Моя семья в годы Великой Отечественной войны
Заявитель: Михеев Николай Олегович
Регион: Волгоградская область
Как на медалях, после нас отлитых,
Мы все перед Отечеством равны
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
И хоть списали нас военкоматы,
Но недругу придется взять в расчет,
Что в бой пойдут и мертвые солдаты,
Когда живых тревога призовет.
Каких имен нет на могильных плитах!
Их всех племен оставили сыны.
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Расул Гамзатов "Нас двадцать миллионов"
Война – самое страшное событие, которое может произойти в жизни любого из нас. Только само слово "война" вызывает ужас в глазах людей, ведь реальная война несет боль, насилие, страдания, смерть.
Многие из нас слышали от бабушек и дедушек, от ветеранов, приходивших к нам в школу, про те сотрясающие душу события, которые произошли в годы Великой Отечественной войны.
Но что мы, современные люди, знаем о войне? Мы не можем только на основе рассказов прочувствовать то, что чувствовали люди, услышать то, что они слышали, увидеть то, что они видели. Это было поистине ужасно. Те муки и страдания, которые пришлось вынести многим миллионам людей, то горе о погибших близких и родных нам людей. Слезы матери, узнавшей, что она никогда более не увидит своего сына. Слезы отца, уходящего на фронт, который понимает, что, скорее всего, последний раз видит свою любящую жену и двух маленьких дочерей.
Сколько людей погибло в этот ужасный период. Кто-то погиб на фронте, кто-то попал в концлагеря и там его измучили до смерти, кто-то умер от ран и болезней, кто-то упал замертво на фабрике, работая до изнеможения ради своей родины. Многие тысячи невинных, сломанных жизней. Неужели такова цена победы?
Что было самое страшное в войне? На мой взгляд, это – голод и потеря гуманности. Большая часть продуктов отправлялась на фронт и из-за этого, многие люди просто погибали от голода – самой страшной и мучительной смерти. Они можно сказать просто выгорали изнутри. Люди питались всем, что хоть как-то было пригодно для употребления в пищу. Гнилой картофель – это было лучшее, что могло найтись в то время.
Но тогда было и еще более отвратительное и мучительное, от чего многие люди пали ниже возможного: каннибализм – поедание людьми человеческой плоти. Что человек не сделает для того, чтобы выжить? Это падение нравов и самой человечности. Люди, буквально, становились животными. Сколько невинных человеческих жизней было погублено?
Мы можем только поражаться ужасной статистикой и тем числам павших на поле боя, погибших от мучений в концлагерях, работавших до самой смерти на заводах и фабриках.
Человеческие потери за время Великой Отечественной войны:
1. Потери СССР:
а) 5млн военнослужащих убитыми и умерших от ранений;
б) 555 тыс. умерших от болезней, погибших в результате происшествий, осужденных к расстрелу (по донесениям войск, лечебных учреждений, военных трибуналов);
в) 4,5 млн попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население на оккупированной территории и повышенную смертность на остальной территории СССР от невзгод войны) – 26,6 млн человек;
2. Человеческие потери Германии:
а) 10,270 млн военнослужащих погибшими, умершими от ран, пропавшими без вести (включая 442,1 тыс. погибших в плену);
б) 910,4 тыс. вернулись из плена после войны (без учета военнопленных из числа граждан СССР, служивших в вермахте);
3. Человеческие потери стран-союзниц Германии:
а) 806 тыс. военнослужащих погибшими (включая 137,8 тыс. погибшими в плену);
б) 662,2 тыс. вернулись из плена после войны;
Согласитесь, эти цифры даже не укладываются в голове. Порой задаешься вопросом: "Как такое количество людей могло просто исчезнуть из жизни, можно сказать, в один миг?; Сколько человек кануло в небытие?" Не важно даже, кто были эти люди, какой религии и какой национальности. Перед лицом смерти, это не имело никакого значения.
Как говорится: "на войне нет национальностей – все равны". Так и есть. Война объединяла все расы, все народы и религии. Немного статистики военных лет, а именно людей разных национальностей, погибших с 1941-1945.
