О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Елена Драпеко о проблемах и перспективах российского кинематографа

20 ноября 2023

 см. также ↓

Почему современный российский кинематограф растерял все то, что делало великим советский кинематограф? Есть ли шансы возродить наше кино и кто это будет делать? Что для этого может сделать государство и какие тут таятся подводные камни? Об этом рассказывает депутат Государственной Думы с 2000 года, первый заместитель председателя Комитета по культуре, Секретарь Президиума Центрального совета партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ" по вопросам культурной политики, Заслуженная артистка РСФСР Елена Драпеко:

- Вы известная актриса, которая начала свой путь в кино сразу с "козырей", сыграв Лизу Бричкину в гениальном фильме "А зори здесь тихие". После этого было больше шестидесяти ролей. Вы играли и в советских фильмах, и в новых российских, и можете сравнивать. Наше новое кино, мягко говоря, отличается от советского кинематографа не в лучшую сторону. И если в девяностых и первом десятилетии нынешнего века это можно было объяснить отчаянной бедностью, когда кино снимали чуть ли не на бытовые камеры, то сейчас на него выделяются огромные деньги. Только вот результат обычно оставляет желать лучшего. Какой должна быть политика Министерства культуры, чтобы наше кино по качеству "картинки" соответствовало высоким стандартам, задранным Голливудом, но по содержанию хоть как-то приблизилось к советским традициям?

- Кино – это кентавр: верхняя половина – искусство, нижняя половина – производство, в том числе, современные технологии. То, что касается технологий, мы находимся на мировом уровне, освоив компьютерную графику, постановку боевых сцен и прочих трюков. А вот то, что касается искусства – это вопросы сущностные, философские. Это вопросы, отвечающие на главные вопросы человечества. Это то, о чём говорила русская литература много веков.

- Великая русская литература XIX века?

- Гораздо раньше! Российский культурный код заложен еще в былинах. В западной системе ценностей, пришедшей к нам в 90-е годы, высшей ценностью является жизнь, ради которой можно пожертвовать всем. А в русской традиции – это святыни, ради которых мы можем отдать свою жизнь. Отношение к собственности, к деньгам, кардинально отличаются. Нынешнее поколение кинематографистов выросло на западных системах ценностей. Они пытались сделать кино, как в Голливуде и про то, как в Голливуде. Нынешний киноконтент определяют люди, вкусы которых сформировались на западном кино, которые снимали фильмы, ориентируясь на вкусы западных кинокритиков, и снимали для того, чтобы получать награды западных фестивалей. Ничего удивительного, что с началом СВО экспертный совет Фонда кино развалился. Часть его членов выступили против политики государства и нашей системы ценностей. Сегодня для нас важнейшая задача – это формирование нового экспертного сообщества, которое будет определять задачи для нашего кино.

- А кто будет снимать это "новое кино"?

- Кинематографисты у нас безумно талантливые. Особенно молодая поросль, которая росла уже в новом веке. Они видят мир другими глазами. Они не испытали позора и отчаяния 90-х, которое во многих людях того времени воспитало синдром лузера, вечного неудачника. Для них отцы – это не проигравшие всё лузеры, а те, кто смог остановиться на краю ада и вернуть страну к жизни, когда, казалось бы, все уже было потеряно и проиграно. И они не только на отцов, они смотрят и на дедов, победивших в Великой Отечественной войне страшного врага, всю объединенную Европу. А потом еще восстановивших полуразрушенную страну и половину Европы. Вот на кого они ориентированы. Нужно выискивать таких и давать шанс реализовать себя – это и есть задача Министерства культуры и фонда кино.

- Что для этого делает Министерство культуры?

