На заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам был рассмотрен внесенный Правительством России законопроект "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". Мнением о ключевых положениях данного проекта закона поделился первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков:
Внесенный Правительством России проект бюджета основывается на прогнозе, согласно которому уже в 2021 году в стране ожидается восстановительный рост экономики, а ежегодный рост ВВП в 2021–2023 годах будет превышать 3%. С одной стороны, хорошо, что у кабинета министров есть такие амбициозные планы, консервативный подход при формировании бюджета, против которого всегда выступала "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", меняется на более оптимистичный.
С другой стороны, целый ряд экспертов не видит реальных оснований для такого оптимизма. Так, МВФ и Институт экономической политики им. Гайдара в июне прогнозировали сокращение ВВП России по итогам 2020 года на 6,5–7%. Сегодня Счетная Палата РФ оценивает снижение ВВП в диапазоне 4–5%. Минэкономразвития считает, что падение в этом году будет не более 3,9%, а со следующего года ожидает темпы роста ВВП выше 3% ежегодно. И здесь возникает много вопросов.
Если в 2021 году еще может сработать эффект отскока то есть рост ВВП после падения в 2020-м, то оснований для такого же роста в 2022–2023 годы мы пока не видим.
Зато видим, что бюджетная система страны в этом году работает в авральном режиме из-за резкого сокращения экономической активности и налоговой базы, падения сырьевых и финансовых рынков, снижения доходов населения. Приходится перебрасывать значительные ресурсы на решение первоочередных задач, на господдержку населения и наиболее пострадавших отраслей экономики. В составе комиссии Федерального Собрания я принимаю непосредственное участие в этой работе.
Экономические и эпидемиологические вызовы перевернули все прогнозы и параметры исполнения бюджета 2020 года. В нынешней ситуации неопределенности, связанной, в том числе, со второй волной COVID-19, заложенный в проекте федерального бюджета переход от антикризисных форматов к стимулам устойчивого развития уже в 2021 году выглядит слишком оптимистичным.
Всем нам нужны очень веские аргументы и обоснования того, что заложенный в основание бюджета прогноз на 2021-2023 год реалистичен. Ведь если темпы роста экономики и другие прогнозные показатели не будут достигнуты, то под угрозой окажется выполнение социальных обязательств государства и в целом устойчивость бюджетной системы. Если все пойдет не по оптимистичному сценарию, то бюджет в предстоящие три года может недосчитаться значительных объемов поступлений НДС, налога на прибыль, дивидендов госкомпаний и других доходных источников.
Минфином России предложена на трехлетку "программа мобилизации доходов" стоимостью более 1,8 трлн рублей, которая включает в себя пересмотр льгот нефтегазового сектора, повышение акцизов на табачную продукцию, введение НДФЛ на доходы от депозитов. Но даже эти непопулярные меры не смогут покрыть дефицит бюджета, который даже по оптимистичным прогнозам составит 2,8 трлн рублей в 2021-м и 1,3-1,4 трлн в 2022-2023 годах. Из текста внесенного Правительством России законопроекта ясно, что бюджетный дефицит будет покрываться преимущественно внутренними заимствованиями и в результате госдолг вырастет с 12,3% ВВП в 2019 году до 21,3% ВВП по итогам 2023 года. Конечно, эти значения далеки от критических. Но это неблагоприятный фактор как для внешних инвесторов, так и для российского финансового рынка. И это нужно учитывать.
Правительство предлагает пойти на 10-процентную оптимизацию всех незащищенных статей бюджета в течение трех лет, на 5-процентное сокращение госпрограммы вооружений, а также пропустить индексацию окладов чиновников в 2021 году. Последнее мы полностью поддерживаем – "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" несколько лет вносила поправки в закон о бюджете, добиваясь перераспределения средств материальной стимуляции чиновников на поддержку социально незащищенных граждан. Но в целом предложенная оптимизация, на наш взгляд, не лучшим образом отразится не только на программах, стимулирующих развитие экономики и инфраструктуры, но и на инвестициях в социальную сферу.