Число, падших на поле боя, отважных солдат составило:
1. 5 миллионов 756 тыс. русских солдат
2. 1 миллион 377 тыс. и 400 украинцев
3. 252 тыс. 900 белорусов
4. 117 тыс. 900 узбеков
5. 187 тыс. 700 татар
6. 125 тыс. 500 казахов
7. 142 тыс. 500 евреев
8. 58 тыс. 400 азербайджанцев
А так же пали на поле боя большое количество грузин, армян, чувашей, таджиков, киргизов и многих др.
Смотря на эту статистику, можно сделать вывод: насколько сложен был путь к победе в этой войне, сколько погибло храбрых людей. Следует понимать, что, и вправду, в тот период ни твое отношение к той или иной религии, ни твоя национальность не играли весомой роли на пути к победе.
Нашему поколению следует это не забывать. Так как в наше время, в нашем индустриальном и развивающемся мире всё сильней и сильней накипает вопрос о нацизме. Этим мы и отличаемся от прошлого поколения, от поколения военных лет: они не сравнивали людей по цвету их кожи и разрезу глаз, мы, в свою очередь, придаем этому слишком весомое значение.
"Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой". Так и есть, те ужасные годы коснулись каждого советского человека. Я не знаю такую семью, которая не потеряла близких и родных своей семьи в тот период. Так и с моей семьей, я горжусь своими родственниками, павшими ради своей родины. Горжусь тем, что они тоже приложили свои усилия на пути к победе. О них самих я знаю не так много. О тех событиях мне рассказывает моя бабушка. Эти потрясающие во всех смыслах рассказы, всегда меня завораживали. Она рассказывала о страшных событиях, и всегда так, как будто заново переживала весь период войны. Не было ни разу, чтобы у нее во время рассказа на катились слезы по лицу. Она заново чувствовала, видела и слышала все то, что происходило, как бы возвращалась в это темное время. Ощущала страх и холод, но одновременно надежду и веру, что: "вот она, Победа – совсем близка уже".
Хотя рассказы моей бабушки очень подробны и захватывающи, я, честно, не могу представить себе то время. Конечно, можно попробовать восстановить эти картины у себя в голове, прочитав соответствующую литературу, посмотрев фильмы о войне. Но все это, только воспоминания и истории. Мне кажется, невозможно понять, что такое на самом деле война, пока ты ее не переживешь сам. Я понимаю, что война это страшно, меня, в какой-то степени, пугает, что я не могу понять этого слова в том смысле, в каком оно есть на самом деле, но и одновременно я счастлив от того, что мне не пришлось этого познать. И надеюсь, что никогда и не придется.
Но если бы пришлось, я бы пошел по стопам своих предков, и был бы готов пожертвовать всем, ради своей родины, которую люблю.
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Константин Симонов, "Родина", 1941
Моя семья тоже оставила след в истории Великой Отечественной войны. Может, этот след не самый большой и его нет в школьных учебниках истории России, но все же, это тоже была жизнь во время войны. Это сюжет, который рассказывает о двух разных семьях. Обе они простые, обыкновенные: первая – обычная деревенская семья с простыми нравами и обыкновенной сельской жизнью; вторая – семья потомственных казаков, которые почитали старинные традиции своего народа и верно служили своей Державе верой и правдой. Кто бы мог подумать, что такие разные семьи, да и еще из разных концов России, когда-нибудь встретятся и объединяться? Просто сюжет фильма какого-то.
Получается, я могу рассказать, две военные истории своей семьи: по линии матери и по линии отца. Обе они рассказывают о тяжелой жизни в страхе, о потере близких и родных о патриотизме и любви к с своему "дому", в одной из этих историй есть даже чудо, которое так и не смогли объяснить, как такое могло произойти. Об этом теперь немного поподробнее.
Начну, наверное, с материнской линии. Во время Великой Отечественной войны, моя бабушка, Ворфлущева Мария Ивановна, жила в Брянске, Севском районе, село Троебортное. На тот момент, ей было всего пять лет. У нее была старшая сестра Елена, ей было десять лет. Они жили со своими родителями Анной Федоровной (до замужества Беловой) и Иваном Фроловичем. Обычная деревенская жизнь. Простые люди с простыми нравами и распространенными именами. Обыкновенная жизнь без всяких премудростей – счастливая жизнь. Что тут еще сказать?
