О конкурсеРаботыНовостиОрганизаторыПартнеры

"Наша Родина, наш дом"

Заявитель: Калоева Евгения Сергеевна
Регион: Республика Молдова

История рода, семьи берет свое начало в далеком прошлом. Словно из тумана появляясь и обрастая подробностями, воспоминаниями, артефактами и...эмоциями, сопереживанием, гордостью, любовью. Такие знания дают человеку силу своего рода и гордость за своих предков, подкрепляющие уверенность человека в своей собственной силе.

Я испытываю большую радость от того, что могу поделиться с вами своими знаниями об истории своего рода, о вкладе моей семьи в Великую Победу и о том, как мой род проходил сквозь нашу общую историю и нашу общую Победу. XX век оказался веком великих испытаний и сложностей, но также и веком великих побед нашей Родины и великих побед каждой семьи в отдельности.

В моей семье самые сокровенные знания, умения, предметы передавались по женской линии. Именно женщина, хранительница очага и семьи, может сберечь и передать все самое дорогое душе, сердцу и разуму. Такой хранительницей в нашей семье была моя бабушка, Стрецкова Галина Ивановна (в девичестве Петрушевская), которая и передала мне знания о роде Петрушевских.

По семейной легенде наш род пошел от мелкопоместных дворян – шляхтичей, обедневших и со временем посвятивших себя церкви, ставших священниками. Родовым гнездом Петрушевских было село Оксанина Уманского уезда Киевской губернии. Наша ветвь семьи позже перебралась в село Дендзелевка. Петрушевские были обеспеченными, образованными и очень уважаемыми людьми в селе, мужчины учились в Киевской семинарии, по окончанию которой имели право работать не только священниками, но также учителями и фельдшерами. Мой прапрадедушка, Семен Петрушевский, священник, был владельцем богатейшей библиотеки, включавшей не только старинные церковные книги, но и первые издания Пушкина, Лермонтова, полные собрания сочинений Толстого, Гоголя.

В 1900 году в семье Семена и Таисии родился младший из четверых сыновей, мой прадедушка Петрушевский Иван Семенович. Иван Семенович с малых лет учился верховой езде, получил прекрасное музыкальное образование, писал стихи, получил высшее образование в Киевской семинарии и...влюбился в мою прабабушку, красавицу Евгению Дихтяр. На самом деле она сама его выбрала, когда в один из вечеров, на семейном совете родители в шутку спросили не собирается ли Женечка за муж. "За кого? Ну за уважаемого молодого человека. Вот хоть бы за Ивана Петрушевского". Подумав, Женечка ответила, тоже в шутку: "Ну! Хотите за Ивана? Будет". Приехал Иван с учебы домой, увидел соседку и пропал: красавица, умница, окончила актерскую школу в Умани. Возникла ответная, сильная, искренняя любовь и когда Женечке предложили главную роль в Киевском театре, которую специально для нее написал известный режиссер, она отказалась, пошла замуж за любимого Ивана. Вот и началась их новая, совместная жизнь, в чистой любви, искренней верности и безграничном понимании. Светлое будущее, замечательные перспективы ждали семью: он священник, она учитель в родном селе. В 1927 году у них родилась старшая дочь Александра, Олеся по-украински, которую все называли никак иначе, как ласково Лесей. Через два года, в 1929 году, родилась моя дорогая бабушка – Петрушевская Галина Ивановна.

Революция докатилась до Киева позже. В борьбе Красных и Белых, люди оставались без хозяйства, без еды, иногда и без жилья. Когда пришли к прапрадедушке Семену, забрали все, что могли унести и угнать. Ему легко было расстаться с хозяйством, но больно с пятью породистыми скакунами, которых он завел для себя и своих четверых сыновей. Сердце болело от понимания, что эти близкие сердцу существа, выкормленные из рук, погибнут из-за отсутствия надлежащего ухода и тоски по дому и хозяевам. Эту разлуку он не смог пережить. Иван и Евгения забрали одинокую мать Таисию к себе.

