О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Валерий Гартунг, Игорь Моляков и Олег Нилов о страховании вкладов в банках РФ

05 марта 2020

 см. также ↓

5 марта Государственная Дума отклонила проект федерального закона № 680935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (в части изменения очередности удовлетворения требований кредиторов кредитной организации). С докладом и заключительным словом выступил Валерий Гартунг. От фракции "СР" выступили Игорь Моляков и Олег Нилов.

Валерий Гартунг:

– Уважаемые коллеги! Минуточку внимания. Вы, наверное, последние несколько месяцев, когда ходите в Государственную Думу, встречаете у входа людей с плакатами, где они пишут: "Верните наши деньги". И ко многим из вас они уже приходили, обращались с просьбой поддержать законопроекты, которые позволят им вернуть те деньги. Вот один из них сейчас мы с вами будем обсуждать.

Наша фракция внесла три законопроекта. Один из них был принят в первом чтении, два – пока ещё не рассматривались, а вот этот второй из этих трёх сейчас мы рассматриваем. Любой из них, будучи принятым, конечно же, поможет многим гражданам решить проблемы, с которыми они столкнулись, и которые для них, для многих из них, оказались фатальными. Причём, они попали в эту ситуацию не по своей воле, а в силу того, что мы, как законодатели, не обеспечили защиту их прав.

Законопроект, который мы сейчас хотели бы принять, предлагает изменить очерёдность кредиторов, которые получают средства банков, у которых отозвана лицензия, и которые проходят процедуру банкротства.

Сейчас речь идет о вкладчиках, у которых сумма на вкладе оказалась выше, чем застрахованная. Здесь есть люди, которые попали в ситуацию, когда сумма была ещё страховая в 700 тысяч, есть нынешняя страховая сумма 1 миллион 400 тыс. Так вот мы предлагаем в части вклада до 10 млн рублей этих людей поставить в очередь кредиторов перед АСВ. Как вы понимаете, крупнейшим кредитором является АСВ, потому что если посчитать, сколько прав перешло от банков, находящихся в процедуре банкротства к АСВ, то это примерно около 2 трлн рублей, а если быть точным, ну, вот данные у меня АСВ есть – один трлн 943 млрд рублей в общем. Вы понимаете, что при таком объёме, конечно же, контролирующим кредитором является АСВ в подавляющем большинстве случаев. И от того, как он проводит процедуру банкротства, зависит, получат вкладчики деньги или нет. А вкладчики по факту не могут на эту ситуацию повлиять. Поэтому они и просят, если государство создало условия, при которых они не могут вернуть свои вклады, потому что отозвана лицензия.

И второе. Они не могут потом защитить свои права, как кредиторы, потому что у АСВ основные права, опять же у государственной структуры. Они говорят, было бы справедливо, если бы государство с нами рассчиталось, а потом бы возвращало всё, что по его вине, по вине государства, прежде всего регулятора, как Центрального банка, был украдено у этих граждан. Мне кажется, это разумно и справедливо.

Теперь о чём идёт речь, о каких цифрах. Вдумайтесь только. На данный момент, ну, вот у меня последние данные, они на 11 декабря были, сейчас, наверное, уже цифры больше, вкладчиков и кредиторов первой очереди оказалось 371 тыс. человек. Вкладчиков, вклады которых превышают лимит страхования, 192 тыс. 900 человек. Почти 193 тысячи человек. Почему такое большое число? Ну, даже при лимите страхования в миллион 400 тыс. есть люди, у которых ещё процедура банкротства началась раньше, когда лимит страхования был всего 700 тысяч. И для того, чтобы поднять для всех лимит страхования до 1 млн 400 тыс., просто хотя бы гражданам вернуть из бюджета или из фонда АСВ, или у АСВ нет других денег, либо бюджет, либо Центральный банк, нужно 21,8 млрд. Тогда требования 178 тыс. вкладчиков будут удовлетворены в полном объеме.

Я разные варианты посчитал, потому что если, например, мы с вами, принимая решение в этом зале, посчитаем, что 10 млн – это слишком много, суммы большие, то можно было бы остановиться на какой-то промежуточной цифре, например, пять млн или три млн. Ну, тут у меня и 2 млн посчитано. Но я думаю, что даже если на любой из этих цифр мы остановимся, мы всё-таки большинству людей поможем, потому что основная масса людей, которые потеряли деньги в банках, у них всё-таки суммы меньше, чем пять млн рублей. Но мы предложили вариант, что мы до 10 млн поставим их в очереди кредиторов до АСВ. Таким образом, если будет принято наше предложение, нужно будет АСВ доплатить за счет ЦБ либо из бюджета, 96,7 млрд рублей. Таким образом, получат в полном объеме вклады 367 тыс. человек. 367 тысяч! А всего 371. То есть останется вкладчиков, чьи требования в полном объеме не удовлетворены, всего 3,5 тысячи. Но их вклады больше 10 миллионов.

