Олег Шеин: собственники при сносе аварийного жилья должны иметь возможность выбора между выкупной ценой и иным жильем
см. также ↓16 февраля на пленарном заседании Государственной Думы по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил заместитель руководителя фракции Олег Шеин:
Всем доброго дня! Прозвучало только что, что задача партии "Единая Россия" помощь людям. Вот у нас в Астрахани в пятницу выяснилось, что местные власти решили выселить (без преувеличения) примерно треть полмиллионного города, не ставя об этом в известность людей, причём сделать это за счёт федерального бюджета.
Я много лет помогал погорельцам, жителям аварийного фонда в процессах, когда местные власти не признавали реально аварийные дома аварийными, и мы выигрывали суды. Но с прошлого года стали обращаться люди, которые говорили: "Мы живём в центре города, нас это устраивает, хорошие дома и нас пытаются отсюда выселить на основании местных актов". Когда в декабре был Марат Хуснуллин, мы с ним эту тему обсуждали, и я ему показал три таких объекта. Однако в конце декабря объектов стало больше на целые улицы, причём это центральная часть города, набережная Волги, самая туристическая зона.
Вдоль всех домов ночью под покровом тьмы было вывешено объявление о том, что: "Граждане, ваши дома мы считаем непригодными для проживания", и подписано "Администрация". Люди собрались, очень много людей и чуть позже мэрия сказала: "А вы знаете, у нас чиновник сошёл с ума, он пошёл ночью сам развешивать объявления, мы его сейчас уволили, это была ошибка". В январе сигналы пошли дополнительно. И вот в пятницу мы проводили "круглый стол" и выяснилось, что в городе, где по данным Министерства ЖКХ домов с числом квартир более четырёх, 5700 домов. Мэрия сочла с признаками аварийности 2200 и 640 многоквартирных домов они уже провели через межведомственную комиссию и приняли решение о выселении людей. Причём, люди об этом не знают ничего, в списка этих объектов нет.
Все эти техзаключения были сделаны без уведомления собственников. И граждане узнают совершенно случайно из исков администрации о выселении. Люди возмущены. Да, там есть наверняка и аварийные дома, но там есть реально и хорошие ТСЖ. И люди живут там, где школы, детский садик, место их работы. И по сути дела формируется такой вот искусственный кризис, когда за спиной у граждан шныряли работники администрации и, ничего не говоря, признавали дома, где они проживают, непригодными для проживания. Причем, если меняется управляющая компания, которая лампочки в подъезде ввинчивает, то в этом случае же есть целая процедура, то есть заказные письма, уведомления, протокол, жилнадзор. А здесь, в таком доме, можно спокойно весь его признать подлежащим ликвидации, при этом ничего не говоря гражданам. Но зато звучит, что это федеральное Правительство, Президент и Госдума такие правила придумали, а не мы здесь на местах, поэтому мы можем вытворять всё, что мы считаем целесообразным.
Какие правовые последствия? Во-первых, понятно, что в этих домах стоимость квартир стремится к нулю. И Астрахань – это прецедент, не об Астрахани только речь. Есть люди, кто там сегодня покупает квартиры, поскольку этого списка нет, в том числе молодые семьи и по ипотеке, где принимается решение о льготных ставках.
Второе. В соответствии с принятым вами, уважаемая "Единая Россия", законом год назад процедура выселения из аварийного фонда, в том числе искусственно признанного аварийным, выглядит так, что вначале принимается решение, потом через два года людям сообщают, какой будет размер выкупной цены. И, соответственно, люди не могут обжаловать это решение, потому что они не понимают, что будет потом. Но кое-кто о размере выкупной цены узнает уже сегодня.
У меня на приеме была, например, женщина, 70 лет человеку, квартира в центре города, 27 квадратных метров по техпаспорту, я специально к ней съездил и посмотрел, 450 тысяч рублей выкупная цена. И такой вот подход. Вам не нравится, подавайте в суд на нас. За счет своей пенсии приглашайте юристов, экспертов, профессиональных людей и будете с нами, с администрацией, судиться.
У нас что, Вячеслав Викторович, Президент дал поручение при сносе аварийного фонда пенсионеров отправлять на улицу? Или Президент дал поручение людей из аварийного фонда выселять в нормальные квартиры либо давать им деньги, позволяющие купить им нормальные квартиры? Но ведь случай этот с "РоссЛазером" не единичен. Практически всегда выкупная цена не позволяет купить эквивалентное жилье.
То есть человек, проживающий в квартире, площадью 50 квадратных метров, будет переезжать в квартиру площадью 40, а многие – в никуда. Потому что, повторю, выкупная цена, у него соседка есть, там 900 тысяч рублей тоже недостаточно, нет такого, чтобы можно было что-то приобрести.
Вот вчера делился с коллегами из руководства "Единой России" этой историей, и они меня спрашивали, а вообще откуда такие вещи возникают 2200 домов в городе, где многоквартирных домов 5700? Отвечу. Реакция местной власти примерно такая: мы сейчас эти решения примем, а потом пусть Мишустин ищет деньги в федеральном бюджете, ведь мы знаем, откуда вся эта зараза поползла.
