О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты фракции "СР" задали вопросы Министру просвещения Ольге Васильевой

07 ноября 2018

7 ноября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступила Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева. Вопросы министру задали Олег Нилов, Валерий Гартунг и Федот Тумусов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила Заместитель Председателя Госдумы Ольга Епифанова.

Олег Нилов:

– Уважаемая Ольга Юрьевна!

Планы хорошие, амбициозные, но, как коллеги отмечают, о защите жизни и здоровья наших детей как-то мало сказано, может быть, вы не успели.

Считаете ли вы, что именно эта цель должна быть в приоритете всех программ, не только министерства, но и Правительства? И, если так, как планируете повысить безопасность в прямом смысле? Когда тревожные кнопки, как в банках, замкнутые на МВД, Росгвардии, появятся в каждом учебном заведении? Планируется ли вернуть полноценный медицинский пункт с фельдшером, хотя бы, с врачом, с психологом в каждое учебное заведение, и не по усмотрению директора, а именно по федеральной программе? Планируется ли обеспечить бесплатной питьевой водой каждое учебное заведение, а лучше, как коллеги предлагают, ещё и стаканом молока или сока? И когда, скажите, пожалуйста, такой позорный неуд нашей системы образования, как школы без спортивного зала, без канализации, извините, и водопровода будет исправлен? Спасибо.

Ольга Васильева:

Олег Анатольевич, большое вам спасибо за вопрос, потому что в вашем вопросе вы подняли минимум пять направлений, которые являются не просто злободневными, а которые являются на сегодняшний день трагическими.

Так вот, я хочу вам привести цифры, для всех депутатов, чтобы стало понятно, как, когда и как это станет возможным.

На сегодняшний день из 40 тыс. 751-й школьной организации и 854-х частных организаций в 6 тыс. 13 государственных организациях требуется капитальный ремонт, это 14,8% общего числа зданий. Число образовательных организаций, здания, которые находятся в аварийном состоянии – 414 (1% от общего числа зданий). Число общеобразовательных организаций, в которых имеется водоотведение, то есть, канализация – 38 тыс. 75 школ или 93,4% от общего числа. Число образовательных организаций, оборудованных кнопкой тревожной сигнализации – 33 тыс. 558 или 82% от общего числа образовательных школ. Число организаций, имеющих медицинский кабинет или пункт в собственности или на условиях договора пользования, на сегодняшний день – 26 тыс. 612 школ или 62,8% от числа общеобразовательных организаций. Это цифры, язык цифр, это статистика, которая сухая, но неумолимая.

Теперь возвращаясь к возможности кнопки в каждой школе. Она не просто должна быть, она должна быть уже вчера. Ещё раз напомню о том, что большая часть школ, кроме двух школ федерального значения, находятся в ведении муниципалитетов, либо в региональном ведении, коих очень мало на территории современной России. Но на сегодняшний день, несмотря на такую систему управления образованием, у нас есть требования, которые жёстко должны выполняться, и мы их проверяем вместе с нашими коллегами из Роспотребнадзора. Паспорт безопасности объекта, механизм препятствования неправомерному проникновению в здание, а это целый комплекс мер по охране пропускного режима, оснащения объекта, инженерки и механизмы выявления потенциальных нарушителей. Что сюда вкладывается? Контроль, регулярная проверка стоянок, складских помещений, подземных коммуникаций, а также поддержка постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, о которой вы уже сказали.

За последние месяцы все подведомственные организации и все регионы обеспечены необходимыми требованиями личного контроля за тем, что происходит в каждой школьной организации и в каждой нашей образовательной организации. И все регионы сейчас принимают дополнительные меры по обеспечению постоянного контроля, прежде всего дежурного персонала. Мы только что говорили о наличии психологов контрольных пропускных механизмов, которые есть. Самое интересное, что в Керченском политехническом колледже проблема значительно глубже. Проблема значительно глубже и сейчас, это проблема общемировая. Когда я встречалась с фракциями, я обращалась практически ко всем с просьбой о том, что у нас есть механизмы выявления тех групп детей, они есть, которые склонны либо к суицидам, либо которые склонны к агрессивно-девиантному поведению. У нас нет других механизмов. У нас есть система взаимодействия в сети интернет, но у нас нет правовой основы на это взаимодействие. Спасибо.

Валерий Гартунг:

– Уважаемая Ольга Юрьевна!

