О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Программа Партии

Экономика

Основные положения экономической программы

Ценности справедливости, свободы и солидарности должны стать основой экономической политики. В свою очередь, только эффективная экономическая политика сможет гарантировать социальную безопасность всем гражданам России.

Социальное и экономическое развитие любого государства являются взаимосвязанными процессами. Без сильной экономики социальные цели останутся пустыми декларациями. С другой стороны, без решения важнейших социальных вопросов нельзя надеяться на то, что в экономике произойдут положительные сдвиги, начнется устойчивое и долговременное развитие страны.

Исторический опыт России последних десятилетий однозначно показывает, что в мире не существует универсальных моделей социально-экономического устройства, в равной степени эффективных и приемлемых для всех стран. Надо не догонять или повторять кого-то, а искать свой путь, адекватный природно-климатическим, историческим, социально-культурным условиям страны, традициям и святыням народа, его духовным ценностям.

Экономическое положение России в начале XXI века остается противоречивым. Темпы экономического роста стабильны, но совершенно недостаточны для поступательного развития страны и бесперебойного функционирования важнейших систем жизнеобеспечения. Резкий уход государства от регулирования межотраслевых пропорций породил деградацию целых отраслей и регионов.

В условиях глубокой имущественной дифференциации общества большинство населения не ощущает положительную динамику макроэкономических показателей. Расхождения между декларируемыми успехами развития страны и реальными условиями жизни граждан создают социальную напряженность и усиливают недоверие общества к властным институтам.

В мировых рейтингах экономического развития наша страна по разным классификациям находится где-то между 61-м и 77-м местом. По современным методикам оценки уровня жизни населения этот показатель еще хуже: между 105-м и 111-м местом. По уровню экономической свободы и воздействия коррупции на экономику наша страна занимает 134-ю строку.

Основной вклад в прирост доходов страны вносит не труд и не капитал, а рента от использования ее природно-ресурсного потенциала и земли. Причем, несмотря на быстрый рост нефтегазового фонда, существенная часть рентных доходов проходит мимо государственной казны, попадает в карман сырьевого бизнеса, питает коррупцию, вывозится за границу.

Основная задача сегодня – это переход от ресурсоемкого роста к инновационной модели развития. Россия должна реализовать свои конкурентные преимущества и стать одним из полюсов глобальной экономики, приобрести достойный геополитический вес в мире будущего.

В своей экономической политике Партия опирается на следующие принципы:

  • Подчинение стратегии экономического развития социальным приоритетам. Мы считаем необходимым производить оценку деятельности правительства на основе таких социальных критериев, как уровень потребления населением материальных благ, безопасность жизни, качество и доступность образования, медицинского обслуживания, культуры и спорта, благоприятные условия труда, здоровая окружающая среда, достойные жилищно-коммунальные условия.

  • Снижение имущественной дифференциации общества. Необходимо радикально изменить принципы распределения создаваемого национального богатства посредством реформирования налоговой системы и создания надежного механизма социального партнерства на рынке труда.

  • Восстановление государственных функций по целеполаганию и программированию развития страны. В период становления рыночных отношений и серьезных структурных преобразований экономическая роль государства должна не сокращаться, а возрастать.

  • Оптимальное соотношение государственной, муниципальной, частной и коллективной форм собственности. Обеспечение государственного и общественного контроля над естественными монополиями и государственными корпорациями. "Эффективность собственника" должна определяться с учетом социальных результатов его деятельности. Руководствуясь этим критерием, государство обязано вернуть себе часть утерянного имущества естественных и технических монополий, а также активы в оборонно-промышленном комплексе с компенсацией фактических затрат на приобретение этого имущества нынешнему собственнику.

  • Приоритет инновационных отраслей.

  • Развитие инфраструктуры рынка, повышение мобильности финансовых ресурсов, ресурсов труда и капитала.

  • Создание и поддержание равновесия между степенью открытости экономики и интересами отечественных производителей.

  • Сохранение целостности экономического пространства, более полный учет региональных аспектов развития.

