Федот Тумусов о жилищных субсидиях для граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов Крайнего Севера
см. также ↓12 февраля Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 849806-7 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части урегулирования отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидий). С докладом выступила депутат Государственной Думы Оксана Бондарь, с содокладом – председатель Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задал вопрос и выступил Федот Тумусов.
Федот Тумусов:
У меня вопрос к авторам. Уважаемая Оксана Андреевна, понятно, что данный законопроект направлен на уменьшение общей суммы, которая выделяется из бюджета Российской Федерации на финансирование жилищных сертификатов. И вот у меня в связи с этим вопрос. На какую сумму уменьшится объем выделяемых средств в связи с принятием этого законопроекта? Или хотя бы в процентах какие расчеты есть, чтобы понять, насколько будет уменьшена сумма выделяемых средств для финансирования жилищных сертификатов людей, выезжающих с районов Крайнего Севера в связи с принятием данного законопроекта? Спасибо.
Оксана Бондарь:
Уважаемый Федот Семенович, ни в коем случае наш законопроект не нацелен на то, чтобы уменьшать размер федеральных средств на жилищные субсидии. Он просто регулирует процесс получения жилищного сертификата. Раньше нормы при получении государственного жилищного сертификата для тех, кто выезжает из закрывающихся поселков не были установлены. Не был установлен срок отчуждения.
А данным законопроектом предполагается, что если ты продал свое жилое помещение в поселке, который признан закрывающимся, и до получения сертификата прошло менее пяти лет, то тогда у тебя эта сумма вычитается, а если более пяти лет, то размер жилищного сертификата не уменьшается, ровно так же, как это запланировано для выезжающих из районов Крайнего Севера. Мы, комитет, наоборот, ведем работу так, чтобы увеличивалось выделение федеральных средств на получение жилищных сертификатов, потому что в настоящее время это финансирование идет в размере одного процента от необходимого. Поэтому ваш вопрос, он не совсем правильно сформулирован. Не уменьшать, а регулировать выдачу государственных жилищных сертификатов.
Выступление Федота Тумусова:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя Государственной Думы – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы!
На самом деле рассматриваемый нами законопроект очень важный, и он имеет ключевое, может быть, даже символическое значение. На сегодня можем ли мы сказать, что у нашего российского государства есть полноценная комплексная северная государственная политика? К сожалению, мы сегодня много говорим и принимаем законов, которые направлены на развитие Дальнего Востока, Арктики, северных территорий. Но при этом мы действуем с вами однобоко мы рассматриваем только экономическую составляющую развития, то есть мы даём "зелёную дорогу" бизнесу, чтобы они приходили, занимались предпринимательством, развивались, извлекали прибыль. Но другую сторону медали социальное обеспечение тех людей, которые живут и работают на северах, мы не видим, этих людей ущемляют.
Вот этот законопроект, он конкретно ущемляет права людей. Речь идёт о чём? Речь идёт о том, что человеку положен жилищный сертификат. Он честно отработал 15-20 лет на Севере, и ему этот сертификат должны дать. У нас 70-80% людей, которым положено, это пенсионеры, и они хотят на старости лет выехать в другие более благоприятные для здоровья районы. Пенсионеру говорят: у тебя есть жильё? Естественно, есть, оно приватизированное или купленное. Он его продаст и на эту сумму (кадастровую стоимость) уменьшается размер субсидии. А как он здесь приобретёт себе другое жилье на эту уменьшенную сумму? Это на самом деле очень серьёзный закон.
Полноценной комплексной северной государственной политики на сегодня, к сожалению, в Российской Федерации не выработано. Мы рассматриваем, еще раз повторяю, однобоко только экономическую часть, а вот социальную часть всё время забываем.
А что такое социальная часть? Первое – это заработная плата. Слава Богу, еще не исключены районный коэффициент, северные надбавки, но они реально не работают так, как были изначально задуманы. Они не финансируются из государственного бюджета и поэтому превратились просто в расчетные показатели. Пример: проезд к месту отдыха...
Каждые два года этот проезд должен оплачиваться, но этой возможностью может воспользоваться едва ли половина людей. Я не говорю про цены на продукты питания и товары народного потребления, которые имеют просто астрономические размеры. И раньше советское государство дотировало, цены были одинаковые. Сегодня этого нет. А зарплата нищенская осталась.
Цены на авиабилеты… Каждый раз, когда мы принимаем бюджет, мы (северяне) поднимаем этот вопрос, цены фантастические. Поэтому сегодня ко мне поступает информация о том, что принято решение о двухпроцентной ипотеке для молодежи, благодаря указанию Президента страны Владимира Путина, но эта ипотека не работает на рынке вторичного жилья. Тоже некое ущемление.
Вот, например, я просто хочу привести несколько цифр, чтобы быть неголословным. Чтобы полностью субсидировать людей, которые выезжают из Якутии, нужно 19,6 млрд рублей. Имеется на очереди 9968 семей, из них 6638 это пенсионеры.
Каждый год выделяются средства – примерно 300 млн рублей. Это всего-навсего 120 семей. Если мы такими темпами будем решать эту проблему, то для субсидирования только пенсионеров нужно будет 55 лет. Поэтому – вот здесь тоже прозвучало, сказали, что 1% выделяется в целом по стране.
Поэтому нам и Правительству Российской Федерации надо серьезное внимание уделить в последующей своей работе решению социальных проблем северян, чтобы у нас действительно была полноценная, комплексная государственная северная политика в нашем российском государстве. Спасибо.