Вы представляете Правительство Российской Федерации, поэтому у меня были сначала подготовлены одни вопросы, но послушав выступления и ваше, и Счётной палаты, и представителей комитетов, честно говоря, у меня другой вопрос возник.

Абсолютно очевидно, что цели, поставленные указом Президента, цели, поставленные в среднесрочной программе приоритетов Правительства Российской Федерации, требования закона "Об образовании" не будут достигнуты, и везде ответ один – что нет финансирования.

Скажите мне, пожалуйста, что мешает Правительству Российской Федерации, имея колоссальный профицит бюджета, реализовать задачи и цели, поставленные самим же Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации? Что вам мешает достигнуть этих целей? Подчёркиваю, имея колоссальный профицит бюджета. Спасибо.

Ольга Васильева:

Валерий Карлович, большое вам спасибо за такой эмоциональный вопрос. Я постараюсь ответить не эмоционально, но более или менее убедительно.

Я хочу сказать вот о чём. Кроме управленческой вертикали, о которой говорила и Ольга Викторовна, и говорю я, и ещё буду говорить, потому что наверняка вопросы в этом направлении будут, есть ещё понятие правильного управления на местах, правильного финансирования, правильного распределения бюджета, который есть.

Отвечу на ваш вопрос о том, что они не будут никогда достигнуты. Они будут достигнуты. Потому что две цели основные: конкурентоспособность и воспитание, они ложатся как задача в эти федеральные проекты.

Поймите одну простую вещь, создание новой школы – это прекрасно, но это не всё. У нас 47%, я вам перечисляла, старого фонда, где работают прекрасные учителя. Не самое главное – фундамент новый и новое здание, которое будет оснащено лабораториями и построено современно, важно наполнение, важно качество образования, желание работать, и тот учитель, о котором мы столько говорим, и значимость которого мы должны повышать день ото дня. Поэтому эти все показатели допустимы. Я вам приведу пример очень простой, но наглядный. Это вопрос регионализации. Это вопрос, когда у нас 20 регионов перешли на пилотные модели управления, региональное управление муниципальными школами.

Я приведу пример только Кировской области и только за один год. Это не самый богатый район. Это эффект от реализации проекта одного года, просто проекта, не качества образования, оно и так было повышено, а то, что касается непосредственно денег.

Для передачи в управление 29 образовательных организаций затраты составляли 652 млн руб., я говорю только по одному году. После передачи на содержание было израсходовано на 10% меньше, это 65 млн, большие деньги для области, за счет оптимизации, прежде всего, системы подвоза, штатного расписания и модели финансирования. Я перечислю: система подвоза, штатное расписание и модель финансирования. Для того, чтобы были результаты, нужно, чтобы кому-то это хотелось сделать. Это главное. Вот как можно количественный показатель воспитания сдать? Мы дали количественный показатель без охвата допобразования, хотя прекрасно понимаем, что это сфера, которая качеством и количеством, качество определяется, а количество значительно сложнее. Но то, что эта история одного года Кировской области подтверждается, дает результат. Это очевидно. Спасибо.

Федот Тумусов:

– Уважаемая Ольга Юрьевна, после того, как Президент Российской Федерации поставил задачу достичь ожидаемой средней продолжительности жизни в 80 лет, в стране стало меняться представление о здравоохранении, это почти как национальная идея, чтобы каждый россиянин прожил не менее 80 лет, и при этом каждый является собственником своего здоровья. А за здоровье наших детей отвечаем мы все: родители, медики, педагоги. Комитет по охране здоровья ещё два года назад провёл парламентские слушания по школьной медицине, группа депутатов разработала проект закона по школьной медицине. Всё это особенно актуально в сельской местности, в малокомплектных школах.

Вопрос. Уважаемая Ольга Юрьевна, какой вы видите будущее школьной медицины?

Спасибо.

Ольга Васильева:

Спасибо большое, Федот Семёнович.

Наверное, мои мечты, – они слишком далеки от той реальности, которую мы имеем. Но я всё-таки буду отходить и отталкиваться от реальности.

На сегодняшний день у нас 33 тыс. 664 школы, которые имеют медицинские кабинеты, где есть либо по договорным обязательствам приходящие медицинские работники и врачи, либо врачи и медицинские работники, которые находятся на постоянной основе в школе. Этого недостаточно. Мы будем добиваться вместе с нашими коллегами из Министерства здравоохранения стопроцентного охвата наших школ.