- Сегодня главная проблема – это сценарий. Министр культуры Любимова сказала, что они делают заявки на сценарии, отбирают понравившиеся, берут этого сценариста на зарплату, чтобы он ничем другим не занимался, а дальше с ним начинает работать редактор. Казалось бы, все верно. Раньше редактор на киностудии был одним из самых уважаемых людей, он был мозговым центром, который давал установки, проверял соответствие отснятого материала поставленным задачам. Поэтому, если мы пойдём по этому пути, то у нас есть шанс. Вот только вопрос в формировании экспертного сообщества и сообщества редакторов. Они должны иметь некую цель, которая на сегодняшний день государством четко не сформулирована. Да, мы её чувствуем. Она к нам пришла из глубины веков. Она должна быть основана на тех принципах, на которых основана русская литература. Именно за эти цели наши ребята сейчас воюют на фронте. Недавно мы говорили с известным продюсером Максимом Фадеевым о развитии ценностей и принципов у молодёжи. Я много раз была на фронте вместе с артистами и писателями. Многие из них рвутся в зону СВО, чтобы поддержать наших ребят и поднять их боевой дух. Иного вы читали о таких актерах и музыкантах? Нет. Все вокруг пишут о предателях, о тех, кто где-то там сделал какое-то скандальное заявление, сбежал в Израиль или Прибалтику и гадит оттуда. Скандал! Это интересно! А о тех, кто под пули, под бомбы выезжают, танцуют и поют не только перед солдатами, но и перед мирными жителями, практически не пишут. А ведь там, под огнем, перед лицом смерти людям отчаянно требуется искусство! Оно влияет на сердце, даёт чувство оптимизма и причастности к России. То, о чём они так долго мечтали.

- Есть ли в этом плане шансы у кинематографа?

- В кинематографе проклёвывается совершенно новая тенденция. Она ещё не совершенна, но новые люди кино уже рассказывают о другом и по-другому. Мне показали короткометражный игровой фильм, буквально минут на 20, снятый в Донецке самими военными. Это очень достойный фильм. Я уже свела их со ВГИКом, где как раз есть конкурсы. Современные технологии позволяют снимать хорошие фильмы буквально за копейки. Это новая тенденция в развитии кинематографа, так как участники кино-конкурсов и фестивалей могут снять свой фильм, не имея доступа к сверхдорогой профессиональной аппаратуре, и заявить таким образом о себе. Старые мастера уходят, но есть надежда, что их заменят вот эти молодые, а не то зараженное западными ценностями поколение, что присосалось к кинокормушке в девяностые-нулевые. Возможно, мы увидим какую-то новую "химию". То есть у нас не всё потеряно. Кинематограф не умер.

- В нашей газете есть департамент социальных проектов. В декабре мы повезём бригаду на освобожденные территории, чтобы поздравить с Новым годом.

- Это очень хорошее дело. Военные всегда рады в таком поддержать и помочь. Единственное, руководитель соответствующего департамента Министерства обороны говорит, что они готовы привозить деятелей культуры в новые регионы, но самая большая проблема – как их доставить до Москвы. А от Москвы они уже сами готовы обеспечить перелёт до места.

- Что нужно сделать Министерству образования, чтобы направить в правильное русло процесс воспитания молодёжи?

- Людям и из Минкульта, и из Минобразования стоит встретиться с шоу-бизнесом, как я встречалась с Максимом Фадеевым. Взгляды молодежи сейчас формируют, к сожалению, не учителя, а модные блогеры и артисты. И если не постучаться к молодым с этой стороны, то все потуги воспитать их уйдут в песок. Они их просто не услышат. Ряд деятелей шоу-бизнеса хотели бы создания специального фонда по аналогии с Фондом кино, который реализовывал бы государственную культурную политику среди молодёжи. Максим Фадеев говорил мне об этом при встрече. С одной стороны, затея правильная. Но в этом есть и опасность, о которой я сказала Максиму: "Ты хочешь, чтобы чиновники из правящей партии приходили к тебе на концерты и говорили, что петь, а что нет?" Он задумался. Ведь, получая деньги от политиков, ты будешь обязан делать не то, что хочешь ты, а то, что скажут они. Нельзя, как раньше, брать деньги у государства, и делать на них, что твоей душе заблагорассудится, в том числе, гадя самому государству. Эти времена безвозвратно прошли.

- Проблемы есть не только у молодых. Проблема социальной защиты деятелей культуры стоит не менее остро.

- Да, об этом я бы хотела поговорить отдельно. Поскольку работники культуры, если они не числятся в штате, работают по гражданско-трудовому договору, то у них нет никакой соцзащиты. Ни отпусков, ни медицинских страховок, ни санаториев – ничего. Их даже уволить намного проще, чем штатного сотрудника. Разорвал договор – и гуляй, Вася. Но с другой стороны, после выхода на пенсию работники пенсионного фонда не считают их неработающими, потому что они получают авторское вознаграждение. И даже если вы получаете 600 рублей в год, вы всё равно считаетесь работающим пенсионером и не имеете права на индексацию. Это настоящее безобразие и требует срочного решения.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International