Депутаты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" об изменении системы местного самоуправления
см. также ↓25 января Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти". С докладом выступил председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Николай Новичков, Александр Терентьев, Анатолий Лисицын, выступил Андрей Кузнецов.
Николай Новичков:
- Уважаемый Павел Владимирович, вы – юрист. Я не юрист, но я позволю себе процитировать коротко Конституцию Российской Федерации, две статьи – статья 12 и статья 16. Вы их знаете наизусть, но я тем не менее прочитаю: "В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". При этом статья 16 гарантирует нам неизменение данных статей, поскольку это основа конституционного строя.
Не кажется ли вам, что предлагаемые новации прямым образом нарушают статью 12 Конституции Российской Федерации, потому что органы местного самоуправления, я так позволю неправовой термин, инкорпорируются в систему органов государственной власти, что прямым образом противоречит озвученной норме?
Прошу ответить. Спасибо.
Павел Крашенинников:
- Да, спасибо большое. Ну, это дискуссия, которая давно уже идёт. Совершенно очевидно, что у нас в систему органов государственной власти входят всё-таки органы субъектовые и федеральные, а органы местного самоуправления – это органы, которые также могут и принимают властные решения, но они не входят в систему государственной власти. Вот это дискуссия, которая давно идёт: можно ли говорить о публичной власти или нельзя, что это – одно и то же с государственной властью? Конечно, это не одно и то же. Здесь речь идёт исключительно о властных полномочиях, которые осуществляют те или иные должностные лица органов местного самоуправления.
И, конечно, с учетом того, что всё-таки мы говорим о том, что гражданам, вот я перед этим говорил, что граждане, которые живут в тех или иных населенных пунктах, которые в тех или иных муниципалитетах проживают, им, собственно говоря, абсолютно всё равно, чья компетенция, где, кто какие решения принимает. И мы говорим о том, что в принципе, наверное, было бы важно, чтобы вот этих дополнительных уровней, которые не то что не могут принимать решения, но у которых-то, собственно говоря, и средств-то на это нет и нет возможностей, мы говорим, что нужно оптимизировать вот эти органы местного самоуправления, и решения были бы наиболее близки, соответственно, к конкретным гражданам. Вот эта работа ведется достаточно уже давно, как я уже говорил, мы уже целый ряд законов приняли.
Также немаловажный факт: нужно сказать, что у нас абсолютное большинство органов местного самоуправления дотируются, так ведь, мы же об этом знаем, и дотируются из бюджетов субъектовых. И также это нужно понимать, что мы говорили про 32-ю статью, где есть отдельный пункт из более 20 положений, где говорится о неотъемлемых полномочиях и о тех полномочиях, которые, возможно, будут переданы конкретному муниципалитету и которые могут быть, собственно говоря, при определенных обстоятельствах опять переданы на уровень субъектов Федерации.
Это тоже важно, и с этой точки зрения и ответственность, вы видите, тоже идет по этим разным каналам. Это возможно по каналу по тому, по переданным полномочиям один вид ответственности, одна процедура, по непосредственному осуществлению полномочий того же главы администрации или главы муниципального образования – здесь другой вид ответственности, о котором тоже я сказал. Поэтому здесь, конечно, всё это в комплексе дает нам возможность, в общем-то, организовывать управление.
Александр Терентьев:
- Уважаемый Павел Владимирович, выскажу озабоченность сельских поселений, жителей Алтайского края. Не проще ли нам было бы поправками в ФЗ-131 внести как раз принципы единства публичной власти и не городить вот этот огромный ком, который мы сегодня делаем?
Спасибо.
Павел Крашенинников:
- Да, Александр Васильевич, ну, знаете, у нас ведь источниками данного закона является Конституция. И вот те акты, о которых я сказал, в том числе закон, который был посвящен региональной публичной власти, он тоже связан. Там есть полномочия губернаторов по отношению к руководителям муниципалитетов. Это первое.