  • Повышение технологической, экологической и продовольственной безопасности страны.

  • Развитие производственной демократии. Стимулирование экономической активности населения, среднего и малого предпринимательства.

  • Государственная поддержка отечественного бизнеса при выходе на международные рынки.

Следование этим принципам обеспечит движение страны к информационному обществу на основе социалистического выбора.

Структурная политика

Экспортно-сырьевая ориентация российской экономики сохраняется. Зависимость экономического роста от сырьевых факторов нарушает все нормы национальной безопасности: за их счет формируется более половины ВВП страны.

Россия должна восстановить свои позиции на традиционных рынках (машиностроения, судостроения, авиатехники, химического производства) и завоевать рынки высоких технологий (таких как связь, микроэлектроника, информационные и биотехнологии).

Отрасли с высоким уровнем добавленной стоимости в готовой продукции требуют огромных капитальных вложений, которые не по силам одному лишь частному сектору.

Мы считаем, что проведение структурной модернизации требует мобилизации крупных государственных финансовых ресурсов и грамотного их размещения в инновационные технологии.

Одновременно мы выступаем против хаотичных бюджетных вложений, не подчиненных общим структурным задачам.

На данном этапе структурной политики государство должно инвестировать средства:

  • в производственную и социальную инфраструктуру;

  • в фундаментальную и, частично, прикладную науку;

  • в базовые и оборонные отрасли;

  • в те инновационные отрасли, которые обеспечивают воспроизводство технологического и кадрового потенциала страны.

Главным инструментом структурной политики мы считаем Бюджет развития – механизм объединения ресурсов государственной поддержки с ресурсами частного сектора, позволяющий эффективно сопрягать долгосрочные цели развития страны и краткосрочные приоритеты экономической политики.

Осуществляя глубокие структурные преобразования, надо поддерживать интенсивное развитие сырьевых отраслей. Россия – энергетическая сверхдержава, и такой она должна остаться! Это наше неоспоримое конкурентное преимущество, источник финансовых ресурсов.

Монетарная политика

Существующие денежные институты не соответствуют современным задачам российской экономики. Тарифы продолжают расти сверх прогнозируемого инфляционного уровня и провоцируют рост цен на все виды товаров и услуг. Декларируя борьбу с инфляцией и размещая средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в ценных бумагах западных стран под низкие процентные ставки, правительство фактически вычитает эти средства из экономического потенциала собственной страны. Отечественные корпорации вынуждены занимать деньги у зарубежных банков под высокие про центы, что приводит к росту совокупного внешнего долга России.

Мы выдвигаем следующие основные задачи:

  • Связать денежную эмиссию с целями и задачами экономического развития. Денежная политика Банка России должна быть скоординирована как с обычными для антиинфляционной политики де нежными ограничениями, так и с задачами структурной реформы. Мы не считаем борьбу с инфляцией борьбой за развитие.

  • Реализовать программу репатриации капиталов, пресечь отток капиталов из страны.

  • Стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в производство при строгом соблюдении требований экономической и экологической безопасности страны.

  • Осуществлять государственный контроль над ценами базовых и инфраструктурных отраслей, в частности над ценами на энергоносители и транспортными тарифами, которые создают спираль инфляции издержек, перегружают бюджет и ведут к серьезным социальным последствиям.

  • Устранить ценовые диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством.

  • Расширить программу восстановления сбережений населения в Сбербанке России, переведя их в целевые долговые обязательства, которые могут быть использованы в качестве платежного средства при приватизации госсобственности.

Мы считаем, что расчеты по экспорту нефти, газа, металлов, леса и других биржевых товаров необходимо осуществлять в национальной валюте страны – российских рублях. Одновременно нужно развивать свои биржевые площадки торговли этими товарами в России. Это позволит сделать рубль мировой резервной валютой, обеспечив его реальную 100%-ную конвертируемость.

