13 октября Государственная Дума приняла проект федерального закона № 1024646-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части приведения некоторых положений законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации). С докладом выступил официальный представитель Президента Российской Федерации, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Задал вопрос докладчику Валерий Гартунг, от фракции "СР" выступил Дмитрий Ионин.
Валерий Гартунг:
Уважаемый Павел Владимирович, безусловно, важный законопроект, но вот есть такая проблема. Дело в том, что у нас есть такая структура, как Центральный банк, который не проверяется Генеральной прокуратурой, а ведь в соответствии с законом о Генеральной прокуратуре – это орган, который осуществляет надзор за соблюдением Конституции, исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод граждан, свобод человека и гражданина.
То есть, фактически, получается, что у нас некое изъятие из этой нормы закона происходит, когда, например, Генеральная прокуратура отстранена от контроля за соблюдением прав вкладчиков. У нас 300 тыс. человек сегодня потеряли деньги в банках, и они даже потерпевшими не признаются, вообще, никто никак не защищает их права.
Вот скажите, пожалуйста, не назрела ли необходимость включить в число органов, за которыми будет надзирать прокуратура, и Центральный банк? Такой законопроект нами внесен. Хотелось бы знать вашу позицию. И каким образом мы законодательно решим вопрос защиты прав вкладчиков?
Спасибо.
Павел Крашенинников:
Уважаемый Валерий Карлович! Уважаемые коллеги!
Данный законопроект и вот эта тема – это не одно и то же, это совершенно вопросы разного предмета регулирования и, соответственно, нам нужно это рассматривать отдельно. Есть ваш законопроект, мы его будем рассматривать.
В данном случае речь идет о поправках в Федеральный закон "О Прокуратуре", о формировании кадровой системы, об определении прокуратуры, что это такое. И всё это вытекает из Конституции Российской Федерации. Поэтому в данном случае предмет именно такой.
Дмитрий Ионин:
Уважаемые коллеги, в блестящем советском фильме "Бриллиантовая рука" актриса Нонна Мордюкова изрекла крылатое ныне выражение про то, что управдом друг человека. Значит, экстраполируя эту тему на то, что сегодня мы обсуждаем, на этот зал, хочется сказать, что, наверное, прокурор друг депутата. Потому что просто посмотрите процент тех обращений и депутатских запросов, которые нами направляются в органы прокуратуры в региональные, в Генеральную прокуратуру, и мы поймем, что это существенная часть нашей депутатской работы. А раз так, то этот закон важен нам и важен нашим избирателям, чью волю мы обычно и транслируем, направляя депутатские запросы.
В связи с этим мы понимаем ту роль, которую Генеральная прокуратура играет в системе органов власти, органов надзора, вообще, в принципе, во всей нашей стране. И мы понимаем, что такая громоздкая и большая система, которой сегодня стала прокуратура, нуждается в определенной модернизации, и такая модернизация сегодня происходит – Президент внес соответствующий законопроект, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" этот законопроект безусловно поддерживает и будет голосовать за, и призывает к этому всех остальных коллег из других фракций.
Но, используя возможность нахождения на этой трибуне, хотелось бы отметить, что сегодня у прокуратуры много полномочий, много направлений, и, к сожалению, есть ряд отраслей, по которым надзор осуществляется достаточно слабо, с нашей точки зрения.
Коллега Гартунг правильно отметил, например, вопрос по обманутым вкладчикам и необходимости усиления этого направления, потому что люди не признаются потерпевшими и, соответственно, теряют определенные юридические возможности для отстаивания своих прав.
Хотелось бы обратить внимание на другие отрасли, например, на отрасль здравоохранения. Это сегодня вопрос ключевой, вопрос важный в условиях пандемии и в условиях той нагрузки, которая идет на здравоохранение. Но, к сожалению, органы прокуратуры не всегда обращают внимание на те системные нарушения, которые там есть.
В январе 2020 года с этой трибуны я показывал выписку из своих госуслуг, откуда я с удивлением узнал, что посещал шестую горбольницу в городе Екатеринбурге 18 раз за последние несколько лет, хотя порог ее я не переступал.
Начали разбираться, увидели, что и у многих наших избирателей такая же ситуация, то есть им приписывают какие-то услуги медицинские, которые им "оказаны", и, соответственно, под это списываются деньги по системе фондов медицинского страхования.
Мы поднимали этот вопрос, обращались в прокуратуру, но, к сожалению, каждый раз это заканчивается всего лишь дисциплинарным наказанием и ссылкой на техническую ошибку. Ну, технически вот ошибся кто-то, заполняя, что ты 18 раз посещал больницу и списывая под это деньги. Но это же системная проблема. Это системный вопрос.
Также как и вопрос лекарственного обеспечения. Здесь тоже огромная проблемы, вы сегодня наверняка в регионах сталкиваетесь с обращениями людей, которые льготные лекарства не могут получить, и часто это вопрос вообще вопиющий, потому что человеку нужен этот препарат, его надо, условно, сегодня-завтра принять, а в аптеках его нет, потому что чиновники Минздрава и на местах госзакупками не озаботились или, не знаю, понабрали родственников, друзей, посадили за компьютеры и говорят: занимайся закупками, а он просто не может этого сделать, или по каким-то иным причинам.
Прокурорский надзор над сферой здравоохранения сегодня нужно усиливать, опять же повторюсь, с учётом той роли, которую здравоохранение сегодня играет в нашей стране.
Также вопрос касается пенсионного надзора. Часто прокуратура тут немного отходит в сторону, как бы говорит, что, в принципе, там есть соответствующие органы, есть Пенсионный фонд, он там разберётся, есть Минтруд. Да, безусловно, но напомню, что неоднократно мы говорили с этой трибуны о том, что в Центр защиты прав граждан были уже сотни тысяч обращений от пенсионеров, которые имеют право выйти по первому и второму льготным спискам на пенсию, соответственно, получать доплату к пенсии, но эту доплату к пенсии они не получают. И приходится в ручном режиме заниматься с Пенсионным фондом, хотя, в принципе, органы прокуратуры могли бы провести такую проверку и разобраться.
Сегодня как раз на фракции у нас был Министр труда Антон Котяков, я поднимал этот вопрос по предприятию "ФОРЭС" у нас в Свердловской области в городе Асбесте, где есть огромное количество людей, которые имеют право выйти по второму списку на пенсию, но работодатель этому противится. Понятно, ему фонд оплаты труда увеличивать для того, чтобы доплачивать потом людям эту пенсию можно было. Но, к сожалению, это же вопрос к прокуратуре. Это конкретный пример. И таких примеров, к сожалению, по России много.
Но я думаю, отрасли, по которым бы хотелось усиления надзора, можно перечислять достаточно долго. В целом, вопрос в том, что прокуратура сегодня меняется, прокуратура развивается как система. Это хорошо, мы это поддерживаем.
Единственное, хотел бы напомнить про свою инициативу. Может быть, мы всё-таки придём к тому, чтобы когда-нибудь в этом зале помимо уважаемых представителей Президента и Правительства находился ещё представитель Генеральной прокуратуры и мы могли бы здесь, в текущем режиме, обсуждать вопросы, проблемы законодательства и проблемы правоприменения и так далее. Я думаю, что это было бы полезно, и надо с Генеральной прокуратурой этот вопрос обсудить, может быть, в развитие этой законодательной инициативы. Спасибо.