О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Александр Ремезков: Правительство намеренно закладывает в расчеты бюджета более низкую прогнозную цену на нефть и курс рубля

06 июня 2017

 см. также ↓

На заседании Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам 6 июня рассматривался проект федерального закона № 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", который на прошлой неделе был внесен в парламент Правительством России. Своим мнением по ключевым статьям законопроекта поделился первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков:

– Правительство намеренно закладывает в расчеты бюджета более низкую прогнозную цену на нефть, курс рубля, чтобы оправдать фактически действующее бюджетное правило, искусственно занизить как расходы, так и доходы федерального бюджета.

Макроэкономический прогноз просто подгоняется под создание видимости роста благосостояния населения. А благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура выдается за активную работу Правительства по восстановлению экономического роста в стране.

На заниженные показатели макропрогноза на сегодняшнем заседании Комитета обратили внимание не только мы, депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", но и Счетная палата РФ и ведущие научные университеты и институты страны – РАНХиГС, ВШЭ, РЭУ им. Плеханова и другие.

Мы внимательно изучили законопроект, которым увеличиваются доходы и расходы федерального бюджета. На мой взгляд, изменения не так значительны, как считают авторы законопроекта, и дают мало поводов для оптимизма.

Как я уже говорил, обновленный Правительством макроэкономический прогноз, который лег в основу изменений бюджета – это виртуальная реальность. Он не свидетельствует о реальном росте российской экономики.

Налоговые поступления в доходы федерального бюджета от не сырьевого сектора экономики, то есть не связанного с экспортом нефти и газа, составляют 425 млрд. рублей из общего прироста 1 трлн. 144 млрд. рублей. При этом из 425 млрд. рублей 135,7 млрд. обеспечены табачными акцизами, а 48,6 млрд. рублей – это возврат в федеральный бюджет имущественного взноса Агентства по страхованию вкладов. Так что чистые налоговые поступления от ненефтегазового сектора экономики, которые можно связать с экономическим ростом, составляют 241 млрд. рублей. Это всего 2,8% от общей суммы утвержденных в федеральном бюджете на 2017 год 8 437,5 млрд. рублей не нефтегазовых доходов.

Масштабное укрепление рубля в начале 2017 года – недостаточное обоснование прогноза по снижению инфляции с 4% до 3,8%, поскольку в стране по-прежнему растут цены на продовольственные и непродовольственные товары, на услуги, на тарифы ЖКУ.

Не оправданы, на наш взгляд, ожидания Правительства по росту доходов населения и росту расходов на конечное потребление, существенному росту кредитования граждан.

По данным Росстата, в апреле 2017 года среднедушевые доходы населения сократились даже в номинальном выражении – до 30 493 руб. против 31 455 руб. Спад реальных располагаемых доходов (с учетом инфляции и обязательных платежей) составил 7,6% к апрелю 2016 года.

Единовременная выплата пенсионерам в 5 тыс. рублей – это дополнительные 417 рублей в месяц, то есть всего 4,9% от прожиточного минимума пенсионера. Говорить о том, что прибавка в пять процентов от минимума существенно увеличивает благосостояние пенсионера, мягко говоря, странно.

Руководство Центробанка признаёт, что только 10% населения имеют сбережения на банковских счетах, 60% домохозяйств вообще не имеют сбережений. Как люди смогут "отходить от сберегательной модели поведения", если им вообще нечего сберегать? И какой может быть "рост потребительского кредитования", если около трети заемщиков сегодня вынуждены отдавать кредиторам около половины своих текущих доходов?

Получается, что макропрогноз на 2017 год просто подгоняется под бюджет. А в долгосрочном прогнозе реальный рост пенсий замораживается до 2035 года, возвращение доходов населения на докризисный уровень 2013 года планируется только к 2022 году.

Ни из макропрогноза, ни из пояснительной записки невозможно получить точный ответ на вопрос: как будет обеспечен почти 19-процентный рост прибыли организаций? Такой существенный прирост не могут обеспечить ни более высокая цена на нефть, ни двухпроцентный рост ВВП и расходов населения на конечное потребление.

Правительство признаёт, что в среднесрочной перспективе основным инвестиционным ресурсом станут собственные средства организаций. Это означает, что государство не может предложить дешёвые финансовые средства для роста инвестиционной активности, а инвестиций из федерального бюджета недостаточно для преодоления спада в экономике. Фактически федеральный бюджет не используется как инструмент экономического развития страны, а превратился в кассу по выдаче пенсий и зарплат.