После конфискаций пришла другая беда – страшные репрессии против священнослужителей, которых ссылали и расстреливали вместе с семьями без суда и следствия. Петрушевские, имея уже двоих детей, бежали в село – Роги, по сути находящееся совсем не далеко. Остается только предположить, каким уважением пользовалась семья Петрушевских в округе, ведь никто их не сдал.

В Рогах учителям Петрушевским выделили светлый дом с тремя комнатами и земляным полом, туда же перевезли библиотеку, фотографии и оставшиеся вещи. Завели хозяйство: кур, уток, поросят, корову Козулю. Козулю везли с другого конца Украины, черно-белую кормилицу редкой породы. Порода давала много молока и что самое главное, ей не были страшны паучки, обычно вызывающие вздутие и даже смерть у рогатого скота. Козуля и стала родоначальницей породы в окрестностях – телят покупал и разводил колхоз. Корова была не просто домашним животным – членом семьи. В селе умилялись, как моя бабушка вела ее с пастбища: на рогах венок, голова на плече у хозяйки. Козуля знала точное время купания в пруду и стучала в окошко рогом, напоминала: "Время моциона!". Вся семья, от мала до велика, очень любила животных, были у них и коты – Кот Котофеевич Мурлыка и Марко. Марко был большим охотником: ловил в пруду рыбу и пил соседские яйца. Из-за чего приходилось периодически отдавать свои яйца соседям. Леся и Галя взяли на себя заботы о домашних животных, помогали родителям.

Школа в селе была одна, поэтому девочки учились у своих родителей. Так как считалось неприличным хвалить своих детей, то и отметки своим детям занижали. Бывало, что весь класс просил: "Иван Семенович, ну поставьте Гале пять, она же ответила лучше всех!". Иван Семенович и Евгения Владимировна не были строгими или жесткими напротив, в их семье всегда был диалог родителей и детей, долгие интересные рассказы о прошлом, размышления. Но дочери учителей должны были быть примером, а куда же без баловства? Бегали по-детски воровать с огородов, чтоб никто не знал. Чтобы не поймали, компания воришек ставила Галю сторожить, если что, подай сигнал – свисти и убегай. Так бабушка порвала однажды новое платье, купленное в Умани.

Однажды Ивану Семеновичу ученики принесли найденного, покинутого детеныша косули. Дети нашли его в лесу, не знали, как и чем кормить и у маленького началось расстройство, поднялась температура. Прадедушка вылечил его, выкормили из соски коровьим молочком. В селе смеялись: "Иван Семенович, соску покупаете? У вас младшенький появился?". Постепенно маленький, слабый детеныш начал расти и крепнуть и оказался умным и очень сообразительным, любил компанию, потому везде ходил с хозяевами. Томка (так назвали нового питомца) выучил дорогу в школу и заходил в учительскую, где всегда ему были рады, угощали конфетами. Обертки он мастерски разворачивал губками, конфетки съедал. Ждал большой перемены, во время которой играл с Лесей и Галей во дворе. К ним быстро присоединялись ребята, и они все дружно играли в ловки во дворе школы.

Были у Томки и недостатки – был он злопамятен и обиды не прощал. Однажды какая-то бабка столкнула его с мостика в ручей, он вылез из холодного ручья, посмотрел, запомнил, как выглядит, как одета. В шесть часов женщины носили в колхоз молоко на продажу, тут то Томка и вышел на дорогу у дома. Заприметил он бабку, пропустил ее с ведрами вперед, разбежался и как дал лбом сзади! Бабка летит, ведра летят, молоко на земле, пришлось свое отдавать. Вот с тех пор как шесть часов, так Томка за ворота – бабку ждет! Большими усилиями отучили его сестры – уводили подальше в поле, в лес.

