О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

"Хозяевам квартир за тепло возвращали тысячи, по домам суммы складывались в миллионы"

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ о том, как вернуть деньги за незаконные начисления и заработать на общедомовом имуществе

19 августа 2020

 см. также ↓

"Поодиночке можно впустую годами обивать пороги управляющих компаний с жалобами. Когда же мы собираем подписи жильцов, готовим протокол с решением общего собрания, наступает момент ответственности УК за неисполнение этого решения", — говорит Дмитрий Чирков, кандидат в депутаты Казгордумы от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ и член Совета партии в Татарстане. С единомышленниками по проекту "Центр защиты прав граждан", созданному Партией СР, он отстаивает интересы граждан на качественное обслуживание.

Татарстанцы недовольны деятельностью управляющих компаний

По поручению президента РТ Рустама Минниханова на протяжении последних двух лет жители республики имеют возможность оценить качество оказания социально значимых услуг, в том числе ЖКХ, получаемых через портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан и в мобильном приложении "Госуслуги РТ".

В прошлом году уполномоченный по правам человека в Татарстане Сария Сабурская проанализировала оценки, выставленные в сервисе "Оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства". Из опубликованного на официальном сайте омбудсмена доклада "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан в 2019 году" следует, что татарстанцы были недовольны в первую очередь деятельностью управляющих организаций. Об этом свидетельствует 165 584 оценки по таким критериям, как "Коммунальные услуги", "Содержание дома", "Ремонт дома", "Управление домом". Наибольшее количество опрошенных через сервис жителей республики недовольно содержанием дома (54 034 оценки), ремонтом дома (44 290), коммунальными услугами (35 214) и управлением домом (34 323).

"Нарушения прав потребителей в сфере ЖКХ происходят и в процессе предоставлении жилищных услуг, и в сфере коммунальных, — комментирует кандидат в депутаты Казгордумы Дмитрий Чирков (вот уже около трех лет он на общественных началах занимается просвещением и помощью горожанам в вопросах отстаивания ими прав на безопасные, комфортные условия проживания в собственных домах). — ЖКХ — сложная тема. Однако, если горожанам рассказать, как контролировать управление домом, куда обращаться, чтобы решить проблему, как дому заработать на общедомовом имуществе, и научить их это делать, то сфера естественным образом начнет работать оптимально".

Активные справедливороссы проводят дворовые собрания, объясняют, как читать счета за ЖКУ, учат разбираться с домовыми проблемами и содействуют в их решении.

Как объясняет Чирков, каждый житель квартиры является потребителем жилищно-коммунальных услуг. И на страже его интересов стоит закон "О защите прав потребителей", Жилищный кодекс, ряд других нормативных актов. Но, возмущаясь на кухнях и в соцсетях плохим содержанием дворов или подъездов, большинство считает, что их территория заканчивается за порогом квартиры, и в судьбе своего дома они не участвуют. А ведь без контроля недобросовестные подрядчики могут и не устоять перед соблазном повернуть ситуацию по собственному усмотрению.

Впрочем, есть и еще одна причина пассивности сограждан: мало кто разбирается в хитросплетениях сферы коммунального хозяйства. Нормативы и тарифы корректируются ежегодно, вносятся изменения в Жилищный кодекс, но информация обо всем этом "распыляется" по разным источникам. Чтобы ее найти, нужно очень постараться. Потому рядовые собственники квартир порой даже не подозревают, что им положено по праву и куда жаловаться в случае нарушений.

"По закону ремонт в вашем подъезде должны проводить раз в пять лет"

Конечно, в Татарстане, как и везде в России, существуют государственные, муниципальные органы по контролю и надзору в сфере ЖКХ. Но, по мнению нашего собеседника, им лучше писать не на эмоциях, а четко излагать суть нарушения. А для того нужно иметь хотя бы базовое понимание ситуации. В этом им могут помочь консультации в общественных организациях, занимающихся проблемами ЖКХ. Они оказывают реальную помощь в досудебном, а также в судебном порядке урегулирования спора.

Сейчас помощь общественников особенно может пригодиться, т. к. до января 2021 года действует мораторий на проверки: Госжилинспекция не осуществляет их по жалобам граждан, за исключением заявлений, связанных с угрозой жизни и здоровью. Остается своими силами добиваться от поставщика услуг мотивированный ответ.

Проблема существующей системы в том, что расчеты производит ЕРЦ, у которого нет прямых договоров с населением, а только с УК. Так что казанцы, которые хотят проверить корректность начисления по тарифам, попадают в замкнутый круг: УК кивает на бухгалтерию ЕРЦ, а ЕРЦ — на сведения, которые подает УК.

Одна из самых дорогих статей в платежках казанцев — теплоснабжение, она и вызывает при проверке счетов-фактур больше всего вопросов. Общественники рассказали, что по заявлению жильцов могут запросить у управляющей компании УКУТ — карточки учета теплоносителя, чтобы сверить посуточные показания затрат. Результаты иногда ошеломляют — перерасчеты варьируются от 300 тыс. до 700 тыс. на один дом. Например, жильцы квартир на улице Рихарда Зорге из-за неверно примененного расчета площадей получили возврат излишне уплаченных сумм за теплоснабжение от 1,5 тыс. до 10 тыс. рублей.

