О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Анатолий Грешневиков о техногенной нагрузке на Волгу и экологическом состоянии реки

18 февраля 2020

 см. также ↓

На пленарном заседании Государственной Думы 18 февраля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Анатолий Грешневиков:

– Река Волга – это не просто символ России, неотъемлемая часть культурного кода страны, её истории, уникальный природный памятник, но ещё и экономическая артерия страны. В бассейне Волги, составляющем 13% территории Европы, сегодня проживает более 60 млн человек.

В настоящее время техногенная нагрузка на великую реку Волгу в восемь раз выше, чем на водные объекты в среднем по стране. Здесь производится 45% промышленной продукции, 50% сельхозпродукции и около 20% всего рыбного промысла. Это, конечно, самым пагубным образом сказалось на экологическом состоянии реки, процесс загрязнения которой идет самыми высокими темпами. Все это предупредило принятие программы по экологическому оздоровлению Волги, в котором задействовано 29 субъектов Федерации, в том числе, 16 из них сбрасывают неочищенные вредные стоки непосредственно в Волгу. Принятие первоочередных мер оздоровления оценено в 220 млрд руб.

Проблематика экологического оздоровления Волги стоит очень остро и приобрела общегосударственное значение, поскольку она исчерпала свои возможности по самоочищению. Это явилось одной из причин того, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила с предложением к Правительству о принятии закона в защиту Волги, а также о разработке федерального проекта по возрождению этой реки.

При отчёте Правительства его председатель Медведев дважды заверял меня и сидящих в этом зале депутатов Госдумы в том, что закон о Волге будет обязательно принят, однако закон так и не появился. Между тем, только закон может отрегулировать комплекс мер по сохранению природных экосистем всего бассейна Волги, по восстановлению биоразнообразия реки, ликвидируя процессы её деградации, которые создают значительные угрозы экобезопасности страны.

Хорошо, что разработан федеральный проект "Оздоровление Волги". Но он ориентирован, в первую очередь, на ликвидацию источников загрязнения реки, потому сосредоточен лишь на строительстве очистных сооружений. Однако для полного оздоровления Волги одних мероприятий по очистке сточных вод явно недостаточно. Существенный вклад в ухудшение экологической ситуации в Волжском бассейне внесла предыдущая хозяйственная деятельность, в том числе осушение болот и уменьшение водоохранных зон, включая и масштабную хищническую вырубку лесов.

Для разрешения ситуации нужны долгосрочные программы по расширению водоохранных зон, по существенному ограничению лесопользования в них, по восстановлению ранее осушенных болот, а это возможно только с принятием закона.

Федеральный проект должен решить ряд важнейших задач, направленных на преодоление неблагоприятной экологической ситуации. Наиболее важная часть проекта – сокращение поступлений загрязнённых сточных вод. Проект финансирует строительство очистных, но не финансирует канализационные сети. Но продолжить эти сети – тоже очень дорогое и финансово непреодолимое для муниципалитетов мероприятие. В итоге возникает патовая ситуация, так как строить объекты очистки сточных вод, не имея сетей, бессмысленно.

В проекте полноценно могут поучаствовать только те муниципалитеты, где уже были когда-то построены сети и очистные сооружения. Но они пришли в негодность. А те населённые пункты, в которых нет ни очистных сооружений, ни сетей, оказываются вне проекта и так и будут источниками загрязнения Волги.

Трактовка федерального проекта предусматривает снижение объемов отводимых в Волгу загрязненных сточных вод с трех кубокилометров до одного кубокилометра в год к 2024 году. Только в границах Ярославской области на Волге расположены 29 очистных канализационных сооружений, большая часть которых сбрасывает в Волгу сточные воды, несоответствующие требованиям санитарных норм. Физический износ и техническая отсталость этих сооружений предопределяют их низкую эффективность. Количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу Волге, должно составить к 2024 году 43. К этому периоду из акватории должно быть извлечено и утилизировано 95 затонувших судов. По годам предусматривается увеличение численности населения волжских регионов, условия жизни которых улучшены будут за счет реализации конкретных мероприятий.

В соответствии со статистическими данными в рамках проекта оздоровления Волги мероприятия выполнены в 2019 году на сумму 7,7 млрд руб., что составляет всего 68% от объема финансового обеспечения на этот год.

Отдельными регионами объемы финансового обеспечения в прошлом году освоены полностью или почти полностью. Это Вологодская, Волгоградская, Московская, Саратовская области и Чувашская Республика. Не приступали к выполнению мероприятий программы Костромская и Ульяновская области. У них 0% выполнения при выделении по обоим субъектам более одного млрд рублей. Не планировали что-то делать по этому проекту Астраханская и Ивановская области. Еще по ряду областей (Нижегородская, Тверская, республики Татарстан и Марий Эл) неполное освоение выделенных средств произошло по различным причинам – позднее заключение контрактов, отсутствие заявок, негодность проектно-сметной документации.