Была история, Зеленодольск, Татарстан, где при стоимости квадратного метра в 46 тысяч рублей людям давали по 11. И был всем известный случай Марфиги Гадиевой, 92 года, труженик тыла, человек работал на страну в годы Великой Отечественной войны, которой власти предложили из трехкомнатной квартиры переехать по деньгам фактически в одну комнату в коммуналке. Вот тогда вмешивался Бастрыкин и было принято решение – расшить эту историю. Но сегодня эта история не Марфуги Гадиевой, а полумиллионного города. Нет никаких гарантий, что аналогичные вещи не принимаются где-нибудь в Липецке или Пензе. Мы же понимаем, какой ящик Пандоры открывается для местных властей, когда они могут за спиной у людей вопреки их воле признавать дома аварийными, вчинять потом эти претензии в федеральный бюджет, и открывается замечательный Клондайк и для чиновников, и для застройщиков на освобожденной таким путем от населения территории.
Десять лет назад бегали с бутылками, с зажигательной смесью, сейчас с бумажками с печатью. Вячеслав Викторович, я думаю, мы эту ситуацию должны поправлять. Потому что прецедент создается опасный, особенно в условиях очевидной еще и политической нестабильности.
И, конечно, недопустима реакция, когда людям говорят: вот здесь у нас полдюжины человек приняли решение, об этом вы сегодня, спустя месяц, а то и пару лет узнали, теперь десятки тысяч граждан подавайте в суды, тратьте свои деньги на экспертов, на технические заключения. Вам делать больше нечего, прекрасную жизнь в стране мы вам устроим. Создаются, повторю, подобного рода истории, когда расхлебывать их потом предлагается федеральному центру. Я судился в интересах людей много раз, но очевидно, что судебные прецеденты нам нужны, и эта практика для нас должна быть, однако когда речь идет о массовых историях, надо менять сами правила. Что надо делать?
Первое. Все мероприятия по признанию всего многоквартирного дома аварийным должны проводиться местными властями только при обязательном предварительном уведомлении собственников. А там, где они бегали, не уведомляя собственников, всё это, очевидно, должно быть отменено и эта процедура должна быть пройдена заново.
И я прошу, Вячеслав Викторович, наверное, направить официальное письмо в адрес главы кабинета, потому что отдельные чиновники в Минстрое у нас, похоже, заигрались. И вряд ли Михаилу Мишустину понравится ситуация, когда на местах под соусом сноса аварийного фонда, в том числе реально аварийного, принимаются подобного рода документы за спиной у людей, а потом ему, Мишустину, говорят, Михаил Мишустин, вот мы здесь такие вещи приняли, социальный конфликт мы породили, а ты теперь давай, ищи нам деньги из федерального бюджета.
Второе. Собственники при сносе аварийного фонда должны иметь возможность выбора между выкупной ценой и иным жильем. Это программа как минимум улучшения правил жизни, а не история, когда людей отправляют на улицу в буквальном смысле слова, не на митинг, а просто на улицу из всех домов – плохих, хороших, не очень устойчивых, но где у них есть крыша над головой. Выкупная цена должна соответствовать среднерыночной стоимости квадратного метра, либо, как у нас прописано в законе о территориях комплексного развития, у человека должно быть право выбора между выкупной ценой и жильем такой же площади.
Вот эта норма, которая есть в законе о ТРК, она должна быть продублирована и в 32-й Жилищного кодекса, должно быть универсальное законодательство, понятное гражданам, а не вот эта вот мозаика, в которой не разберется никто.
Далее. Когда принимался закон о территориях комплексного развития, у нас был диалог с коллегой Хуснуллиным, и он сказал, да, в законе есть ряд пробелов, но мы их изменим на уровне подзаконных актов в правительственном постановлении. Ну, например, это уже не про аварийный фонд, а про территории комплексного развития, чтобы люди узнавали за счет официальных писем органов власти местного самоуправления, что их квартал предполагается под застройку. Люди не должны просыпаться каждое утро и смотреть на сайтах, что там происходит с их микрорайоном, здесь же никто из присутствующих в зале так не поступает, кстати, ваши дома и квартиры могут в ту же историю попасть. И мы договорились, что такого рода подзаконный акт будет принят, два месяца прошло, мы его не видим, а первые всполохи по принятию соответствующих местных решений уже в стране происходят.
И последнее. Все решения по территориям комплексного развития должны приниматься в условиях максимальной публичности, открытой процедуры вплоть до той, которая предусмотрена у нас по закону об инициативном бюджетировании, когда сквер и его судьба решается через городское голосование.
Я прошу, Вячеслав Викторович, эту ситуацию взять на какой-то наш совместный парламентский контроль, поддержать астраханцев, потому что если эта история пройдет вот так, то завтра она пойдет у нас уже и в других городах, и вместо хороших, правильных решений мы получаем социальные конфликты, которых быть не должно.