Да, социальные расходы по сравнению с докризисным планом увеличиваются на 8% в 2021 году и на 10% в 2022 году. В следующем году 27% всех бюджетных расходов будет проходить по социальному разделу, причем больше половины из этих 5,8 трлн рублей трансферты Пенсионному фонду. Но при этом доля расходов на образование будет снижаться с 3,9% в 2021 году до 3,6% в 2023 году, расходов на здравоохранение с 3,2% до 2,9%.
К тому же в бюджетной системе помимо текущих задач висит груз многолетних социальных проблем, решения которых добивается "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Мы из года в год предлагаем законодательные механизмы, которые позволят на деле обеспечить жильем детей-сирот или компенсировать им плату за наем, решить вопрос ветхого и аварийного жилищного фонда, провести ежегодную индексацию пенсий работающим пенсионерам, а также проиндексировать материнский капитал.
На днях на рассмотрение Госдумы лидером и депутатами нашей фракции был внесен законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части предоставления дополнительных гарантий для семей, имеющих детей", в котором я являюсь соавтором. Предлагается сделать бессрочной программу материнского капитала, которая продлена лишь до 2027 года, а также провести индексацию этих выплат за 2015–2019 годы с учетом инфляции за этот период.
Мы считаем, что в сложившейся ситуации пришло время распечатывать кубышку ФНБ. Но в правительственном законопроекте о бюджете предлагается в 2021 году использовать лишь 91 млрд рублей из почти 12,5 трлн рублей Фонда национального благосостояния. При этом никто не дает объяснений: почему в кризис 2008–2009 годов можно было потратить более половины этого фонда, а в нынешних, еще более тяжелых кризисных условиях, этого не делается.
Кроме того, на наш взгляд, сегодня крайне важно навести порядок в межбюджетных отношениях федерального центра и регионов.
У региональных бюджетов попросту нет тех резервов, которые имеются в федеральном – ни переходящих остатков прошлого финансового года, ни зарезервированных средств в составе расходов, ни средств ФНБ. А объемы заимствований для них жестко ограничены Бюджетным Кодексом.
Предпринимая экстренные меры для борьбы с пандемией и для сохранения региональных экономик, субъекты РФ увеличивают дефициты своих бюджетов и могут надеяться только на помощь федерального бюджета.
Да, мы распределили трансферты из федерального бюджета в объеме 200 млрд рублей для покрытия выпадающих доходов и в ноябре распределим еще один транш в 100 млрд рублей. В первом полугодии этого года объем безвозмездных поступлений в консолидированных бюджетах регионов увеличился на 510 млрд рублей по сравнению с тем же периодом 2019-го и достиг 1,46 трлн рублей.
Но внесенные весной этого года изменения в Бюджетный Кодекс на практике не принесли ожидаемых результатов. Многие регионы считают, что пока Минфин РФ не смягчит условия соглашений и правила реструктуризации бюджетных кредитов, субъекты Федерации будут "связаны по рукам и ногам" в решении проблем, возникших из-за кризиса и пандемии.
До сих пор не ясно как на местах будут решаться эти проблемы до конца 2020 года и в 2021-2023 годах. В проекте бюджета на 2021-2023 годы мы пока не видим соответствующих инструментов. Отвечая на наши вопросы, в кабинете министров ограничиваются заявлениями о том, что "регионам помогут точечно", "в четыре раза будут увеличены расходы на распространение социального контракта", говорят о том, что действенным инструментом привлечения внебюджетных средств должны стать инфраструктурные облигации.
Но одними словами тут делу не поможешь. Нужны эффективные законодательные механизмы и финансовые инструменты.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" завершила работу над "Альтернативным бюджетом на 2021 год" и готовит свои поправки в правительственный законопроект о федеральном бюджете. Мы будем добиваться, чтобы в первую очередь бюджетные ассигнования направлялись на эффективные социальные программы, на помощь регионам, на поддержку российской экономики.