не по потребностям, а по средней по стране бюджетной обеспеченности, по средней температуре по нашей великой стране. При этом отсутствуют объективные основания, эта средняя по стране бюджетная обеспеченность – этого достаточно, это избыточно или люди умирают? Судя по нашим демографическим показателям, люди от такой бюджетной политики умирают.
Между тем, есть объективные основания. У нас главное право человека – право на жизнь, в Конституции, между прочим, закрепили. Так зафиксируйте, что главной целью государственной политики является – если не благосостояние, то хотя бы право на жизнь, то есть гарантирование каждому прожиточного минимума. И выравнивайте бюджетное обеспечение по гарантированию реального прожиточного минимума. Вот вам основы бюджетной политики, которая нам необходима. Да, это слишком большие и слишком глубокие изменения. Они многим непривычны, многих пугают. Но, вы знаете, может, кто-то помнит, я на закрытии осенней сессии сказал, что мы живём в предвоенное время, а на открытии весенней, что экономику нужно переводить на военные рельсы.
Дорогие друзья, если мы не переведём нашу экономику на военные рельсы здесь и сейчас, нас не будет. Мы будем уничтожены. Вопрос стоит именно так. И никакой героизм людей, которым мы по нашим законам выписываем оскорбительный понижающий коэффициент за участие в боевых действиях, которых мы наказываем рублём за то, что они спасают Родину, и, между прочим, нас с вами, никакой их героизм нам не поможет, потому что победа куётся в тылу.
Спасибо.