Налоговая и бюджетная политика

Несмотря на формально высокую собираемость основных налогов, бюджет недополучает сотни миллиардов рублей. Только по налогу на добавленную стоимость государство теряет в результате различных махинаций до половины потенциальной суммы налога. Возмещение НДС при экспорте и уход от НДС при помощи фирм-однодневок превратились в огромный преступный бизнес.

Проблема налоговой системы – не в высоких налогах, а в линейности налоговых ставок, в слабой дифференциации налогооблагаемой базы, в отсутствии связи налоговых изъятий с экономическими и социальными задачами государства.

Мы рассматриваем налоговую систему не только с фискальных позиций, но и как постоянно действующий структурный фактор. Меняя и дифференцируя налоговые ставки, устанавливая льготы, государство должно воздействовать на объем и структуру потребительского и инвестиционного спроса, на распределение и использование прибыли, активно влиять на темпы экономического развития и конъюнктуру рынков.

Мы будем последовательно бороться с уклонением от уплаты на логов и налоговым мошенничеством. Это важнейший вклад в упрочение справедливости. Кроме того, улучшение собираемости налогов позволит понизить налоговые ставки.

Мы выдвигаем следующие задачи по оптимизации налогового и таможенного администрирования:

  • Повысить реальную собираемость НДС, снизить ставку НДС до 13% и сделать ее единой.

  • Радикально изменить систему подоходного налога – заменить "плоскую шкалу" с налоговой ставкой 13% на четырехступенчатую прогрессивную шкалу.

  • Принять пакет законов по налоговому стимулированию инновационного бизнеса (льготы по земельному налогу и налогу на имущество для учреждений образования, науки и инновационных предприятий, особые условия для перехода на упрощенную систему налогообложения).

  • Изменить систему налогообложения производства ликеро-водочной продукции – ввести государственную монополию на производство и оборот этилового спирта, установить налог на вмененный доход по всему ликеро-водочному производству.

  • Усовершенствовать налог на добычу полезных ископаемых, дифференцировать его по месторождениям и провести перераспределение ставок в пользу региональных бюджетов.

  • Применить новые эффективные методы контроля над заготовкой древесины и ее экспортом, над добычей и экспортом морепродуктов.

  • Посредством имущественного и подоходного налогов, контроля над крупными расходами граждан остановить процесс перетекания капитала в личное богатство и распространение коррупции.

Мы предлагаем использовать доходы от экспорта углеводородов в следующих направлениях:

  • Поддержка инвестиционного импорта (в том числе технологий, оборудования и материалов, необходимых для интенсивного развития транспортной, коммунальной, коммуникационной и информационной инфраструктуры).

  • Государственные инвестиционные программы в области промышленной и социальной инфраструктуры.

  • Создание государственной строительной корпорации для решения проблем социального жилья.

Главной целью бюджетной политики мы видим эффективное исполнение государством своих социальных обязательств и рациональное использование имеющихся ресурсов в интересах будущего страны.

Наша принципиальная позиция как социалистической партии состоит в том, что исходной точкой проектирования федеральных бюджетов мы выдвигаем социальные индикаторы, важнейшие социальные нормативы, включая потребление продовольствия, медицинских, образовательных, бытовых, коммунальных, транс портных услуг и др.

Мы будем добиваться того, чтобы распорядители и получатели бюджетных средств несли реальную ответственность за конечный результат, получаемый за счет бюджета.

Производственная демократия

Партия придает большое значение развитию профсоюзного движения, а также демократизации капитала, считая этот процесс важнейшим условием формирования цивилизованных рыночных отношений и движения страны к новому социализму.

Авторитет профсоюзов в обществе сегодня чрезвычайно низок. Традиционные профсоюзы не способны эффективно отстаивать права наемных работников. В то же время стихийные, некоординированные акции протеста наемных работников происходят все чаще.

Медленно развиваются демократические формы предпринимательства. Народные предприятия, закрепленные в законодательстве на основе принципов международной программы наделения акциями работников (ESOP), вызывают крайне негативную реакцию крупного отечественного бизнеса и бюрократии, ибо опровергают идеологию крупных частных состояний и препятствуют приобретению значительных пакетов акций для их последующей перепродажи.