Жизнь была хороша, но наступило время войны, и в 1941 году забрали на фронт Ивана Фроловича Ворфлущева, на тот момент ему было тридцать пять лет. Он был партизаном и разведчиком. Бабушка рассказывает про своего отца с гордостью. На фронт ушел не просто какой-то солдат, на фронт ушел любящий муж и отец. Иван ушел и не вернулся. Исчез в одно мгновение, как и многие в то время.
Никаких упоминаний в истории, документах и архивах не сохранилось, его так и не нашли. Может он погиб на фронте, может утонул в болоте, может его расстреляли или он умер в концлагере. Не важно, самое главное, что он исчез из жизни моей бабушки. Она последний раз видела его в пять лет, и даже не успела проститься с ним. Он просто ушел. Не сохранилось ничего на память, ни одной фотографии, ни одного письма. Все документы, письма сгорели в Брянске, даже до сих пор, мы не можем восстановить свидетельство о рождении старшей сестры моей бабушки Елены, умершей недавно, в 2014 году.
Все, что сохранилось от отца – только его лицо, навечно осевшее в памяти, на всю жизнь осталось с ней, лицо плачущего отца, который понимал, что, скорее всего, никогда больше не увидит своих любимых дочерей и любящую жену, лицо сильного человека, который был вынужден оставить все ради родины. Моя бабушка не помнит даже его голоса, остался только этот единственный образ, который всю жизнь ей напоминает, что у нее когда-то давно был любящий ее отец, и он герой войны.
Во время войны, много что случилось с моей бабушкой, но поистине страшное событие произошло в 1941 году в ее доме, селе Троебортное. Событие страшное и потрясающее во всех смыслах. То, что произошло, испугало до смерти ее мать и одновременно заставило навсегда поверить всю семью в Бога.
В 1941 году, Анна (мама Марии) укрывала раненного партизана. Об этом каким-то образом узнали немцы. Они пришли с обыском, партизан этим временем был в подвале, а дочери залезли на печь и спрятались за шторками. Едва они успели это сделать, как в дверь вломились люди с автоматами, с ними был полицай. Они начали все громить и переворачивать. Мать просила их прекратить, говорила, что пусть берут все что хотят и уходят, она упала на колени, моля о помиловании. Но немцы не обращали на эти мольбы никакого внимания. Они продолжали обыск, приказывали сдать партизана и тогда оставят ее в живых, иначе грозились расправой. Но она сказала, что никого здесь нет. Закончив обыск, они ушли.
Дочери слезли с печи. Мать, немного успокоившись, уставилась на стену, ее взгляд был наполнен страхом, как будто вот-вот ее вместе с дочерьми расстреляли бы. Она как будто увидела саму смерть. На стене висела шинель этого самого партизана. Что интересно, во время обыска она ее не видела, и никто из немцев не заметил партизанскую шинель, висящей на самом видном месте, словно она растворилась в воздухе. Мать поняла, что если бы немцы увидели шинель, то расстреляли бы всю семью, ее сердце наполнилось кровью, как только она представила, как ставят к стенке ее пяти – и десятилетнюю дочерей. Она упала в обморок, дочери долго пытались привезти ее в чувства. Когда Анна пришла в себя, несколько дней потом она молчала и ничего не говорила. Спустя какое-то время, она сказала своим дочерям, Марии и Елене, что их спасло чудо, им помог сам Бог. Эта страшная и одновременно невероятная история заставляет меня и всех, кому я ее рассказываю, задуматься над истинным смыслом жизни, о том, что есть что-то, что помогло сохранить три невинные жизни в тот страшный день.
Меня эта история заставляет верить, ведь, если бы не то чудо, то в последствии не родилась бы моя мама, и соответственно не появился бы на свет ни я, ни мой старший брат Алексей, ни моя пятилетняя сестра Анастасия.
Сидя в школе 9го мая, слушая душеразрывающие рассказы ветеранов о фронте, о концлагерях, о погибших близких и родных, у меня всегда накатываются слезы, но я не позволяю себе заплакать. Однажды, на уроке истории, у нас было задание, рассказать о своей семье во времена Великой Отечественной войны. Спросили где-то человек пять, и тут настала моя очередь. Наталья Александровна, мой школьный учитель истории, вызвала меня к доске. Я с гордостью рассказал эту потрясающую историю, за которую получил пятерку, своему классу. Это была гордость для меня. Но я рассказал только одну историю.
