22 июля первый заместитель председателя Комитета ГД по государственному строительству и законодательству, первый заместитель руководителя фракции "СР" Михаил Емельянов провёл круглый стол "Государственные закупки и нецелевое расходование бюджетных средств: какой должна быть контрактная система в РФ".
Ведущий научный сотрудник ИЭПиПЭБ Финансового университета при Правительстве РФ, академик РАЕН и МАМ Константин Андрианов, который выступил в качестве сомодератора мероприятия, акцентировал внимание на недостатках и пробелах в российском законодательстве, относящихся к государственной контрактной системе. Причём в случае с госзакупками это влияет практически на все сферы и отрасли.
"Отмечается нестабильное и недостаточное системное правовое регулирование контрактной системы. К федеральному закону о контрактной системе госзакупок, вступившему в силу в 2013 году, было принято уже более 50 поправок, затронувших более половины его статей. По сути, сейчас действует новая редакция ФЗ, но многие пробелы и внутренние противоречия сохраняются", сказал Константин Андрианов.
Аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров заявил, что считает необходимым сделать систему государственных закупок более дружелюбной и доступной для поставщиков. Иначе невозможно вывести систему на конкурентный уровень. По его словам, потенциальных поставщиков отпугивают высокие издержки. Прежде чем попасть на торги им нужно приобрести электронную подпись, зарегистрироваться, документы подготовить, получить гарантии и т.д. Кроме того, в 2018 году массовый характер приобрели невыплаты исполнителям.
"Сейчас заказчики зачастую просто не платят исполнителям за выполненную работу. Им говорят, не заплатим, иди, судись. Так пока он будет судиться, он разорится", возмутился докладчик, указав на необходимость изменения федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Татьяна Демидова отметила, что главный механизм сокращения и упрощения процедуры закупок заключается в автоматизации процесса. Первый шаг уже сделан в рамках майских поправок. С апреля 2020 года казначейский контроль будет полностью автоматизирован. Кроме того, предлагается исключить из системы госзакупок лишние процедуры.
"Все изменения формируются с учётом принципов открытости и прозрачности", добавила Татьяна Демидова.
В ходе прений участники круглого стола также пришли к выводу, что надо сохранить ограничение госзакупок импортных лекарственных препаратов и продуктов, но нельзя всё запрещать, ведь многие лекарства у нас просто не производятся.
Директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Елена Максимкина отметила, что иногда закупки лекарственных средств отменяются из-за несовершенства законодательной системы, а страдают от этого больные люди.
"Например, нельзя закупать препараты у представителей малого предпринимательства, но мы сознательно идём на нарушение, чтобы препараты вовремя попадали к пациентам. Также говорили, что растёт статистика закупок у единственного поставщика. Но тут нужно различать, что такое единственный поставщик. У нас есть лекарственные препараты и медицинские изделия, которые производит единственный поставщик. И эти закупки проводятся формально. Например, наркотические медицинские препараты у нас производит один единственный поставщик – Московский эндокринный завод", привела пример Елена Максимкина.
Также, по мнению некоторых спикеров, стоит разрешить госзакупки некоторого импортного оборудования, а создание больших преференций для отечественного производителя может сослужить плохую службу – наша продукция окажется неконкурентоспособной на мировом рынке. Однако это не должно поставить крест на госпрограмме об импортозамещении.
По итогам круглого стола участники составили резолюцию, на основании которой будут разработаны законодательные инициативы.