Партия поддержит создание новых профсоюзов, способных на деле защищать людей наемного труда в отношениях с работодателями, способствовать развитию деловой этики.

Партия добьется изменений Трудового кодекса в целях повышения реальной роли профсоюзов. Для этого необходимо:

  • Расширение права профсоюзов на переговоры – работодатель будет обязан вести переговоры и заключать отдельные соглашения с профсоюзом вне зависимости от числа работников, представляемых им (а не только с профсоюзом, выражающим интересы более 50% работников, как сейчас).

  • Упрощение процедуры коллективных трудовых споров – право ведения трудовых споров должны иметь все профсоюзы безотносительно их численности. Должно быть реально обеспечено закрепленное Конституцией право на проведение забастовок как край ней формы решения трудовых споров.

  • Пролонгация коллективных договоров – необходимо законодательно зафиксировать общеевропейскую норму об автоматическом продлении коллективных договоров до заключения новых. Это стимулирует работодателей к своевременному достижению договоренностей с профсоюзом (коллективом) до истечения действующего соглашения.

  • Право профсоюза на информацию – расширение доступа профсоюзов к данным о текущем финансово-экономическом положении предприятий, что позволит снизить напряженность трудовых отношений.

  • Право профсоюза на представительство в компаниях – необходимо закрепить законом возможность участия профсоюзов в наблюдательных советах предприятий.

Мы обеспечим участие профсоюзов в контроле над расходами по фондам социального страхования.

Наша задача – способствовать формированию цивилизованной системы трехсторонних переговоров, обеспечивающей соблюдение закона при заключении трудовых до говоров, профилактику трудовых конфликтов.

Для успешного функционирования и развития народных предприятий они должны быть поставлены в равные правовые условия с другими разновидностями акционерных обществ. Законодательство о народных предприятиях нуждается в обновлении и модернизации. Мы намерены поддержать предложения по предоставлению им льготных режимов в области налогообложения и кредитования.

Мы придаем большое значение развитию системы отношений "государственная собственность – частное управление", которую считаем главной промежуточной "формулой" приватизации.

Необходимо разработать и законодательно утвердить стандарты корпоративной социальной ответственности, которые обяжут предпринимателей развивать социальную инфраструктуру регионов и обеспечивать социальным пакетом своих работников.

Среднее и малое предпринимательство

Неотъемлемой стороной свободы личности и справедливости общества выступает предпринимательская инициатива.

Одна из важнейших функций социального государства – обеспечение каждому человеку, каждой группе людей реальной возможности своими руками строить будущее.

Свободами рыночной экономики в настоящее время пользуется лишь небольшая часть населения страны. Для другой его части "свободное" предпринимательство далеко не свободно. Доля малого и среднего бизнеса в нашей экономике составляет 15%. Это ничтожно мало для такой страны, как Россия. Открыть свое дело при нынешней практике исполнения законов и недоступности кредитов становится все труднее. Крайне велика зависимость предпринимателей от чиновников и коррумпированных правоохранительных органов.

Наша цель – увеличить долю малого и среднего бизнеса в структуре внутреннего валового продукта до 50%.

Малый и средний бизнес должны быть освобождены от избыточного регулирования, защищены от криминала и коррупции, иметь полноценный доступ к источникам финансирования.

Партия считает необходимым:

  • Изменить критерии отнесения предприятия к малому бизнесу: 120 работников – для промышленности, строительства и транспорта, 80 работников – для научно-технической сферы, 50 работников – для торговли и бытового обслуживания.

  • Предусмотреть для предприятий малого среднего бизнеса льготные ставки арендной платы, приоритетное право выкупа арендуемых помещений из федеральной и муниципальной собственности с предоставлением рассрочки платежа до 10 лет.

  • Увеличить лимит доходов налогоплательщиков, ограничивающий право применения упрощенной системы налогообложения (УСН), до 100 миллионов рублей, а для инновационных малых предприятий – до 200 миллионов рублей.