Весело и дружно жили Петрушевские. Моя бабушка рассказывала, что ни разу они с сестрой не слышали грубого слова от родителей по отношению друг к другу, только ласка и доброе слово. Вот я думаю, как хорошо жили в то время люди в уважении друг к другу, и повысить голос не позволяли себе. Злобу гасили, а любовь подпитывали добром.

Легко и быстро пролетели мирные годы, а в 1941 году пришла война. Люди помрачнели, озлобились от страха. То и дело начали угрожать , что застрелят Томку на мясо. Он вырос красавцем: крупным , с шикарной, блестящей шерстью , красивым узором на спинке. Уже и рожки выросли... Думали Петрушевские, что делать, как Томку спасти и решили в лес его отвезти. Увели в лес, оставили, пришли домой, плачут. Иван Семенович, понурый, решил: "Давайте вернемся и заберем Томку из леса. Как-нибудь убережем". Вернулись в лес, звали его, звали, так он и не вышел. Обиделся на них очень, а обид не прощал.

Иван Семенович ушел на войну, защищать Родину он врага. Перед его отъездом купили в Умани золотые карманные часы и закопали в условленном месте, на случай критической ситуации, чтобы тот, кто выживет смог продать золото и прожить на эти деньги. Провожали мужа и отца с надеждой на то, что он вернется живой и невредимый. Моя бабушка рассказывала, что такой душевной близости не было у нее ни с кем, целыми вечерами могли пропадать сестры с отцом в поле и слушать его рассказы об истории рода, о том как устроен мир и природа вокруг, о местах где он бывал и о тех о которых читал или слышал.

Евгения Владимировна, Леся и Галя остались втроем. Началось тяжелое время. В первый же год войны село попало в оккупацию. Как-то моя бабушка с сестрой пошли в гости к подруге на другой конец села, к вечеру началась перестрелка и наступление немцев, сестры чудом остались живы, добираясь до дома. После этого случая три года оккупации никто не уходил далеко от дома. В доме Петрушевских поселились немцы. В первый же вечер начали безобразничать: напились и вилками в оконное стекло кидать начали. Евгения Владимировна вышла к ним, с прямой осанкой и гордо поднятой головой, посмотрела в упор. Немцы тут же притихли и с тех пор вели себя сдержанно. Позже у них появился свой центр, и они съехали.

Раз в несколько дней приезжали немцы забирать продукты. Забирали все, что видели, поэтому нужно было спасать хозяйство, а в первую очередь корову Козулю. Придумали оригинальный способ скрыть Козулину красоту и дородность: намазали корову навозом, а в местах , де кости проходят под кожей (по позвоночнику, ребрам, на бедрах) пальцем провели против шерсти. Вот заходит немец в сарай и видит: стоит корова худющая, кожа да кости, вот-вот с голоду помрет. Какой немец не заходил, каждый плевался, ведь с такой скотины и бульон не сваришь! Так спасали свою кормилицу. Вся природа, даже куры были против немцев! Только услышат рев мотоцикла, мигом все попрячутся, кто куда. Немец ходит-бродит, ищет, а кур нет, заберет, что в огороде найдет и уезжает.

Бабушка рассказывала мне о том, что перед началом войны и после ее окончания Господь посылал людям знаки. За год до войны они, детьми , играли около церкви. Вдруг дети увидели необычную фигуру: изображение человека в гробу, к которому были сложены цветы и оружие. Изображение было ясным, четким и располагалось прямо над церковью. На скамеечке сидел пожилой мужчина, дети подбежали к нему, начали показывать объяснять, что они видят. Дедушка никак не мог рассмотреть, увидеть то, что моя бабушка Галя и ее друзья показывали. Когда он, наконец, увидел изображение, висящее в воздухе над храмом, сказал: " Ой, дети, это будет большая страшная война!". Зимой 1941 года, в саду у их соседа, прямо среди сугробов развела вишня. Тогда старые люди говорила, что это плохой знак.