Расходы по программной части бюджета увеличиваются на 96,45 млрд. рублей. С точки зрения объема бюджетных ассигнований – это всего 0,6% от уточненной суммы всех расходов (16 860,1 млрд рублей). Эффективность и необходимость таких изменений по большому счёту крайне мала. Эти изменения можно было внести и осенью 2017 года, а перераспределение бюджетных ассигнований на социальные нужды и на зарплату Правительство может осуществлять в рамках данных ему полномочий.

Но самое главный вопрос, конечно, в том, насколько будут увеличены расходы федерального бюджета и на что они будут направлены.

В соответствии с пунктом 2 статьи 213 Бюджетного кодекса Российской Федерации общие расходы федерального бюджета могут увеличиться только на сумму не нефтегазовых доходов. То есть в данный момент на 472 млрд. рублей (налоговые плюс неналоговые доходы). Из этих 472 млрд. рублей законопроектом предусматривается направить на замещение источников финансирования дефицита 110 млрд рублей, и непосредственно на увеличение расходов – 362 млрд рублей.

Из 362 млрд. рублей, на которые увеличиваются расходы федерального бюджета, только 193,4 млрд руб. идут по открытым статьям, а 168,4 млрд рублей – по секретным статьям.

Расходы по таким социально значимым государственным программам как "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Доступная среда" увеличены, соответственно, на 1,8 млрд рублей (+0,7% от утвержденных расходов), 1,3 млрд рублей (+0,3%) и 1,5 млрд рублей (+3,3%). Основные направления увеличения расходов – это строительство объектов и обновление оборудования в здравоохранении, индексация ассигнований, направляемых на гранты Президента, повышение оплаты труда в соответствии с майскими Указами Президента, строительство объектов в образовании, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

Социальные расходы бюджета даже номинально увеличены незначительно, а в реальном выражении (то есть с учетом инфляции) и вовсе падают. К тому же расходы по государственной программе "Социальная поддержка граждан" уменьшены на 393 млн рублей ввиду так называемого "уточнения" численности получателей ряда социальных пособий.

На 23,7 млрд рублей, то есть на 16,2% увеличивается финансирование госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Однако всё это увеличение идет на поддержку производителей колесных и самоходных транспортных средств в связи с уточнением производственных планов организаций-производителей.

По высокотехнологичным отраслям промышленности, способным выступить локомотивами экономического роста, расходы либо не меняются (на авиационную, радиоэлектронную и медицинскую промышленность), либо сокращаются – финансирование развития атомного энергопромышленного комплекса снижено на 1,4 млрд рублей.

Правда, есть и положительные изменения финансирования госпрограмм. Например, увеличена на 9 млрд рублей поддержка сельхозтоваропроизводителей по госпрограмме развития сельского хозяйства. Это именно та поддержка, на которой настаивала "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Это поможет вывести сельское хозяйство на новый уровень за счет предоставления льготных инвестиционных кредитов (увеличены на 4,1 млрд рублей), обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей оборотными средствами в сумме 3 млрд рублей, расходов на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса (увеличены на 2,25 млрд рублей).

Второй положительный момент – это увеличение финансирования расходов по госпрограмме "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" на 13,3 млрд рублей. Речь идет о предоставлении дотаций регионам за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала (10 млрд рублей) и предоставлении дотаций на сбалансированность бюджетов субъектов РФ (3,3 млрд рублей).

Дефицит федерального бюджета сокращается на 829,4 млрд рублей, с 2,7 трлн рублей до 1,9 трлн рублей. Но объем заимствований на внутреннем рынке не меняется и остается максимальным в новейшей истории России – более 1 трлн рублей, а с учетом расходов на погашение основной суммы задолженности – 1,88 трлн рублей. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает необходимым использовать дополнительные нефтегазовые доходы, которые получает бюджет ввиду более высокой по отношению к утвержденной цене на нефть, на замещение внешних и внутренних займов.

При этом уменьшение объема использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на 95,8 млрд рублей (Резервного фонда на 91,1 млрд рублей и Фонда национального благосостояния – на 4,7 млрд рублей) мы считаем позитивным моментом. А вот давать право Правительству РФ в ходе исполнения федерального бюджета в 2017 году использовать средства ФНБ в сумме до 200 млрд рублей сверх объема, предусмотренного действующим федеральным бюджетом, мы считаем излишним. Расходование всех средств из ФНБ должно проходить под контролем Президента России и Федерального Собрания – то есть Госдумы и Совета Федерации РФ.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International