А второе. У нас уже больше 180 поправок в действующий закон, мы вносим. И чем дальше мы идём, тем больше этих поправок всё идёт и идёт. И сам закон стал разбалансированным. И вот я здесь не говорю, потому что это, как правило, не интересно. Но вот по нормативным актам мы здесь всё-таки приводим ситуацию в порядок. Мы приводим в порядок с точки зрения прав должных лиц муниципальной власти, обязанность и ответственность – это тоже важно, чтобы эта триада работала. И она будет работать не сама по себе. А будет работать, в принципе, на граждан. Поэтому, мне кажется, что вопрос о том, нужно ли туда продолжать вносить поправки или всё-таки выстроить новый современный закон, который был бы понятен, и в котором были бы нормы исчерпывающего характера, не отсылочного, как вот так получилось, а именно чтобы здесь всё было указано и урегулировано. Поэтому, конечно, мы считаем, и вот я лично считаю, что это единственно правильное решение было в данном случае.
Спасибо.
Анатолий Лисицын:
- Павел Владимирович, вы согласны, что закон о местном самоуправлении, принятый изначально около 20 лет назад и имеющий достаточно благородную цель – максимально сблизить интересы власти и народа, провален? И провален по вполне понятной причине: потому что недостаточно был финансирован, была недостаточно финансирована вся система этой власти. Если не будем и сейчас финансировать достаточно регионы, 70% которых закредитованы под 2,6 трлн рублей, провалим и эту новацию.
Павел Крашенинников:
- Да, спасибо. Ну, знаете, любые какие-то благие пожелания, если они не обеспечены профессионально, финансово, кадрово, то, конечно. Ну, наверное, вот тот закон на данном этапе, он уже не работает, про другие этапы я не берусь судить. Но лет, наверное, десять мы видим, что постоянно в него вносятся поправки, но поправки достаточно, я думаю, сегодня еще коллеги скажут, несистемные. Поэтому мы как раз пришли к такому выводу, что нужно, в том числе, системно изменить подходы к этим нормам.
Теперь что касается финансирования, с Андреем Михайловичем Макаровым (председатель Комитета ГД по бюджету и налогам, фракция "Единая Россия" – Прим. ред.) мы обсуждали и сегодня, и до этого, конечно, ко второму чтению нам нужно вместе посмотреть истории, связанные с бюджетным законодательством, и, конечно же, нужно будет вносить в Бюджетный кодекс соответствующие поправки с тем, чтобы эта система была, в том числе, финансово обеспечена, чтобы она, конечно, качественно работала.
Здесь у нас, как вы видите, фактически бюджетных норм нет, потому что, ну, это, собственно говоря, не предмет данного закона. Спасибо.
Выступление Андрея Кузнецова:
- Уважаемые коллеги, начну с юридической части. На наш взгляд, данный законопроект содержит юридические травмы, которые неубедительно Павел Владимирович объяснил. Привожу пример. Статья 12-я, первая часть Конституции, которая, кстати говоря, не может быть подвержена изменению никакими остальными поправками, написано: "Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно..." Значит, мы с вами рассматриваем законопроект, в котором представителя местного самоуправления снимает губернатор – представитель государственной власти. Какая же здесь самостоятельность? Я не говорю об идеологии сейчас. Я говорю только о юридической части. Речь идёт о том, что данный законопроект совершенно очевидно будет оспорен и, может быть, даже успешно будет оспорен.
И как мы с вами будем выглядеть после этого? Мы будем рассказывать, что люди не хотят разбираться, что они не знают законодательство, что важно, чтобы паровоз ехал, и не важно, по каким законам, да? Но не поедет он по этому закону.
Теперь что касается идеологии непосредственно. Вообще у каждого законопроекта всегда есть заказчик. Вот у меня, честно говоря, не хватило времени на вопрос. У меня был вопрос: а кто попросил этот закон принять? Может, кто-то попросил реально, вот кто-то требовал? Подписи собрали, сказали: давайте поменяем, вот именно так поменяем. Да никто не просил.
Люди говорят: власть неэффективна; дайте ей денег, чтобы она строила дороги, занималась строительством жилья, решала экологические проблемы. Этого нет. Вместо этого мы снова предлагаем какую-то очередную перестановку.
Вы сами говорите, что 131-й закон переделывают-переделывают, переделывают-переделывают и никак он не работает, этот закон. И этот не будет работать, уважаемые. Дело в том, что, ну, оптимизация – сегодня уже говорили. Какие ещё слова приходят на ум? Ликвидация местного самоуправления. Есть ещё слово "оккупация". Я тоже могу показать, что этот закон приведёт к этому явлению.
