Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосовала против повышения ставок транспортного налога
см. также ↓На пленарном заседании 6 ноября депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении законопроект о внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса в части установления новых ставок по транспортному налогу. Законопроект предлагает увеличить с 2010 года ставки транспортного налога в два раза и разрешить органам власти субъектов РФ уменьшать установленные ставки не в пять раз, как в настоящее время, а в десять раз, и увеличивать не более чем в пять раз.
Депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосовала против такого решения. В альтернативном проекте бюджета, подготовленном фракцией, предусмотрены механизмы, которые компенсируют выпадающие доходы региональных бюджетов. Предлагается уменьшить поддержку банков и ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. В сумме эти меры должны дать федеральному бюджету порядка 400 миллиардов рублей, которые необходимо направить на погашение дефицита региональных бюджетов.
На пленарном заседании позицию фракции представил Валерий Гартунг:
Уважаемые коллеги, конечно, странно обсуждать в одном законопроекте абсолютно два разных налога акцизы и транспортный налог. Это абсолютно разные вещи.
Понятна мотивация правительства, почему объединили в один закон, Сергей Дмитриевич ответил на этот вопрос. Ну тогда по существу, по порядку закону, по порядку предложений, которые мы сейчас обсуждаем.
Во-первых, я хотел сказать, что повышение акцизов на алкоголь и табак мы поддерживаем, потому что мы считаем, что все-таки этот закон тоже несет социальную нагрузку, мы за то, чтобы потребление алкоголя и табака уменьшалось. К сожалению, повышение акцизов, только повышение акцизов не решит эту проблему, нужен комплекс государственных мер по борьбе с этим вредом, с этими вредными явлениями.
Что касается акцизов на топливо, обращаю ваше внимание, к сожалению, в дискуссии сегодня практически это не звучало, мы поддерживаем также изменение акцизов на топливо, и приведение размеров акцизов в зависимости от качества топлива, мы считаем, что это положительное, скажем так, явление. И в общем-то, мы должны стимулировать нашу промышленность к переходу на более экологически чистые сорта топлива. Весь мир давно уже обошел нас в этом направлении, одни только мы используем, ну вот низкосортное топливо.
Теперь перейду к третьей части предложенного законопроекта, к транспортному налогу.
Ну, согласиться с мотивацией правительства, которую оно привело в качестве, которое оно привело, предлагая этот закон, мы не можем. Скажем так, латать дыры федерального и региональных бюджетов за счет транспортного налога мы считаем неправильно. Надо, прежде всего, сказать, что ссылка на то, что транспортный налог это региональный налог и субъекты будут принимать решение, я думаю, что эта ссылка рассыпается здесь в этом же зале, потому что мы знаем, субъекты Федерации уже заложили двукратное повышение ставок транспортного налога. И, в общем-то, и в экономическом обосновании, в финансово-экономическом обосновании правительство указало, что размер идет, речь идет о 30 миллиардах рублей. Понятно, что в полном размере субъекты Федерации воспользуются предоставленной им возможностью, тем более что практически подавляющее большинство субъектов Федерации дефицитны сегодня и в ближайшее время профицит там не предвидится.
Следующее. Хотелось бы обратить внимание, и я хочу некоторые цифры привести, а во что же это обойдется нашим гражданам. Владелец автомобиля ВАЗ мощностью до 80 лошадиных сил будет платить транспортный налог в год 4 тысячи рублей, сейчас до 2 тысяч максимальная ставка, а будет платить 4 тысячи рублей до 100 лошадиных сил, 100 лошадиных сил 7 тысяч рублей будет платить и 250 лошадиных сил 75 тысяч рублей.
Ну, во-первых, хочу сказать, что наше население сегодня итак испытывает не самые лучшие времена. Многие из граждан, которые получили кредиты на покупку транспорта, сегодня не могут не просто обслуживать эти кредиты и там использовать эти автомобили, у них нет даже денег на техническое обслуживание. И сегодня повышать транспортный налог, ну, мягко говоря, не самый лучший подарок нашим гражданам, которые сегодня итак с трудом сводят концы с концами.