По Ярославской области более одного млрд руб. было перенесено на 2020 год. К сожалению, запланированные деньги не вложены были в строительство городских очистных сооружений из-за безответственности региона и Минэкономразвития. Вся эта картина подтверждает, что вхождение в проект оздоровления Волги происходит непросто. Выделение средств идет с определенными трудностями, и еще с большими трудностями происходит освоение этих денежных средств.

Текущий год должен показать способность регионов решать задачи экологической реабилитации нашей великой реки. Это безответственное перераспределение средств федерального бюджета на 2020 год в сумме почти 4 млрд руб. должно стать наукой всем и не должно повториться впредь. Пагубное влияние на состояние Волги окажет планируемое строительство целлюлозно-бумажного завода на берегу Рыбинского водохранилища. Несмотря на жёсткий протест и многочисленные митинги ярославцев против ЦБК, на протест ярославского губернатора Миронова, на отсутствие государственной экологической экспертизы недавно в Правительстве состоялось совещание по строительству вредного ЦБК. Компания "Свеза" готовит проектно-сметную документацию, выбрана площадка в пределах рек: Суда, Молога и Шексна. Эти реки понесут отраву ЦБК в Волгу. Кому тогда нужна программа оздоровления Волги, если впадающие в неё реки будут её отравлять? Это похоже на театр абсурд. Тем более по данным Ярославского центра по гидрометеорологии в области не осталось рек с чистой водой, 57% рек отнесены к категории "очень загрязнённые", 14 – "грязные", 24 – "загрязнённые".

Страшно и другое. В области 40 тыс. человек, больных раком. Ежедневно выявляется 15-20 онкобольных. В Рыбинске выросло число больных раком за год на 27%, в Брейтове на 52%. Если там будет ЦБК, то регион станет могильником. И кому нужна будет целлюлоза? Хотя по проекту 96% целлюлозы пойдёт на рынки Запада и Азии. Это похоже на колонию. Повторяется история с загрязнением Байкала, где отходы ЦБК по сей день не утилизированы.

Экологическое состояние Рыбинского водохранилища очень уязвимое. Это единственный водоём на всём Волжско-Камском каскаде, предназначенный для многолетнего регулирования стока.

По результатам многолетних исследований, проводимых Институтом биологии внутренних вод РАН, характер техногенного загрязнения экосистемы Рыбинского водохранилища подтверждает, что уже сегодня одним из основных загрязнителей этого уникального водоёма является Череповецкий промышленный узел – это и крупнейшее в Европе металлургическое объединение "Северсталь", химическое производство "ФосАгро" и другие предприятия.

Ежегодно в Шекснинский плёс сбрасывается до 200 млн кубометров загрязнённых сточных вод, содержащих высокотоксичные вещества.

При реализации проекта по оздоровлению Волги признана необходимость системного подхода к решению проблем антропогенного загрязнения.

Для восстановления нормального экологического состояния Волги необходимо очищать стоки не только промышленных и сельскохозяйственных предприятий, но и ливневые стоки с территорий городов.

Хочется напомнить, что по состоянию на 2016 год из 60 млн человек, проживающих в Волжском бассейне, 48 миллионов человек живут в городах. Не секрет, что по содержанию загрязняющих веществ эти сточные воды не уступают, а порой и превосходят производственные. Дождевые талые воды несут с собой в водотоки почти всю таблицу Менделеева. Ведь пыль и грязь с городских магистралей вбирает в себя большее число загрязнений современного города: от выбросов автотранспорта, от труб предприятий до различного мусора. Не столь редки и случаи направления через систему ливневой канализации стоков малоэтажной индивидуальной застройки. Мониторинг такого сброса сточных вод в реки явно недостаточен. А очистные сооружения механического типа, возводимые на ливневых современных городах, не решают, к сожалению, проблему качественной очистки этих сточных вод.

Эта комплексная проблема требует своего решения, как с технической, организационной, так и правовой стороны. Без этого все принимаемые меры по нормализации экологического состояния водотока, в том числе и Волги, останутся полумерами.

Плановое мероприятие по реализации проекта "Оздоровление Волги" – в 2019 году Миннауки разработало концепцию по снижению поступления загрязняющих веществ застраиваемых территорий, промплощади, земель сельхозназначения.

Данный документ, подготовленный институтом водных проблем РАН, ориентирован на снижение загрязняющих веществ и водного стока. Не менее актуальным становится вопрос практической реализации направлений, предложенных Миннауки России по предотвращению негативного воздействия ливневых систем и обеспечению надлежащего технического состояния очистных сооружений.

Сегодня концепция направлена на рассмотрение в Федеральное агентство водных ресурсов с целью рассмотрения возможности ее внедрения в пилотных регионах. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что этого недостаточно для практической реализации мероприятий. Необходимо привлечение и Минстроя России, поскольку здесь напрямую затрагивается сфера ЖКХ.

Принятие всех этих мер по оздоровлению экологического состояния Волги направлено на сбережение этой великой реки. И времени на её экологическую реабилитацию у нас не так много. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024