Как мы понимаем, люди, у которых вклады большие, ну, они, как правило, скажем так, имеют бизнес какой-то, какие-то другие, иные источники существования, и они не попадают в категорию, как правило, подчеркиваю, не попадают в категорию социально незащищенных слоев населения. Я же говорю о людях, которые свои последние кровные деньги вложили и оказались, вообще, в нищете, а некоторые просто даже не дожили до этого обсуждения, с момента внесения мною этого закона до сегодняшнего обсуждения, они просто не дожили.

Поэтому, коллеги, прошу вас поддержать это предложение. Если какие-то будут вопросы, я на них готов ответить. Но, подчеркиваю, во втором чтении можно рассмотреть, если даже в первом чтении вы сочтёте, что принципиально закон надо принимать, но, например, сумма неподъёмная, мы можем посмотреть и уменьшить сумму страхового возмещения от 10, например, до пяти как компромиссный вариант. Но в этом случае мы бы помогли всем вкладчикам без исключения, абсолютно всем, 371 тысяче человек. Спасибо.

Игорь Моляков:

– Уважаемые коллеги! Я как раз с того региона, где сейчас разворачиваются тяжелейшие события по поводу рухнувшего Чувашкредитпромбанка. И мы собрали тысячи подписей, они направлены в Государственную Думу, в комитеты. Поэтому Анатолий Геннадьевич Аксаков, я, как представляющий от партии территорию Чувашской Республики, работали над этим законопроектом, и люди требуют, чтобы этот закон был принят.

Это средний класс, который ещё работает в нынешних тяжелейших условиях, и если здесь говорят о 200 тысячах, прибавьте сюда ещё и членов их семей.

Я хочу сказать, если действительно есть какие-то организации, фракции, допустим, "Единой России", которые не поддержат эту законодательную инициативу, то огромное вам спасибо, потому что я поеду в свой регион и скажу, что "Единая Россия" проголосовала против. И вы потеряете город Новочебоксарск, вы потеряете город Чебоксары, вы потеряете около миллиона избирателей. Вот хотя бы это чувство самосохранения у вас должно сработать. На одну только подсветку в городе Москве, чтобы здесь создать впечатление благополучного государства, тратятся миллиарды, я уж не говорю про плитку. А когда речь идёт о провинции, где люди пострадали, мы не можем выделить эту несчастную сумму. А я, извините меня, уважаемые коллеги, приложу все усилия для того, чтобы именно вот эти люди, которые еле-еле дышат, которые говорят, что государство давало лицензии этим банкам, и если они разорились, пусть государство и ответит за это безобразие, конечно же, я доведу до их сведения, а потом уже не надо будет ни на кого обижаться. Поэтому я прошу вас, все фракции, проголосовать за данную инициативу, потому что она крайне необходима нашим людям самых разных убеждений и самых разных возрастов.

Благодарю за внимание.

Олег Нилов:

– Уважаемые коллеги, уже скоро, как лет 10 Россия сталкивается с колоссальным голодом, денежным голодом, по причине, конечно, объявленных санкций, по причине кризиса, по причине в том числе и развивающегося колоссального такого коронакризиса. Вот у людей нет возможности перекредитоваться. Я уж не говорю про бизнес – малый и средний. Давайте посмотрим, какие проценты есть. Они такие же, чуть-чуть меньше, чем были несколько лет назад. Но на эти кредиты развивать бизнес невозможно. 10% даже – это счастье. А так – 16-18% для малого предпринимателя. Вот, что предлагают сегодня наши банки. Давайте посмотрим, в чем причина. Не просто нет денег в России. В России денег огромное количество. В том числе и при кризисе, который разворачивался на наших глазах, с гибелью, банкротством ли, сознательным, искусственным банкротством сотен банков. Граждане, имея собственные сбережения, не доверяют банкам. Некоторые эксперты говорят, что это в пределах 30 трлн рублей. Вот такие суммы сегодня находятся у граждан дома. Государство, то есть мы с вами, не хотим привлечь их в банки, а через банки в экономику. Нужно гарантии вкладчикам давать настоящим образом, чтобы не было вот этого: 1,4 страховой взнос есть – пожалуйста. А если больше нет банка в этом населённом пункте и государственного нет, только коммерческие? А к коммерческим какое доверие после таких печальных событий? И вот: деньги в стране есть, а в экономике их нет. По процентным ставкам посмотрите, что творится. Сейчас 6,25 ставка рефинансирования. Сравните, найдите любую ставку рефинансирования в западных банках и посмотрите, какие там кредиты для бизнеса, потребительские кредиты. Ну, плюс 1-2% – так должно быть. Что у нас? У нас плюс 100%, да? А бизнесмен ещё какой-то, он ещё плюс 100%. Вот вам и нереальные проценты. Поэтому мы говорим о той задаче, которую должно решать Правительство, должен решать Центробанк. Мы уговариваем создать условия для того, чтобы потекли миллиарды, триллионы в банки, а это не нужно, оказывается, ни Правительству, ни Центробанку. А граждан защитить – первостепенная задача. И это в ситуации, когда нужно долги людям попытаться вернуть хотя бы в большей части. Ситуация, когда за деньги государство будет отвечать настоящим образом, подхлестнёт в том числе наши многочисленные правоохранительные структуры к тому, чтобы, например, вернуть украденные триллионы. Вы говорите: какие источники, где взять источники. Давайте вот эту сотню миллиардов вернём из-за рубежа, применяя различные методики: юридические, дипломатические, если нужно силовые. Деньги украдены у людей, у государства, вывезены, обналичены, превращены в ценности, дворцы, яхты, виллы, и сильнейшая страна в мире не может их вернуть. Давайте эти деньги вернем, причем в разы большее количество. Вот вам решение проблем обманутых, незащищенных и брошенных наших вкладчиков – прямая ответственность государства в этом.