Следующее. Вторая причина, по которой нельзя принимать это решение о повышении транспортного налога.
Во-первых, мы с одной стороны поддерживаем наш российский автопром, субсидируем процентные ставки по кредитам на покупку автомобиля, поддерживаем АвтоВАЗ, поддерживаем, боремся с безработицей, поддерживаем безработных.
С другой стороны, мы, увеличивая транспортный налог, фактически нивелируем те меры поддержки, которые предприняло правительство по поддержке автопрома и фактически плодим безработицу. С одной стороны, одной рукой даем, другой забираем у автопрома ту помощь, которую предоставили.
Я недаром задал вопрос Сергею Дмитриевичу Шаталову, а рассматривали ли альтернативные варианты решения финансовых проблем регионов, и насколько, скажем так, велика была помощь государства нашим сырьевым компаниям. Сергей Дмитриевич озвучил цифру, что только по одному НДПИ бюджет подарил сырьевым компаниям около 100 миллиардов рублей, это в три с лишним раза больше, чем планируется собрать в результате транспортного налога.
Хочу до вас довести последнюю информацию, опубликованную в СМИ о том, как эти 100 миллиардов рублей сырьевыми компаниями будут израсходованы. ТНК "ВР" планирует выплатить себе дивиденды, промежуточные дивиденды в кризисный год 112 миллиардов рублей.
Заметьте. То есть мы фактически поддерживаем не отрасль, мы поддерживаем владельцев сырьевых компаний, которые фактически всю государственную поддержку трансформировали в дивиденды. Как вы считаете, и на этом фоне поднимать транспортный налог? Собирать эти выпадающие доходы с граждан, которые мы так сегодня тяжело, но мне, мягко говоря, не совсем понятно. И я хотел бы призвать уважаемых коллег думаться над этим, вообще, чьи мы интересы здесь защищаем. С одной стороны, сотни миллиардов даем сырьевым компаниям, с другой стороны последние крохи у граждан вынимаем, тем более, что мы видим, у нас массовая безработица, у нас проблемы с обслуживанием кредитов граждан, и в том числе на покупку транспорта.
Я могу, если кто не знает, привести статистику, что в массовом порядке прокатилась волна отказов от транспорта, купленного в кредит. Эта проблема сегодня существует. Если мы еще транспортный налог поднимем в два раза, то, я думаю, что эта ситуация еще больше будет усугубляться.
Я считаю, что решение проблемы дефицитов региональных бюджетов... Фарида Исмагиловна, можно потише? Спасибо. Я понимаю, что, может быть, это не очень интересная тема, но все-таки прошу, буквально, еще две минуты.
Я считаю, что мы могли бы другие пути найти для латания дефицитов бюджетов регионов. Если у фракции большинства или у правительства нет, скажем так, своих предложений, пожалуйста, ознакомьтесь с альтернативным вариантом бюджета, который предложила "Справедливая Россия", здесь все изложено. Могу только остановиться на некоторых цифрах. Только введение прогрессивной шкалы подоходного налога могло бы дать нам 200 миллиардов рублей это почти в семь раз больше, чем тот транспортный налог, который вы предлагаете ввести.
Кроме того, как уже было сказано, можно было пересмотреть и шкалу налогообложения дивидендов, причем даже начать не с повышения ставки, а хотя бы ликвидировать льготы. Ведь по 9 процентов не все платят с дивидендов, многие предприятия, многие владельцы предприятий платят всего 5 процентов, потому что, вы знаете, что владельцы крупнейшего бизнеса у нас, в основном в оффшорах находятся и, как правило, с этими странами у нас соглашение об избежании двойного налогообложения.
И самое последнее хотелось сказать. 11 февраля с этой трибуны я докладывал два закона: "О правах граждан на доходы от использования природных ресурсов" и "О природной ренте". Там как раз предлагалось ввести дифференцированную природную ренту, которая бы решила многие проблемы бюджета. И я думаю, что мы бы сегодня не обсуждали закон о повышении транспортного налога.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать этот законопроект.