О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Федот Тумусов о реализации нацпроекта "Здравоохранение" в Арктической зоне

10 октября 2019

 см. также ↓

На пленарном заседании Государственной Думы 10 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Федот Тумусов:

 mp4 

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемые депутаты Государственной Думы!

Буквально несколько дней назад, 27 сентября, наш Комитет по охране здоровья во главе с председателем Дмитрием Анатольевичем Морозовым провел выездной круглый стол в нашей родной Республике Саха (Якутия). И тема очень актуальная – "Особенности реализации национального проекта "Здравоохранение" в Арктической зоне Российской Федерации". В работе круглого стола приняло восемь депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Такого количества парламентариев у нас в республике никогда не было или давно не было. Я, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить своих коллег.

Я недавно тоже выступал с этой трибуны относительно парадигмы развития здравоохранения. После того, как Президент Владимир Владимирович Путин дал задание разработать и реализовать национальный проект "Здравоохранение", мне казалось, что парадигма здравоохранения меняется. Меняется в каком смысле? Раньше мы медицину идентифицировали со здравоохранением. Вот человек заболел, он пришел, его полечили и отпустили. И на этом как бы функции заканчиваются. Но поставлена задача, чтобы наш гражданин, каждый гражданин Российской Федерации дожил до 80 лет и больше – до 100 лет.

И как эту задачу реализовать? Отличается ли она от региона к региону в нашей великой России? Конечно. То, что можно сделать в Москве, нельзя сделать в арктических районах. Так что этот вопрос очень актуален, на наш взгляд.

И, конечно, самое главное различие наше – это природно-климатические условия. Зимой у нас минус 60, летом жара до плюс 40. То есть перепад температур в 100 градусов. И в таких жестких условиях в старину выживали только генетически крепкие люди. Моя бабушка рожала 12 раз, а выросли только трое детей. И, конечно, оттого, что генетически крепкие люди выживали, у нас феномен северного долголетия.

Но сегодня ситуация совершенно другая. И сегодня наша медицина финансируется по так называемому нормативно-душевому принципу. То есть по принципу бизнеса. Сколько человек заболело, столько человек полечили, столько ей выделяется денег. А бизнес в арктическом населенном пункте, поселении, где живет всего 100 человек, может быть? Конечно, быть не может. Но благодаря многолетним усилиям депутатов, исполнительной власти в прошлом году Правительство Российской Федерации изменило коэффициент бюджетной обеспеченности на медицинские услуги, оно его повысило. И, конечно, это сняло многие проблемы, но коренные проблемы ни в коем случае не решило.

Давайте посмотрим тарифы на медицинские услуги. 73% составляет заработная плата, 10% и более – это затраты на коммунальные услуги, 1% – затраты на связь, и только 6%, собственно, на медицину, на лекарства, может быть, туда даже входят питание и все остальные медицинские услуги, входят в 6%. О какой эффективности можно говорить?

Или возьмем обеспеченность врачами. По нормативу в 13 районах Республики Саха, арктических района по нормативам положено всего 4,5 врача общей практики и специальных врачей, то есть по одной трети врача. Если строго придерживаться этой нормы, надо все больницы в Арктике закрывать, потому что норматив не тянет. Но неимоверными усилиями, конечно, правительство Республики Саха (Якутия) поддерживает наши медицинские учреждения в ущерб другим районам. Вместо шести хирургов в этих 13 районах содержатся 20 и по одному-двум специальным врачам. Два потому, что люди уходят в отпуск, у нас очень длинный отпуск – 56 дней, и другие обстоятельства случаются, поэтому должна быть взаимозаменяемость.

Еще раз повторяю, за счет неимоверных усилий и за счет других районов.

Материально-техническая база оставляет желать лучшего. 38 фельдшерско-акушерских пунктов находятся в аварийном состоянии. В арктических районах нужно построить 10 районных больниц. Но самое главное, на 80% медицинское оборудование устарело, не только устарело, оно вообще не отвечает по комплектации современным требованиям.

Можно говорить про телемедицину. Мы с вами приняли закон о телемедицине, вот давайте его распространять. Но там у нас нет нормального высокоскоростного, широкоформатного интернета. Но даже то, что есть, это баснословные цены. Центральная районная больница в Булунском районе платит 2,5 млн руб. только за связь.

Но самая главная проблема, которую надо незамедлительно решать, исходит от огромных расстояний. Расстояние между населёнными пунктами измеряется сотнями километров. И самое главное, девять месяцев нет дороги, потому что это болото, это тундра, и только вертолётом можно туда добраться.

Казалось бы, санитарная авиация могла бы нас спасти, но она предназначена только для экстренных случаев, только для экстренной эвакуации, никакой плановости.

Сегодня надо проводить диспансеризацию, надо проводить профилактическую работу, реабилитацию в плановом порядке. Только вертолётом можно это сделать. Поэтому мы и предлагаем в плановом порядке, чтобы эта санитарная авиация работала, не только была оснащена, но и финансировалась в плановом порядке.

А по сегодняшней ситуации, если лететь только в один район, в районный центр, 13 арктических районов, один перелёт за один год – это более 10 млн руб., а если бы ещё поселения посещать, это в пять-шесть раз больше. А надо вообще раз в квартал хотя бы в каждое поселение, чтобы проводили соответствующие мероприятия. А ещё надо больных не только вывозить на плановые обследования и операции, но и обратно везти, потому что другого транспорта нет. Это вообще сотни миллионов рублей.

Мы, конечно, на круглом столе обсуждали разные варианты решения этой проблемы. Можно было бы через тарифы решать, можно прямым субсидированием из Фонда медицинского страхования. Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Сергеевич Николаев на Восточном экономическом форуме говорил о сметном финансировании в присутствии Президента страны Путина Владимира Владимировича. И соответствующие задания даны. Сейчас, конечно, идёт проработка этого вопроса.

Но, на мой взгляд, самый реальный и эффективный выход – это создание казённого учреждения, казённое учреждение для арктической медицины. И не только по всей территории казённое предприятие создать, чтобы оно по сметам финансировалось, чтобы было обеспечено санитарной авиацией и другими видами, тарифы должны быть определены, другими видами транспорта, не только вертолёт, не только автотранспорт, но и моторные лодки, и снегоходы, все должно быть в комплексе в этом казенном предприятии.

У нас есть пример, прецедент. "Аэропорты Севера", есть такое предприятие, казенное учреждение, благодаря ему еще как-то сохраняются в районных центрах аэропорты. И этот пример надо взять и для арктической медицины это сделать.

Конечно, если мы считаем, что для нас важен каждый гражданин Российской Федерации, вне зависимости от того, где бы он ни жил, и для нас важно, чтобы он долго жил, тогда мы это с вами должны сделать, я в этом абсолютно убежден. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024