О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Елена Мизулина: В России должна быть выработана отечественная концепция разрешения проблемы абортов

06 июля 2010

6 июля Депутат фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина выступила в Фонде Социально-Культурных инициатив на "Круглом столе" с докладом "О государственных гарантиях сохранения ребенку права на жизнь". Предлагаем вашему вниманию тезисы выступления депутата.

– В соответствии с Указом Президента РФ № 1351 (2007 год) "Об утверждении Концепции демографической политики России до 2025 года" одной из задач в сфере укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений является реализация комплекса мер по дальнейшему снижению числа абортов.

Хотя в последние годы зафиксирована динамика снижения числа производимых абортов, оно остается значительным и исчисляется миллионами. И это на фоне продолжающегося демографического кризиса, отрицательной динамика сокращения численности детского населения. Одной из причин складывающейся ситуации является несовершенство российского законодательства, а точнее ошибочность государственной политики в отношении проблемы абортов.

Существующая государственная политика по отношению к абортам основывается на узко ведомственном, медицинском подходе. Он потому и узкий, что не учитывает весь комплекс проблем, с которыми сталкивается беременная женщина в ситуации выбора: дать жизнь ребенку или нет. Политика права предполагает учет сложившихся традиций, обычаев, истории появления и развития правовых институтов и их обратного влияния на народную жизнь, в особенности на народный духовный уклад. Политика права – факел, в свете которого должны идти и законодатели и судьи. В этом смысле соотнесение действующего и готовящегося законодательства с обычаями и традициями народов России – обязанность, а не право законодателей.

Православие, являясь одной из традиционных религий России, в то же время есть и культурное творчество русского народа, определяющего особенности русского православного сознания и поведения. В его основе идея спасения людей, а не их уничтожения, спасения не индивидуального и обособленного, а совместного и соборного, молитвы и любви. Новгородцев П.И. предрекал, что отказ от православия и не учет в политике и законодательстве православных традиций разрушит духовно-нравственную сферу и приведет к страшной деградации общества.

Аборт с точки зрения православного – нарушение святой заповеди "не убий".

Выработка политико-правового подхода к проблеме абортов, основанного на традиционных российских ценностях, предполагает ответ как минимум на 3 вопроса:

Является аборт просто медицинской услугой, умышленным умерщвлением плода или лишением ребенка права на жизнь до его рождения? Что приоритетнее: право материнства или право ребенка на жизнь? В какой мере государство может и должно ограничить свободу репродуктивного выбора? Одним из основных политико-правовых инструментов является категориальный аппарат, используемый в законодательстве. Писаный закон – это слова, термины, понятия. Именно они формируют правосознание участников и тем самым предопределяют их поведение. У Платона в притче о пещере есть известное высказывание: "человек, как правило, не догадывается о том, что все то, что он с привычной беглостью почитает за действительное, он видит всего лишь в свете "идей".

Обратимся к терминологии, которая используется применительно к абортам в российском законодательстве.

Термин "аборт" не применяется в федеральный законах об охране здоровья. Вместо него – сухой медицинский термин, не несущий никакой морально-нравственной составляющей, – "искусственное прерывание беременности". Термин "аборт" используется в УК РФ, в статье об ответственности за незаконное производство аборта, и в ряде подзаконных актов Правительства РФ и Минздрава РФ, в которые вряд ли заглядывают беременные женщины.

А как именуется "нерожденный ребенок"? В международном праве используются термины "ребенок до его рождения", "утробный плод", "ребенок, который должен родиться", человеческое существо.

В российском законодательстве используются термины "эмбрион", "зародыш человека", "плод". При этом термин "эмбрион" определяется по-разному. В образце информированного согласия на проведение искусственного прерывания беременности указано, что женщина дает согласие на разрушение и удаление плодного яйца (эмбриона). То есть эмбрион – плод при сроке до 12 недель. Согласно же статье 2 Федерального закона "О временном запрете на клонирование человека", эмбрион – зародыш человека до 8 недель. Очевидно, что нормы федерального закона обладают большей юридической силой. Поэтому эмбрионом может считаться зародыш человека до 8 недель. Как именуется человеческий плод при сроке более 8 недель? Не эмбрион. Может быть, его можно именовать ребенком до рождения?

Медицинские исследования подтверждают, что человеческий зародыш – это развивающийся организм, начиная с 9 недели внутриутробного развития и до рождения. Каждую минуту у плода появляется по 250 новых мозговых клеток. Слух развивается у плода в возрасте с 15 недели по 20 неделю беременности. На 16 неделе беременности малыш способен воспринимать звуки, а на 26 неделе начинает реагировать на них. Это доказывают ультразвуковые исследования: резкий звук извне может заставить малыша дернуться, а новый звук, издаваемый материнским организмом, может привести к учащению сердцебиения ребенка.Первые сокращения сердца появляются к 23-му дню. В конце второго месяца (8 недель) длина плода достигает 3-3,5 см, тело его сформировано, имеются зачатки конечностей, головка равняется длине туловища, на ней заметны зачатки глаз, носа, рта, начинается формирование половых органов.