Примерно за год до окончания войны люди увидели знак, который вселил в них надежду в то, что война закончиться и победа будет за Нашими. Это был огромный крест на солнце, во время рассвета, который видело все село. Увидев крест, люди уже поселили в своей душе и в своем сердце Великую Победу. Жизнь была тяжелой, но люди жили надеждой о победе, надеждой о том, что отцы, мужья и сыновья вернуться домой живыми.

В 1944 году пришла похоронка на Ивана Семеновича Петрушевского. Он погиб в Ясско-Кишиневской операции от попадания осколка снаряда в сонную артерию. Похоронен в Яссах. Эту информацию моей бабушке удалось получить по запросу, одному из множества, которые она писала. Ответ пришел только в конце восьмидесятых годов двадцатого века. Мой прадедушка геройски защищал родную землю, родной дом и прошел почти всю войну. А в памяти своих родных остался добрым, любящим, отзывчивым отцом и мужем. Для моей бабушки смерть ее отца была страшным потрясением и горем. День 22 июня до конца ее жизни был днем траура и днем памяти. Не смотря на то ,что с начала войны прошла целая жизнь, она не могла сдержать слез. Она, уже пожилая женщина, плакала по своему отцу и жизни до войны, жалела свою мать, которой пришлось остаться одной, без мужа, переживать лишения, растить детей. И каждый год в этот день, сквозь слезы говорила, что самым сильным ее желанием было бы то, чтобы дети и внуки ее никогда не знали, что такое война.

Не только оккупация была тяжелым испытанием для людей, но и отступление врага. Галю и Лесю чуть не убил отступающий, проходящий мимо немец, когда они стояли у ворот своего дома. Схватил девочек, к виску моей бабушки Гали приставил пистолет, хотел выстрелить, но тут помогло чудо, мимо проходил один из немцев, который жил у них в доме в начале оккупации. Он защитил сестер, завел во двор и сказал, чтоб не выходили на дорогу, пока отступление не закончиться, сказав: "Наши злые и уставшие! Их раздражает, что у вас радость в глазах, от того ваша армия побеждает". Прошли немцы, за ними отступали предатели, которые убивали людей в селе, насиловали женщин, грабили, пока проходили через село. Но люди все равно с нетерпением ждали своих. Счастью не было предела, когда Наши вошли в село. Люди и плакали и смеялись, они ждали этого всю войну, все эти бесконечно тянущиеся дни и ночи. А когда по радио объявили окончание войны, счастью не было предела. Это была настоящая радость. Бабушка вспоминала, говорила, что даже голос Левитана звучал по-особенному в тот момент.

Прошла война, село начало оживать. Дети вернулись в школу, продолжить семилетку. На следующий год Леся поступила в техникум в городе Тальное. Через год, в 1947 году, Галина поступила туда же, учиться на агронома. Техникум располагался прямо в бывшем поместье Шуваловых, что придавало некий романтизм местности. Молодые люди лихо строили глазки девушкам и напропалую крутили романы. Только к панночкам Петрушевским подступиться было нельзя, как глянут, так кровь стынет. Бабушка рассказывала мне, что очень боялась влюбиться, забросить учебу и перестать получать повышенную стипендию. Ведь после войны мать растила их сама, на учительскую зарплату, а стипендия являлась вкладом в семейный бюджет и большой помощью. В это время на Украине был голод 1946-1947 годов, а их, студентов ,кормили в столовой. Скудно, мало – сколько было возможно в обедневшей и обескровленной стране в послевоенные годы. Студентам не хватало кальция, и они съедали весь мел в аудиториях и даже в стенах здания были проеденные дыры. На улицах умирали люди. Как-то они увидели умирающего ребенка, побежали за куском хлеба, а когда пришли, он умер. Много страшного пережили мои родные, много горя и слез. В селе можно было хоть как-нибудь выжить, а в городе люди валились прямо на улицах. И сейчас я благодарю Бога за то, что у нас есть хлеб, что мы имеем пищу на столе потому, что бабушка рассказала, как важно ценить каждую крошечку хлеба. Всегда у нее была кормушка для птиц и все крошечки со стола она собирала для них, подкармливала.