"На встречах с жильцами мы в первую очередь предлагаем создать совет многоквартирного дома, куда могут войти старшие по подъезду, собственники, которые в силу жизненного или профессионального опыта разбираются в сфере жилищно-коммунального хозяйства, — раскрывает подходы к эффективному решению проблем Чирков. — Большая часть споров возникает между жильцами и управляющей компанией. Именно с ней потребители заключают договор на оказание коммунальных услуг, а УК принимает платежи и обязуется обеспечивать обслуживание дома. Совет дома нужен, чтобы контролировать работу УК и расходование ею собранных с собственников квартир денег. С 2017 года мы создали в Казани 15 домовых советов. В совокупности они представляют интересы более трех тысяч жителей города".

Он признает, что расшевелить казанцев нелегко. Люди не верят, что кто-то готов помогать бескорыстно и безвозмездно. Часто собрания начинаются с криков и выплескивания наболевших проблем, а Чиркова с однопартийцами принимают за чиновников, которые проводят мероприятие для галочки. Но, поверив и доверившись, затем шлют благодарственные письма с фотографиями преобразившихся общественных пространств — как это произошло, к примеру, в одном из дворов на улице Сафиуллина в Казани.

Как вспоминает наш собеседник, двор в том доме больше напоминал пейзаж после бомбежки, а часть подъездов не видела ремонта с момента постройки здания, хотя, согласно законодательству, обновлять парадные должны раз в пять лет. С помощью Чиркова и его единомышленников жильцы написали коллективное заявление, добились, чтобы была создана комиссия, в которую вошли представители дома, УК, районной администрации, жилищной инспекции, Роспотребнадзора, — и благоустройство двора и подъездов состоялось.

"Коллектив — это сила! — констатирует Чирков. — Поодиночке можно впустую годами обивать пороги управляющих компаний с жалобами. Но, когда мы собираем бюллетени с подписями жильцов, готовим протокол с решением общего собрания и передаем их на хранение в ГЖИ, наступает момент ответственности УК за неисполнение этого решения".

Нередко руководители УК отговариваются нехваткой денег на те или иные работы, объясняя тем, что среди собственников квартир много должников. Но, как объясняет наш собеседник, каждая УК имеет в штате юристов, которые должны вести работу по взысканию долгов — направлять иски, передавать решения судов в исполнительное производство.

"На самом деле среди жильцов злостных неплательщиков обычно немного, — считает Чирков. — Когда жильцы обращаются к нам за помощью в создании ТСЖ, мы видим, что во всем доме вовсе не платят за коммунальные услуги 2–3%".

"Доходы от рекламы в лифтах, размещения оборудования, антенн на крыше — все это должно идти на благо дома"

"Нужно осознать, что весь дом, в котором вы живете, от подвалов до крыши — это все принадлежит вам, его жильцам, — убеждает Чирков. — И на данном имуществе можно не только экономить, но и зарабатывать! Улучшать внешний вид здания и прилегающей территории, тем самым повышая ликвидность квартир. Сдавать общедомовое имущество в аренду и получать доход".

Как рассказали в СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, для этого даже не нужно предпринимать каких-то усилий по поиску арендаторов — нередко провайдеры, сотовые компании уже давно размещают на крышах многоквартирных домов оборудование, а организации заполняют лифты своей рекламой. Надо лишь выяснить, на каких основаниях это происходит.

"Показательная история произошла с домом на улице Сабан, — вспоминает наш собеседник. — Мы с активистами из домового совета выяснили, что провайдер практически бесплатно размещает свое оборудование на крыше. После урегулирования отношений со всеми арендаторами заключили прямые договоры, в итоге ежемесячно на счет дома поступает порядка 22 тыс. рублей — от лифтовой рекламы, провайдеров. На эти средства в доме отремонтировали подъезды, обустроили двор, собираются обновить детскую площадку". Финал у истории тоже счастливый: жильцы настолько вошли во вкус самоуправления, что создали ТСЖ. А в другом многоквартирном доме добились, чтобы им передали все собранные до 2014 года средства по статье капремонта. А затем, после детального анализа и консультаций специалистов, уменьшили смету этого самого капитального ремонта на 5 млн — за счет исключения навязанных услуг.

"Партийные проекты по ЖКХ были созданы, чтобы повысить юридическую грамотность населения, учить решать все проблемы легальными и эффективными методами, — поясняет Чирков. — Так сложилось, что качество услуг ЖКХ — одна из наиболее острых тем в нашей жизни. Мы переводим конфликты в конструктивное русло, стараемся решать все вопросы в досудебном порядке и тем самым снимаем нагрузку с УК, ГЖИ, комитета ЖКХ. В итоге в выигрыше все: республиканские и муниципальные власти, поставщики услуг, управляющие компании, собственники квартир. Сфера ЖКХ становится более прозрачной и конкурентоспособной, а наше общество — сплоченным, сознательным и способным к самоорганизации".

Сделать городское ЖКХ понятным и прозрачным — первый пункт в списке "10 справедливых решений", с которым СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ идет на выборы в Казанскую городскую Думу. А результаты работы общественных приемных и подход к делу внушают надежду на то, что в ЖКХ можно навести порядок.

По материалам источников: "БИЗНЕС Online"

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Телефон: +7 (495) 783-98-03
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2020