Значит, какие цели декларируются, какие являются открытыми и какими являются последствия? То есть – есть скрытые цели у этого законопроекта.
Открытая цель такая, что в один уровень оптимизируем. Всё будет более эффективно, люди будут понимать. Вот ровно с этими словами Павел Владимирович предыдущий закон, 131-й, защищал, чтобы люди знали, они где, в каком месте, кто им за что ответит. Сегодня ещё более запутывается эта система местного самоуправления.
Есть скрытые цели. И мы видим, кто является выгодоприобретателями этого закона. Ну, безусловно, региональная власть, губернатор. Мы с вами видим, как политическая вертикаль нанизывается на исполнительную вертикаль.
Что будет дальше? Дальше, коллеги, будет то, от чего мы с вами уходили много лет назад, примерно 30 лет назад. Уходили от чего? От того, что на местном уровне никто не мог сказать – нет: нет вот этой свалке, нет вот этому беспределу, нет вот этой коррупции. Не могли сказать люди, и им дали возможность самостоятельной организации своей жизни, сказали: вас никто не снимет, управляйте так, как вам удобно, чтобы вас никто здесь не насиловал.
Мы сейчас от этого отказываемся. Мы что, хотим на 30 лет назад что ли вернуться? Вы посмотрите, представительная власть убирается из поселений. Кто туда придёт? Свято место пусто не бывает. Коллеги, криминальные авторитеты возьмут эту роль на себя, национальные авторитеты, сообщества. Ситуация будет выходить из-под контроля. И вот эта оптимизация, она во что выльется? Она выльется в тот хаос, который потом будет решать гораздо сложнее. Как показала оптимизация здравоохранения, тоже цели были благие: а давайте уберём вот этот роддом, а давайте вот эту школу уберём, потому что вас мало здесь. Но к чему это приводит? А сейчас давайте уберём власть оттуда.
Но внимание, момент следующий. Власть оттуда не уходит, в законе предусмотрено, что территориальные органы власти могут быть, они просто переименуются, они просто будут подчинены губернатору и будут выполнять свою роль декоративную, потому что денег, тут сказали, про деньги речь не идёт, не будет в местном самоуправлении. Для чего это делается? Для того, что есть заказчик, видимо, который хотел бы избавиться от протестов при реализации тех или иных проектов. Каких? Я уже называл: мусорные полигоны, водоёмы, захват водоёмов будет происходить.
Дальше. Вырубка парков, лесов, захват речной и озёрной инфраструктуры – вот что будет происходить, когда местное сообщество не имеет возможности, защищенной депутатами местных советов, сопротивляться этим вещам. Вот скрытая цель этого законопроекта.
Попутно укрепляется вертикаль партии власти сегодня.
Коллеги, вот принятие этого законопроекта, его нельзя считать проходным сегодня, его нельзя просто вот на уровне "одобрямса" сегодня принять. Это законопроект – один из важнейших законопроектов в этом созыве Государственной Думы, потому что он перекраивает существующую систему и делает это неудачно. И последствия, которые будут, мы потом получим это от наших избирателей. Я неслучайно спросил, кто просил принимать такой закон, потому что завтра люди придут и скажут: а вы зачем всё поменяли, с кем что решать, с кем договариваться, ни депутатов местных нет, ни власти нет? С криминальными авторитетами? Я уже об этом сказал.
Поэтому очень важно, что местное самоуправление должно иметь право сказать нет, и в том, что глава местного поселения может сказать чиновнику государственной власти "вы меня сюда не ставили – не вам меня снимать", это очень хорошее достижение сложной цивилизации, когда люди решают вопросы не снятием, не дубинками, а контактированием, решением, поиском согласия, дискуссией. Всё это убирается благодаря этому законопроекту.
Поэтому, уважаемые коллеги, я хочу ещё раз напомнить, к чему привела оптимизация здравоохранения, к чему привела оптимизация образования и к чему приведет оптимизация, ликвидация местного самоуправления. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" предлагает проголосовать против.
Спасибо.