Студенткой, бабушка застала горе и беду, которую сеяли бандеровцы, убивая невинных людей, вырезая целые семьи только лишь за то, что кто-то в семье рос по партийной лестнице. Бабушка рассказывала мне, что по пути к техникуму она проходила домик, в котором жила молодая семья с детьми и престарелой матерью. Рано утром мать уже хозяйничала по дому, во дворе. В одно утро бабушке показалось странным, что матери не видно и дверь нараспашку. А днем в округе узнали, что ночью на семью бандеровцы напали, всех убили, даже младенца в люлечке не пожалели. Таких случаев было множество и когда на Украине в конце восьмидесятых появились поклонники Степана Бандеры, считала своим долгом рассказывать молодежи правду.

Поток жизни быстро меняет направление, все меняет форму, меняет содержание. Тонкий ручей превращается в бурный поток. Жизнь всегда побеждает, и люди победили не только войну, голод, но и жестокость людей по отношению друг к другу. Месяц за месяцем, словно капля за каплей, прошло еще несколько лет. Галя устроилась работать агрономом в колхоз. По направлению, вместе с сестрой, они попали в западную Украину. Проработала она там всего три года, а вспоминала всю жизнь: так любила она свою профессию. Бабушка вспоминала, как бродила по полям, наблюдала за росточками, за их жизнью, за тем, как со временем из тоненьких травинок вырастали могучие колосья. Так же и страна поднималась из руин, крепла, росла, радовала. Позже ей пришлось сменить профессию, и на базе техникума она окончила школу бухгалтеров. Так и остались они с сестрой жить в западной Украине. Позже забрали мать, Евгению Владимировну, поближе к себе, в город Дрогобыч. Переезд был тяжелым, поэтому часть вещей прабабушка оставила у своих родственников, которые и понятия не имели об из ценности: библиотекой печку топили, корову Козулю картошкой накормили, она подавилась и умерла. Для Петрушевских это было большой потерей: кормилица выжила в голод, в войну, кормила всех. Мы долго удивлялись моей прабабушке, почему она постеснялась забрать свои вещи, среди которых было зеркало из венецианского стекла, фарфоровые куклы, серебряные монеты и многое другое. А сейчас я понимаю, пережив лишения, утрату близкого человека, она ценила жизнь. Жизнь близких, их здоровье и счастье, не вещи, а людей. Вещи это прах, ничто. Они не имеют ценности в вечно меняющимся и метущемся мире.

Сестры поселились в селе Яблунивка (Угерско), что под городом Стрый. Бабушка встретила моего дедушку Валентина Парфентьевича Стрецкова в конторе. Валентин окончил школу электриков в Тирасполе и попал по распределению в Яблкнивку. Поначалу Галина не обратила внимания на черноглазого парня Валентин же напротив, влюбился в нее с первого взгляда, да так, что не мог ни есть, ни спасть. Бабушка, для потехи, назначала свидания вечером на кладбище: "Иду к деду на свидание, смотрю, ждет, а самому страшно, оглядывается, кладбище то старинное, жутковато". Дедушка Валентин был настойчивым, упорным, ухаживал красиво и бабушка влюбилась. Построили крепкую семью Стрецковых, а через год родился мой дядя и крестный, Геннадий Валентинович Стрецков. Сестра Гали, Леся, вышла замуж там же, в Яблунивке, за Виктора Школьного. Вскоре у них родилась дочь Татьяна, моя крестная, а чуть позже Евгения, а затем сын Владимир. Мама, Евгения Владимировна, переехала жить из Дрогобыча к дочерям, ушла на пенсию, чтобы помогать растить внуков.