Получается, что беременная женщина, которая принимает решение об аборте, может не знать и даже не догадываться, что она умышленно умерщвляет живой плод, лишает крохотного, но уже человечка, права на рождение. Еще более одиозной и уж никак необъяснимой в рамках демографического кризиса является норма о том, что согласно статье 37 Основ законодательства об охране здоровья медицинская стерилизация как метод контрацепции может быть проведена по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина – независимо от возраста и наличия детей. При таком идейном подходе не стоит удивляться, что по нашему законодательству приоритетным признается право выбора матерью давать жизнь ребенку или нет. Право нерожденного ребенка на жизнь в расчет не принимается.

Право женщины самостоятельно решать вопрос о материнстве, в том числе об искусственном прерывании беременности, закреплено в статье 36 Основ законодательства об охране здоровья. При этом на сроке до 12 недель беременности женщина ничем не ограничена в своем праве выбора. При сроке беременности до 22 недель – аборт возможен при наличии социальных показаний, к которым относятся наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав; беременность в результате изнасилования; пребывание женщины в местах лишения свободы; наличие инвалидности 1 – П группы у мужа или смерть мужа во время беременности. При наличии медицинских показаний и согласия женщины аборт может производиться независимо от срока беременности. При этом перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.12.07 № 736 включает 126 наименований, и не ограничен показаниями, связанными с угрозой жизни матери. При этом право будущего отца ребенка при принятии матерью ребенка решения об аборте законом не защищено даже применительно к лицам, состоящим в браке.

Действующее законодательство провоцирует производство аборта, обеспечивая бесплатное их проведение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, работающим женщинам выдается листок нетрудоспособности не менее чем на 3 дня. Производство абортов дорого обходится обществу. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ число коек для производства абортов в 2008 году составило 3 600 000 (самый большой показатель численности коек для производства абортов в ЦФО – 1 197 000. Самый низкий – в ДВФО – 193 000). Средняя занятость койки в 2008 году составила 225 дней (67 %), т.е. реально было использовано 2 412 000 койко-дней. При средней стоимости одного койко-дня в 1 480,6 руб. производство абортов обошлось налогоплательщицам в 2008 году примерно в 3 млд.571 млн.207 тыс. 200 руб..

Обращение к международно-правовым принципам и нормам вряд ли поможет получить ответ на этот вопрос.

Правда, Европейский Суд по правам человека исходит из того, что на утробный плод не распространяется право на жизнь, предусмотренное статьей 2 Европейской конвенции. "Жизнь утробного плода тесно связана с жизнью женщины, которая его носит, и не может рассматриваться отдельно. В противном случае это означало бы, что "жизнь" утробного плода считалась бы более ценной, чем жизнь беременной женщины".

В комплекс международно-правовых принципов, которые должны определять развитие законодательства в сфере биотехнологий включены:

1)добровольное и свободное согласие заинтересованного лица в соответствии с установленным законом порядком;

2) запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека;

3) запрещение использования тела человека и его частей как таковых в качестве источника наживы.

В то же время международно-правовые акты, связанные с защитой прав детей, однозначно провозглашают принцип обеспечения приоритета прав ребенка. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Согласно статье 12 Конвенции ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин в том, что касается планирования семьи должен быть обеспечен принцип равенства прав мужчин и женщин.

ООН нигде не оказывает поддержку абортам или деятельности, связанной с абортами. Набор услуг по охране репродуктивного здоровья не включает аборты. В 1994 году на проходившей в Каире Международной конференции по народонаселению и развитию по вопросу об абортах было признано, что каждая страна имеет суверенное право самостоятельно определять свою политику в области народонаселения, включая и правовой статус абортов.

В январе 2010 г. в рамках Рождественских образовательных чтений Комитетом ГД по вопросам семьи, женщин и детей совместно со Свято-Тихоновским православным гуманитарным университетом, по благословению Святейшего, Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла была организована секция "Этико-правовые основы производства абортов", участниками которой были одобрены рекомендации по совершенствованию законодательства. В работе секции приняли участие представители других традиционных религий. В соответствии с рекомендациями указанных чтений при Комитете создана Межведомственная рабочая группа по подготовке соответствующих законопроектов. В настоящий момент согласован перечень законопроектов, которые войдут в пакет и перечень основных предложений по совершенствованию законодательства, которые составляют содержание каждого из указанных законопроектов. Суть концепции совершенствования законодательства в этой сфере сводится к двум основным моментам:

В России должна быть выработана отечественная концепция разрешения проблемы абортов с учетом наших традиций, культуры, а также решения общеполитических задач, прежде всего демографической задачи,

Необходим комплексный подход, предполагающий совершенствование не только законодательства об охране здоровья, но и семейного, включая меры поддержки семей с детьми.

Не следует забывать, что в современных условиях демографического кризиса аборт уже не является личным делом беременной женщины, государственная политика по отношению к абортам – часть демографической и семейной политики, которая должна доставить женщине матери необходимые уверенность в том, что она сможет не только родить, но и "поднять" своего ребенка. "Великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи... Семья есть первооснова родины".

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International