  • Снизить налоговую ставку по УСН с 6 до 3% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и с 15 до 5% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

  • Увеличить максимальный размер расчетов наличными денежными средствами между субъектами малого и среднего предпринимательства по одному договору до 250 тысяч рублей.

  • Распространить гарантии Фонда социального страхования на индивидуальных предпринимателей. Ввести обязательную выплату им социального пособия из федерального бюджета в случае болезни или временной нетрудоспособности.

  • Предоставить государственные преференции малым и средним предприятиям, которые развивают инновационное предпринимательство, создают рабочие места для научных работников и разработчиков.

  • Модернизировать систему налогового администрирования. Перейти от ежеквартальной к ежегодной системе бухгалтерской отчетности.

  • Поддерживать создание профессиональных объединений и ассоциаций для социальной защиты предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Для кредитования малого и среднего бизнеса необходимо развивать специальные финансовые институты с более доступными для начинающего предпринимателя условиями кредитования: поддерживаемые государством банки и венчурные фонды, финансовые ассоциации, кредитные кооперативы, лизинговые компании. Стимулировать выдачу займов необходимо посредством предоставления государственных гарантий кредитным учреждениям.

Развитие малого предпринимательства способствует вторичной занятости, предоставляющей дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы. Поддержка данных форм хозяйственной деятельности является важной социальной функцией государства.

Интеллектуальное лидерство

Лидерство государства в современном мире в решающей степени обеспечивают образование, интеллектуальное и культурное развитие народа.

Российская наука продолжает терять потенциал развития. Потери отечественной экономики от "утечки умов" выше, чем от вы воза капиталов. Молодые и талантливые кадры уходят из науки и высокотехнологичных производств. Сегодня у нас в стране регистрируется изобретений в 10 раз меньше, чем в советский период, прежде всего из-за того, что интеллектуальная собственность в России защищена крайне слабо.

Мы видим задачу в том, чтобы войти в число преуспевающих стран на основе внедрения высоких информационных технологий, развития системы образования, тесно связанной как с фундаментальной наукой, так и с потребностями передовых отраслей экономики.

Наука и высокие технологии резко повышают значение нерыночной организации экономической жизни. Интеллектуальное "производство" не может быть узкорыночным. Наследником прошлых поколений, их умственной, творческой работы является все население страны.

Государство обязано охранять и приумножать интеллектуальные и духовно-нравственные ценности народа, пресекать любые проявления интеллектуального мародерства со стороны отечественных и иностранных предпринимателей.

Партия будет добиваться полноценного государственного финансирования фундаментальной науки и прикладных исследований в наиболее перспективных отраслях с целью устранить продажу интеллекта как дешевой рабочей силы и перейти к продаже интеллектуального продукта.

Необходимо повысить долю исследований и разработок в ВВП до 3% и увеличить бюджетное финансирование вузовской науки в размере не менее 20% от общего объема финансирования науки гражданского назначения.

Партия считает необходимым осуществить программы поддержки важнейших системных ресурсов инновационного развития страны: российских научных школ, наукоградов, технопарков, технополисов, "инкубаторов" новейших технологий.

Мы считаем, что интеллектуальная собственность должна стать капиталом, и будем способствовать вовлечению интеллектуально го продукта в коммерческий оборот. Для этого потребуются новые рыночные структуры, которые помогали бы доводить научную идею до стадии ее коммерциализации.

Наш принципиальный подход к проблеме интеллектуальной собственности состоит в том, чтобы закрепить ее за автором, если она не относится к сфере обороны и безопасности.

Мы будем добиваться, чтобы принятие крупных управленческих решений по вопросам развития науки и использования результатов научных разработок происходило с учетом мнения всего научного сообщества страны.

Партия считает необходимым:

  • Добиваться увеличения доли инвестиций в инновационные и высокотехнологичные отрасли экономики до 50% от общего объема инвестиций.

  • Ввести налоговые преференции для предприятий, осваивающих инновационные технологии.

