Валерий Гартунг об освобождении резидентов-экспортеров несырьевого экспорта от обязанности по репатриации валютной выручки
см. также ↓8 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 1178499-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части освобождения резидентов-экспортеров несырьевого неэнергетического экспорта от обязанности по репатриации валютной выручки). С докладом выступил официальный представитель Правительства РФ, заместитель Министра финансов РФ Алексей Моисеев. Содоклад – первого заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Игоря Дивинского. Вопрос задал и выступил от фракции "СР" Валерий Гартунг:
- У меня к представителю комитета вопрос. В связи с чем связано внесение именно права не возвращать валютную выручку только несырьевому экспорту? Объясните, в чём тут проблема-то существует?
Игорь Дивинский:
- Уважаемый Валерий Карлович, повторяю ещё раз: законопроект разработан во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 21 апреля сего года. Спасибо.
Выступление от фракции Валерия Гартунга:
- Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддерживает этот законопроект, но не только потому что это указание Президента, а потому что действительно есть проблема. Я, конечно, хотел услышать от представителя комитета, какую проблему он решает, но, видимо, он решил ограничиться тем, что есть указание Президента, дальше можно не рассуждать.
Таким образом, можно прийти к выводу, а зачем нам здесь 450 депутатов Государственной Думы, когда есть Президент? Достаточно давать поручение тому же Совету Федерации, Правительству и все решения будут приняты, если мы даже мозг свой не хотим включить.
На самом деле, проблема есть и я сейчас опишу, в чём она. Смотрите, сегодня такое жёсткое законодательство у нас, что, например, поставщик продукции из Российской Федерации заключил договор с нерезидентами и поставил за рубеж продукцию. Тот вовремя не оплатил. Что происходит дальше? Наказывается поставщик, то есть он нарушил валютное законодательство, он не обеспечил поступление валютной выручки и, соответственно, чтобы не попасть под штрафные санкции, а там до 100% может быть от валютной выручки, он вынужден упрашивать своего контрагента за рубежом, чтобы он пошел на подписание дополнительных соглашений, где, скажем так, продляется срок возврата этой выручки.
Или, например, заплатил потребитель продукции в Российской Федерации за рубеж предоплату, а поставщик ему не поставил вовремя продукцию. Что в этом случае должно происходить? Правильно, он должен потребовать деньги назад, а чтобы этого не делать, потому что у него тогда, он вовремя продукцию не получит и тогда он не запустит какое-то производство, да, он вынужден договариваться с этим поставщиком, подписывать все соглашения дополнительные. Вот в таком режиме наши экспортеры работают много лет.
Вот этот законопроект эту тему снимает. Вот, собственно, и всё. Спасибо. Поэтому я уже сказал, мы его поддержим.