А ведь у моей семьи есть и еще одна, не менее захватывающая история. Это история деда моего отца – Василия Михеева. Многие поколения наша семья жила на хуторе Казарино Киквидзенского района в приземистом деревенском доме. Примечательный очень дом: на два окошка, крыт соломой, но труба – справная, кирпичная. И веет от дома каким-то особым уютом.
Сейчас, правда, дядя моего отца рядом построил новый дом, а родовой домик Спириных стал чем-то вроде летней кухоньки. Там же, в этом доме, родилась и выросла мама моего отца – Анна Андреевна Михеева (на тот момент Спирина), потомственная казачка, чей род Спириных, служивший Державе верой и правдой, восходит еще к временам Ивана Грозного.
Достоверно известно, что один из Спириных ходил на Сибирь вместе с Ермаком. Что нам об этом известно?
Отряд численностью в 840 человек был сформирован Русским царством на территории Пермского края (Нижний Чусовый Городок). Деятельное участие в оснащении отряда всем необходимым приняли купцы Строгановы. Казаки Ермака прибыли в Пермский край по приглашению Строгановых в 1579 году для защиты их владений от нападений вогулов и остяков. Поход осуществлялся без ведома царских властей, и Карамзин назвал его участников "малочисленной шайкой бродяг". Костяк завоевателей Сибири составили волжские казаки в числе пяти сотен во главе с такими атаманами как Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Матвей Мещеряк, Никита Пан, Яков Михайлов. Помимо них в походе принимали участие татары, немцы и Литва. Войско было погружено в 80 стругов.
Первая стычка казаков с сибирскими татарами произошла в районе современного города Туринск (Свердловская область), где воины князя Епанчи обстреляли струги Ермака из луков. Здесь Ермак при помощи пищалей и пушек разогнал конницу мурзы Епанчи. Затем казаки без боя заняли городок Чинги-туру (Тюменский район). На месте современной Тюмени было взято множество сокровищ: серебро, золото и драгоценные сибирские меха.
22 мая в устье Туры казакам пришлось принять бой с шестью татарскими князьками, среди которых самыми знаменитыми были Матмас и Каскара. На Тоболе произошли сражения у Караульного яра (12 июля), 21 июля произошло сражение у Бабасанских юрт (15 км от с. Байкалово, Ярковский район). Ермак, стоя в окопе, несколькими залпами остановил стремление нескольких тысяч всадников Маметкула, которые "неслися во весь дух потоптать его". У Долгого яра (соврем. д. Худякова Тобольского района) сибирские татары вновь обстреляли стрелами войско Ермака.
14 августа произошло сражение у Карачин-городка (соврем. с. Карачино, Тобольский район). Ермак взял его улус мурзы Карачи и в нём богатую добычу, запасы и множество кадей царского меду.
4 ноября Кучум решил встретить казаков недалеко от места сливания Тобола и Иртыша у Чувашского мыса. Поджидая казаков, хан собрал большие силы почти 15 тыс. чел. В решающей битве были с Кучумом наемники, остяцкие и вогульские князьки с личными дружинами. Силы были не лучшие, так как самые боеспособные силы Кучума ушли в набег на Пермь. Местное население не оказало особенной поддержки Кучуму, в разгар битвы остяки и вогулы хана покинули. Кучум потерпел поражение и отступил в Ишимскую степь.
8 ноября 1582 года по атаман Ермак Тимофеевич занял Кашлык – тогдашнюю столицу Сибирского ханства. Через четыре дня ханты с р. Демьянка (Уватский район), привезли в дар завоевателям пушнину и съестные припасы, главным образом рыбу. Ермак "лаской и приветом" встретил их и отпустил "с честью". За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских. Ермак принял их так же ласково, позволил вернуться в свои селения и обещал защищать от врагов, в первую очередь от Кучума. Затем стали являться с пушниной и продовольствием ханты из левобережных районов – с рек Конда и Тавда. Всех являвшихся к нему Ермак облагал ежегодной обязательной податью – ясаком. С "лучших людей" (племенной верхушки) Ермак брал "шерть", то есть присягу в том, что их "народец" будет своевременно платить ясак. После этого они рассматривались как подданные русского царя.
В декабре 1582 года военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере, но 23 февраля казаки нанесли новый удар Кучуму, взяв в плен Маметкула на реке Вагае.