Через некоторое время Галина и Валентин переехали в городок Жидачив и получили просторную, светлую квартиру. Валентин продолжил образование по электричеству, заочно окончив техникум по своей специальности. Бабушка работала в лаборатории картонной фабрики.

Бабушка решила пойти учиться в институт, подготовилась к вступительным экзаменам, рассказала мужу. Дедушка тайком, перед экзаменами, подошел к приемной комиссии, упросил их не принимать Галину Ивановну Стрецкову на учебу, потому, что она не захочет больше детей. "Мне дети нужны, а не ее дипломы" – пожаловался он комиссии. Конкурс, после дедушкиного визита, бабушка не прошла, а в 1961 году у них родилась дочь Людмила, моя мама.

Дедушка по национальности был молдаванином из Одесской области, но в западной Украине почему-то никто не знал про Молдавию. Люди допытывались у бабушки: " Галя, скажи, Валентин у тебя цыган? Ну откуда у него такие черные глаза?". Бабушка в это время читала историю Греции и, устав объяснять, кто такие молдаване и где живут, сказала: " Мой Валентин грек! И настоящее его имя не Валентин Стрецков, а Валентинас Стрецкополус. Его семья бежала из Греции в Совецкий Союз из-за своих коммунистических взглядов". Чудо, но все поверили и искренне считали его греком.

В Жидачиве Галине, Валентину и их деткам ,Гене с Людой, жилось хорошо: родня находилась рядом, приветливые люди, уютный маленький городок. Жизнь устоялась, если бы не проблемы со здоровьем у дочери Людочки. Она болела воспалением по 5 раз в год из-за сырого карпатского климата. После очередного анализа крови врач сказал Галине и Валентину, что если они не поменяют климат, то потеряют дочь, еще немного и у нее началось бы белокровие.

Валентину и Гале пришлось срываться с места, искать новую работу в другом городе, чтобы увести дочь из непригодного климата. На помощь пришел дедушкин двоюродный брат Михаил, который жил в Кишиневе. Он то и подсказал, что на комбинате всесоюзного значения "Кодру" требуются специалисты. Дедушку тут же пригласили на работу на комбинат, ведь профессионалов с опытом работы, да еще с техникумом, тяжело было найти. Через год Стрецковы уже жили в Кишиневе. Здесь дедушка стал главным энергетиком предприятия, бабушка работала бухгалтером и заботилась о семье, дети выросли и создали свои семьи. Геннадий женился и уехал в Мурманск, воспитал дочь Наталью. Моя мама, Людмила, окончила Педагогический Институт "А. Руссо", вышла замуж и родила меня, Евгению Берневек (Калоеву после замужества).

Вот так вилась нить судьбы нашего рода. Многое изменилось, но сохраняется главное – память и гордость. Я знаю, кто мои предки, откуда пошел мой род, знаю, что за каждым именем стоит честь и слава, ценю и горжусь путем, который им пришлось пройти в XX веке. Их век был настоящим испытанием, но они выжили и продолжили путь своего рода. А я продолжаю этот путь дальше. Я искренне верю и чувствую, что частичка каждого из них есть во мне и продолжается в моем сыне Владе (Влад молдавская версия имени Владимир).

Мой прадедушка, Иван Семенович Петрушевский, погиб в Ясско-Кишиневской операции, защитив Кишинев. То есть город, в котором живу я, его правнучка. Город, в котором я родилась, мою родину, мой дом. От этой мысли в сердце становиться тепло от переполняющего чувства любви, благодарности и великой гордости за моего прадедушку.

Этот рассказ я написала, чувствуя необходимость поделиться этой историей с другими. Возможно, его прочитает человек, которого мой рассказ подтолкнет к исследованию истории его семьи. Возможно, он почувствует так же, как и я, силу своего рода и он осознает, что и ему есть, кем гордиться.

Приложения

Фотоальбом
(docx)

"Наша Родина – наш дом"