Вы меня спросили: каким я вижу будущее школьных медицинских кабинетов. Вы сами в начале вопроса предугадали ответ: каждый мечтает дожить до 80-ти. Для этого нужно, наверное, одновременно мало и очень много. Я думаю, что предупреждение значительно легче и значительно дешевле, чем уже ликвидация последствий, которые мы имеем.

Поэтому я думаю, что профилактическая медицина должна быть на каждом уроке, каждый день, каждую минуту, и не только в школе, но и во всех других местах, где наши дети бывают.

Спасибо.

Выступление Ольги Епифановой:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемая Ольга Юрьевна, уважаемые коллеги!

Известно, что российское образование одно из самых непростых сфер, это системообразующий институт и по своим далеко идущим последствиям, все решения, которые принимаются в сфере образования, имеют неоспоримую и чрезвычайно высокую общественную значимость. Они не просто влияют на будущее страны, они фактически формируют будущее страны.

Коллеги, мы сегодня говорим с вами о том, что мир меняется и что вместе с ним меняется и школа. И перед работниками учреждений общего образования стоят задачи и вызовы, о которых мы ещё вчера не могли даже помыслить. К примеру, вдруг возникли вопросы повышения мер безопасности учебных заведений, резко возросла роль школьных психологов, что совсем недавно было второстепенным.

Более того, проблема организации полноценного психологического сопровождения учащихся вообще встала в полный рост, это притом, что социально-психологические службы имеются далеко не во всех школах.

Коллеги, наша партия и фракция в Государственной Думе является убежденным сторонником единого образовательного пространства страны, об этом много раз говорил наш лидер Сергей Михайлович Миронов. Базовое школьное образование ребенка не должно зависеть от того, в каком регионе он учится, живет ли он на селе, в небольшом городе или в областном центре, оно не должно зависеть от социального статуса и доходов его семьи, от того способны ли родители найти и оплатить услуги репетиторов. И в этом состоит принцип социальной справедливости, равенства изначальных возможностей учащихся. Это как раз то, чего много лет добивается и родительская общественность, и педагоги различных регионов, и наша партия.

В этом контексте мы всегда обращали внимание на то, что наша система образования обезличена стандартами и полузадушена тестами ЕГЭ, они обезличивают не только ученика, но даже учителей стригут под общую гребенку. Учительская работа забюрократизирована, престиж профессии по-прежнему не очень высок, конкурс в педагогические вузы невелик и талантливые ребята не слишком стремятся к поступлению в них.

Смотрите, город Архангельск, город со своим федеральным университетом. На сегодняшний день в школах города 130 учительских вакансий – алгебра, физика, иностранный язык, начальные классы, уходящих на пенсию уговаривают еще поработать и дело, как видно, не в специализации, а вообще в нежелании молодежи идти в педагоги. Есть, конечно, отдельные энтузиасты, но они, как мы понимаем, погоды не делают. Не думаю, что в этом смысле Архангельск сильно отличается от других городов.

Мы убеждены, что тестирование – не единственный, не самый лучший способ контролировать качество знаний. Это далеко не универсальное средство и практика со всей очевидностью это демонстрирует. Например, есть требование обязательного выбора перечня сдаваемых государственных экзаменов для последующего поступления в учебные заведения и получения профессии. При этом у школьника нет достаточно полного представления о многообразии имеющихся в мире профессий, а ведь именно отсюда человек стартует в жизнь, а тесты здесь никак не помогают, потому что они нечувствительны к ряду направлений человеческой деятельности, в которых человек в будущем может достичь выдающихся результатов, и это приводит к судьбоносным ошибкам в выборе будущих профессий, а это значит, что ЕГЭ – совершенно бесполезная вещь для решения такой важной проблемы, как профориентация школьника.

Сколько бы наши педагоги ни вкладывали в систему ЕГЭ труда и таланта, эта сухая безжизненная почва никогда не оживёт и не станет рождать, как мечтал мой великий земляк Михаил Васильевич Ломоносов, "собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов".

Как раз, наоборот, до 40% молодых специалистов с высшим и средним профессиональным образованием работают не по специальности, а в некоторых сферах не работают по профилю до 60% выпускников.

Уровень безработицы среди молодёжи вдвое превышает уровень безработицы в среднем по стране, и при этом он стабильно растёт.

С другой стороны, по ряду специальностей развивается кадровый голод, это не раз отмечалось и государственными корпорациями, и представителями частного сектора.

Всё более отчётливо обозначается проблема дефицита талантливых молодых кадров и в государственных органах власти.