Другой, мой родственник, тоже Спирин служил в ряде славного атамана Платова – донского атамана, героя Бородинской битвы 1812 года, генерала от кавалерии 1809г., который принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII – начала XIX века. В 1805 году основал Новочеркасск, куда перенёс столицу Донского казачьего войска.
Как видите, предки со стороны отца не были замечены ни в графьях, ни в князьях. Сплошь – рабочий люд, на плечах которого и держится великая страна Россия. Дед моего отца – Василий Егорович Михеев погиб в Сталинградской битве, об этом известно, к сожалению, не так уж много, но Василий – гордость нашей семьи – его имя начертано на одном из знамен в мемориальном зале Пантеона на Мамаевом кургане. Мой отец помнит место наизусть.
"К сожалению, я не увидел деда Василия Егоровича живым – его забрала война. Последнее письмо бабушка получила от него из-под Сталинграда. Много лет я искал место его захоронения. Но тщетно." – говорил мне отец в детстве. Но вот, совсем недавно, моя семья отыскала могилу прадеда.
Россошки – военно-мемориальное кладбище, расположенное в 60 км на северо-запад от Волгограда в Городищенском районе. Названо по имени двух уже не существующих деревень Малые Россошки и Большие Россошки, которые находились до Второй мировой войны на месте этого кладбища.
Во время Сталинградской битвы в 1943 году, здесь находилось кладбище немецких военнослужащих. Сегодня, кладбище состоит из двух разделённых частей: советской и немецкой. Первые захоронения были проведены в 1993 году. К концу 2005 года здесь были погребены более 48 тысяч погибших из сотен различных могил, расположенных в районе Волгограда и Ростова-на-Дону. Имена 120 тысяч погибших, пропавших без вести и тех, место гибели которых установить невозможно, занесены на именные плиты из природного камня.
По обе стороны от площади раскиданы сотни солдатских могил. Здесь похоронены не только те, чьи имена установлены. Большую часть советского кладбища в Россошках составляют братские могилы неизвестных солдат.
Всего на русском кладбище мемориального комплекса Россошек погребено более 1500 солдат. Последнее захоронение было произведено 23 августа 2013 года, тогда были перезахоронены останки 793 солдат, лишь 28 из которых были опознаны. Военно-мемориальный комплекс Россошки всегда открыт, и любой может прийти сюда и почтить память погибших в бою солдат.
Именно здесь похоронен дед моего отца. С ним прямо невероятная история получилась. Долгие годы Олег Михеев, мой отец, искал его могилу, но все безуспешно. И вдруг случилось самое настоящее чудо. Вместе с моим братом Алексеем они оказались рядом с солдатским кладбищем в Россошках. Как раз поисковики хоронили найденные возле поселка Аэропорт останки советских бойцов. Отец и брат ходили вдоль свежевырытых могил, читали надписи. И вдруг Алексей словно споткнулся: "Папа, здесь наша фамилия!" А у отца и сердце оборвалось: нашелся, наконец, дед, которого искали 30 лет!
Поисковики обнаружили личные вещи погибших бойцов. Среди них отыскалась почерневшая алюминиевая ложка, которую солдаты всегда имели при себе, чаще всего – в сапоге. А на ней нацарапаны имя и фамилия. Так и опознали.
Поисковики провели похороны торжественно, со всеми подобающими почестями. Огромное спасибо за благородный труд всему поисковому отряду "Надежда" и его командиру – Галине Анатольевне Орешкиной! Приехал на похороны и мой дед – Леонид Михеев. Уже смертельно больной, но не пожелавший остаться дома в такой день. Низко склонил голову у могилы, и только губы, что-то шепча, слабо шевелились на посеревшем лице. Успел сказать "спасибо" павшему герою-отцу.
Сейчас на кладбище стоит невысокий гранитный столбик со звездочкой и лаконичной надписью: "Младший командир Василий Егорович Михеев, 1906 – 1943". Всего-то 37 лет отмерила ему судьба. Внук уже старше деда и каждый год приходит сюда с детьми. Наша семья помнит Василия, каждый год мы посещаем военно-мемориальное кладбище в Россошках. Мой отец кладет цветы, рассказывает о том, как прожил год, что думает делать, советуется о планах. И свято верует, что дед его слышит.