  • Остановить "утечку умов", создать условия для привлечения и закрепления в научно-техническом комплексе страны талантливой молодежи. Принять государственную программу обеспечения социальным жильем аспирантов и молодых специалистов.

  • Законодательно закрепить за научными работниками статус госслужащих с соответствующей оплатой труда и социальными гарантиями.

  • Увеличить в 3 – 5 раз объем государственных научных стипендий и грантов.

  • Создать надежные правовые механизмы защиты интеллектуальной собственности.

  • Создать Министерство науки и высоких технологий.

  • Выступить с инициативой проведения регулярных встреч ведущих ученых стран "восьмерки" ("Интеллектуальная восьмерка") для обсуждения глобальных проблем современности.

Мы будем содействовать формированию общественного мнения в пользу науки и инновационного развития страны.

Региональная политика

Утверждение принципов справедливости и солидарности в региональной политике равносильно сохранению самой российской государственности.

Сила России – в ее регионах. Развитие страны начинается не "сверху", а "снизу", с конкретного села, города, района, области, края. От того, каким образом формируется и осуществляется региональная политика, во многом зависит целостность российского экономического пространства.

В настоящее время диспропорции в территориальном развитии страны не преодолены. Наиболее и наименее экономически обеспеченные субъекты РФ по душевому региональному продукту различаются в 60 раз; по объему инвестиций на душу населения – в 150 раз; по уровню потребления – в 30 раз; по уровню безработицы – в 24 раза.

Многие малые города стали заложниками 2 – 3 предприятий, и банкротство даже одного из них ставит под угрозу благополучие тысяч и тысяч людей. Только 15% малых муниципальных образований сегодня имеют бюджеты, способные финансировать развитие.

Социалистический выбор предполагает гармоничное развитие всех регионов страны. В рамках единого государства справедливость не может торжествовать лишь в отдельных городах и районах.

География России, ее обширные территории, большое этническое разнообразие, разброс плотности населения требуют широких полномочий регионального и местного самоуправления, предельно выверенной региональной политики.

Отношения регионов и центра необходимо строить не на концепции перераспределения денег, а на концепции развития.

Наша цель – избавиться от самого понятия "депрессивный регион" и заложить основы равномерного развития страны, утверждения социальной справедливости на всей ее территории.

Партия считает необходимым:

  • Добиться, чтобы каждый бюджетный уровень имел собственную налоговую базу, не пересекающуюся с федеральными налогами. Надо поэтапно повышать значение налога на недвижимость в доходах муниципальных бюджетов, исключив при этом налогообложение собственности малообеспеченных граждан, научных, образовательных и религиозных организаций.

  • Отчисления в региональные бюджеты от НДС должны составлять не менее 25% суммы НДС, собираемого в регионе. Норматив налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья для региональных бюджетов также должен быть повышен до 25%.

  • На территориях, которые по объективным географическим причинам находятся в особо сложных условиях, ввести льготный режим хозяйственной деятельности и дополнительные социальные гарантии.

  • Поощрять краткосрочные инвестиционные проекты в сфере реконструкции школ, памятников культуры, дорог, мостов, за щиты окружающей среды, улучшения городского и природного ландшафта.

  • Заданный на общегосударственном уровне минимум социальных объектов (театров, музеев, бассейнов, домов творчества) на единицу численности населения должен сопрягаться с условиями межбюджетных трансфертов и финансирования муниципалитетов из целевых государственных фондов.

  • Расширять возможности территориальной мобильности граждан. Одним из действенных методов привлечения молодых специалистов в отдаленные регионы должна стать система предоставления социального жилья.

  • Особое внимание следует уделить Дальневосточному федеральному округу путем введения специального режима хозяйствования на его территории как минимум на 10 лет. Этот режим должен включать в себя все основные элементы государственной поддержки, стимулирование саморазвития, налоговые, тарифные, бюджетные и другие меры.

На этой же основе необходимо решать и многочисленные проблемы малых городов, поддерживать развитие там новых, эффективных производств, сферы услуг, туризма, транспорта и связи.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International