И, наконец, вишенка на торте. Растёт социальная неудовлетворённость молодых людей, увеличивается их количество в протестных политических акциях, проводимых силами, деструктивными по отношению к государству. Вот почему для нашего общества вопрос качественной профориентации и последующего трудоустройства принимает первостепенное значение.

Не случайно наш Президент в своём Послании говорил о необходимости выстроить современную систему профориентации, запустить с нового учебного года проект ранней профориентации школьников под названием "Билет в будущее".

Рядом с проблемой профориентации стоит проблема мотивации на получение необходимых знаний и умений. Ведь, как известно, лошадь можно привести к водопою, но нельзя заставить её напиться. Кроме мотивации, от школьника требуются ещё серьёзные волевые усилия, учиться ведь нелегко.

Коллеги, в контексте образования мы часто много говорим о проблемах учеников, при этом проблемы учителей остаются как бы за скобками, а ведь учитель – ключевая фигура образовательного процесса, его капитал, фундамент, база.

Есть известная фраза: "Хороший учитель с помощью школьной доски и мела может учить лучше, чем плохой с помощью компьютера, девайсов и гаджетов". Поэтому забота об учителе должна стоять в одном ряду с требованием к повышению и подтверждению его квалификации.

Здесь нельзя не сказать о проблеме избыточной отчётности в школах. Администрация школы с головой погружена в эту отчётность, хотя вся информация имеется на официальных сайтах. А в сельской местности в штате один директор, один завуч, и кроме того они заняты в учебном процессе, имеют свою педнагрузку.

Или ещё ряд проблем, связанных с организацией учебного процесса в северных отдалённых и малонаселённых районах страны. Здесь нужно понимать, что существуют непреодолимые территориальные природно-климатические особенности таких районов, которые нельзя подчинить шаблонным подходам и стандартным требованиям. А раз так, то надо принять это, как данность, и просто учесть в принимаемых решениях. Например, что делать, если во многих северных и малонаселённых территориях нет и не предвидится улично-дорожных сетей, доставка школьников возможна лишь на вездеходах, снегоходах, собачьих упряжках? Как быть, если в населённом пункте отсутствует централизованное водоснабжение и канализация? А тут ещё Роспотребнадзор требует, чтобы асфальтированное покрытие было по периметру школы и на площадке под баками с бытовыми отходами. Как выполнить стандартные требования по озеленению территории школы, если природные условия этому не способствуют? Почему нельзя использовать спортивные залы, актовые залы и другие помещения спортивных и культурных организаций для проведения школьных занятий? Почему нельзя совмещать кабинеты и помещения для обучения различным трудовым навыкам? Ведь в районах Крайнего Севера других помещений нет. Как, а самое главное зачем бороться с малокомплектностью школ, если заведомо известно, что тот же Крайний Север не совместим с проживанием большого количества людей?

Стандарты сделаны в целом правильные, но как любое дело, доведённое до крайности, оно превращается в свою противоположность. Надо не людей подчинять стандартам, а в стандартах учитывать всё многообразие нашей великой огромной Родины. Надо облегчать жизнь людям, которые и без того живут там трудно и не очень комфортно. Например, почему бы не предоставить возможность детям, проживающим в экстремальных природно-климатических условиях Арктики, получать дополнительное образование бесплатно?

Эти и другие вопросы вместе составляют очень сложную проблему, которая не может быть решена только в пределах компетенции Министерства просвещения. Здесь нужно деятельное участие всех, кому дорого наше будущее. Справедливости ради нужно сказать, что в последнее время с приходом Ольги Юрьевны Васильевой ситуация стала выправляться. И мы имели возможность убедиться в том, что она настоящий профессионал, человек, который досконально знает все проблемы образования и видит пути их решения. В частности, проведённая экспертиза школьных учебников позволила снять многие болезненные вопросы по отношению к их качеству, предложенные единые программы определяют содержание каждого учебного предмета по годам обучения, что позволяет обучающимся гораздо легче встраиваться в учебный процесс при смене школы или региона проживания. Есть обнадёживающие результаты и по другим вопросам.

Не во всём, правда, наши точки зрения совпадают, это понятно и естественно, но это не мешает нам продуктивно работать вместе на благо общего дела.

Мы знаем, уважаемая Ольга Юрьевна, что не все ваши действия по возвращению образованию его истинного содержания нашли единодушную поддержку в обществе, находятся и такие, кто активно противодействует вам, но уверяю вас, что в лице нашей фракции вы всегда найдёте понимание и поддержку.

Благодарю за внимание.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2018