Также хотел бы рассказать подробнее о своей бабушке, Анне Андреевне Михеевой. Она родилась в 1942 году. Анна была четырнадцатым и младшим ребенком в семье. Из всех своих братьев, она знала не многих. Если подробнее, то только двоих: Илья, который на тот момент сам еще был ребенком и Григорий, который был подростком.
Всех остальных одиннадцати, моей бабушке так и не суждено было увидеть. Все они погибли на фронте. Знала о них только по рассказам матери, которая со слезами на глазах вспоминала своих погибших сыновей, которым судьба не дала возможности стать мужами и отцами, которые так и не узнали, что у них появилась на свет младшая сестра.
Известно только единственное про одного из ее братьев Михаила. Он погиб в первый день на фронте. Погиб, даже не успев сойти с места, так как он стоял в первом ряду, а из этого ряда как правило никто не выживает. Его ранили в грудь, он упал замертво, и больше не пошевелился, минутой ранее, он гордо стоял перед лицом смерти, прекрасно понимая, что не выживет, но продолжал стоять на месте с мыслью: "За родину!".
Что тут можно сказать? Смелый был человек, не каждый так сможет, и поэтому это вызывает у меня приятное чувство: я рад, что родился в семье героев, которые своим примером воспитывают во мне, моих братьях и сестрах понимание жизни, любовь к родине, готовность к жертвам ради любимых и близких. Таких людей, казалось бы немного, не каждый пожертвует собой ради великой общей цели.
Но что интересно, мы – русский народ, перед лицом опасности всегда объединяемся. Нас объединяет общая боль и страдание, и мы смело мчимся к победе, невзирая ни на что, идем на смерть ради родины. Ярким примером может служить история праздника "Дня народного единства". Только русский народ способен сам встать на защиту "дома". Этот архетип русского народа всегда меня удивляет. Только русский человек может так, и поэтому мы всегда побеждаем.
Я горжусь своими предками, горжусь, что они отстаивали честь Родины, что они боролись за наше будущее. Мы должны быть благодарны солдатам, павшим на поле боя в то кровавое время. Мы, поколение 21 века должны чтить и помнить эти события, помнить войну. "Новая война начнется тогда, когда люди забудут минувшую войну".
И нельзя этого допустить. Как сказал Альберт Эйнштейн: "Я не знаю, каким оружием будет вестись "Третья мировая война", но в "Четвёртой" будут использоваться палки и камни." (Письмо президенту США Гарри Трумену, 1945 г). Поэтому наше будущее в наших руках.
Сейчас, очень многое делается для составления подробной карты событий Великой Отечественной войны: всевозможные акции, создания архивов и баз данных. Это, несомненно, помогает людям знать и помнить своих героев.
Одним из таких шагов было создание сайтов, посвященных истории Великой Отечественной войне. Самыми популярными на сегодняшний день являются www.pobediteli.ru, soldat1941.narod.ru, www.world-war.ru, www.podvignaroda.mil.ru и другие.
На этих сайтах можно увидеть базу данных погибших в Великой Отечественной войне, проследить все этапы и ход войны, а так же узнать много новой и познавательной информации. Это действительно интересные сайты, так как интернет в наше время стал основным времяпрепровождением для молодежи.
У каждого из нас, потомков защитников Сталинграда, есть долг перед героями. И я с гордостью ношу в себе знание о том, что мои предки были великими людьми, сильными личностями и защитниками своей отчизны. Они были героями, которые ради победы в Великой Отечественной войне отдали свои жизни, пожертвовали самым главным, что у них могло быть. Вечной славы героям Великой Отечественной войны.
За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.
Он мертв. Его никто не знает.
Но мы еще на полпути,
И слава мертвых окрыляет
Тех, кто вперед решил идти.
В нас есть суровая свобода:
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.
Константин Симонов, "Слава", 1942
Приложения
Родовой домик Спириных (Казарино Киквидзенский район)
Михеев Олег Леонидович около родового домика Спириных
Лишь несколько оставшихся фотографий родственников из далекого прошлого:
Спирин Иван Петрович 1899 г.р. (брат отца)
Спирин Андрей Петрович 1897 г.р. брат отца стоит справа, Спирин Григорий Андреевич стоит слева
Спирин Григорий Андреевич Морфлот
Спирин Илларион Андреевич 1914 г.р. справа
Спирина Татьяна Андреевна 1919 г.р. (врач)
Спирин Илья Андреевич 1925 г.р. второй слева