Спасибо.

Заключительное слово Валерия Гартунга:

– Уважаемые коллеги, я сначала хочу принести вам извинения за неточный ответ, когда я вам отвечал на вопрос, когда мы сможем вернуть эти деньги в случае принятия этого закона, я сказал, что сразу в течение трех дней. Но это в случае, если мы поднимем страховое возмещение до 10 млн рублей, тогда в течение трех дней. А здесь мы не поднимаем страховое возмещение, мы перемещаем в очереди кредитора до 10 млн рублей перед АСВ. Это значит, что в процедуре банкротства они будут иметь первоочередное право на получение денег, и у них процент возврата вырастет, но не факт, что 100%. Вот о чем идет речь. Поэтому они будут получать эти деньги по мере завершения процедуры банкротства, по мере продажи имущества. Это не единовременная выплата в 96 млрд, она растянется в течение всей процедуры банкротства. Это вот такое уточнение.

Конечно, было бы правильнее вообще поднять до 10 млн руб. страховое возмещение, и это другой проект закона, о котором я говорил, да, и у нас еще два проекта закона есть. Если мы его примем, до 10 млн руб., то тогда можно будет сразу заплатить эти деньги, но опять же, сумма 96 млрд руб.

Еще раз напомню, всего 371 тыс. человек оказались в ситуации, когда у банков, в которые они положили деньги, отозвали лицензию. Из них почти 193 тыс., а если быть точным, 192,9 тыс. человек, получили деньги не в полном объеме. Это практически больше половины. Когда нам говорят: 99% вкладов покрываются страховкой, практика говорит о том, что половина вкладчиков, когда отзывают лицензию у банка, не может вернуть деньги в полном объёме. Вот обратите на это внимание. И таких на данный момент, по данным АСВ, 192 тыс. 900 человек.

Дальше. Эту проблему Сергей Михайлович Миронов обозначил на встрече с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в декабре прошлого года. У меня есть письмо Сергея Михайловича и есть виза Владимира Владимировича, где он дал поручение Силуанову и Набиуллиной рассмотреть этот вопрос. Я вчера Силуанову этот вопрос задавал. Что он ответил, вы видели? Ничего не ответил. Это на предмет того, как у нас выполняются поручения Президента. Уже третий месяц пошёл, – на поручение Президента ни ответа, ни привета. Не то, что на депутатский запрос, на поручение Президента!

Может быть, когда люди не выполняют поручение Президента, их надо не смещать по лестнице служебной, с первого вице-премьера на Министра финансов, а, может быть, дальше двигать их? Вот о чём вопрос. И я думаю, что, вот не вижу представителя Правительства, может быть, они как-то на это отреагируют, но шутить с поручениями Президента нельзя. Поэтому я обращаю внимание и Силуанова, и Набиуллиной, что мы ждём реакции от них.

Дело в том, что, приняв этот закон, мы, конечно, проблемы всех вкладчиков не решили бы, но ещё раз подчёркиваю, мы существенно подняли бы процент возмещения. Ведь сегодня что получается? Вкладчики, потеряв деньги в банке, в процедуре банкротства получают к возврату 7-8-10%. Если бы процент замещения был 70-80, то совсем была бы другая ситуация. Какая-то часть риска всегда есть, но основную сумму они бы получили. Так вот, приняв этот закон, мы как раз этот процент возмещения и поднимем до 70-80%. Они все деньги всё равно не получат, вот в чём вопрос. Поэтому, коллеги, ещё раз вас призываю к тому, чтобы вы поддержали этот проект закона.

Ещё раз говорю, что, если смущает такая большая сумма, ну давайте мы во втором чтении снизим размер вклада в части, в которой вкладчики перемещаются в очереди кредиторов, можем до 5 млн рублей сдвинуть. Я могу сказать, что в этом случае останется непокрытых, полностью не возмещенных всего 7 тыс. 700 вкладов, а при 10 млн рублей всего 3,5 тыс. из 193 тыс. Поэтому, коллеги, ещё раз прошу вас поддержать. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International