О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Нилов, Олег Николаев, Олег Шеин и Валерий Гартунг задали вопросы Алексею Кудрину

09 июля 2019

 см. также ↓

9 июля в Государственной Думе с докладом о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2018 году выступил Председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали вопросы и выступили Олег Нилов, Олег Николаев, Олег Шеин и Валерий Гартунг.

Вопросы

Олег Нилов:

- Алексей Леонидович, вопрос сбора многомиллиардных сумм из карманов водителей, не просто многомиллиардных, по нашим оценкам, это под 100 млрд такие суммы сегодня в виде штрафов и других сборов по административным решениям собираются, но поступают не в казну, а в карманы частных фирм, которые этим смогли как-то заняться? Этот вопрос уже вышел на президентский уровень.

Поддерживаете ли вы нашу инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" в том, чтобы провести такую комплексную проверку, определить, действительно ли, как утверждают эксперты, только 10-15% поступает в казну, а всё остальное остается в частных карманах от этих сумм?

И как ваше отношение, может быть вообще эту порочную практику прекратить, с тем чтобы эти как раз десятки-сотни миллиардов направить в бюджет, в казну, а не предоставлять такой, относительно легкий заработок частным компаниям, которые как-то особым образом связаны в том числе и с муниципалитетами, и городскими, и региональными властями, как показывает практика.

Спасибо.

Алексей Кудрин:

Первое, я хочу сказать, что мы ведем анализ ситуации с неналоговыми платежами. Сегодня неналоговые платежи и сборы являются самой острой проблемой для бизнеса, то есть острее, чем налоговые платежи, потому что их количество не определено, их, ну скажем, само количество или ограничение не так жёстки, и плюс пересмотр самих платежей этих ставок проходит опять же неконтролируемо зачастую для федеральных органов власти. Точнее, они, в том числе, и присутствуют на субъектовом уровне.

Я бы сказал, нужно разделять те платежи, которые осуществляются в рамках администрирования государственных распределителей бюджетных средств, и те, которые отдаются на администрирование частным структурам. Я допускаю применение таких методов, но всегда тогда требуются соответствующие меры контроля.

Пример, когда вы говорите, что только 15% доходит до бюджета, требует особого изучения. Мне такие примеры неизвестны. Может, вы имеете в виду концессионные соглашения, где тоже устанавливаются соответствующие платежи, но большая часть средств идёт на окупание или на содержание самой инфраструктуры. Это нужно посмотреть. Но, как правило, такого рода государством установлены, федеральным или субъектовым уровнем, соответствующие платежи неналогового характера, как правило, поступают в соответствующие бюджеты за исключением определённых комиссионных и прочее.

Так что мы анализируем и в ближайшее время первый отчёт уже, который у нас на рассмотрении находится, отправим в ваш адрес.

Олег Николаев:

– Уважаемый Алексей Леонидович, Счётная палата достаточно критично оценивает меры поддержки малого и среднего предпринимательства. Президент говорит о том, что именно предпринимательская активность и деловой климат являются очень важными факторами ускоренного экономического роста.

В то время, в июне зафиксировано снижение индекса деловой активности ниже критических 50 пунктов. Опросы показывают, что лишь 2% молодых людей рассматривают возможность заниматься предпринимательской деятельностью. И вот эти два индикатора показывают яркое состояние делового климата в нашей стране.

Вот как ваша оценка, национальный проект развития предпринимательства, малое и среднее предпринимательство и предпринимательской активности способно поменять вот этот тренд и что надо сделать для того, чтобы у нас предпринимательство активно развивалось?

Спасибо.

Алексей Кудрин:

Уважаемые депутаты!

Я считаю, национальный проект, в принципе, несет очень серьезную рациональную нагрузку и задачи, которые в этой сфере будут решаться. Я полностью поддерживаю цели национального проекта, конечно, список вопросов, которые требуется решить для улучшения инвестиционного климата, не ограничивается этим национальным проектом. И целый ряд вопросов, в том числе, вопросов взаимодействия, так называемая контрольно-надзорная нагрузка, она лежит в других направлениях, например, проведение так называемой "административной гильотины" или "регуляторной гильотиной" ее называют. То есть это выходит за рамки национального проекта.

Я бы обратил внимание на целый ряд вопросов, связанных с работой правоохранительных органов, у нас больше половины предпринимателей считают работу в бизнесе опасной, работу в соответствующих правоохранительных органах тоже недостаточно справедливой и прозрачной. Вот эти вопросы они должны решаться вне национального проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства и только такое общее улучшение инвестиционного климата увеличит доверие населения и предпринимателей, и молодежи к этому виду деятельности.

Соглашусь с вами, что где-то только около 6% молодых людей по нашим другим опросам хотят, готовы или желают начать бизнес, только 2%, как вы сказали, открывают его. Этого недостаточно для страны, желающей прорыва, в том числе, в области частной инициативы, частных инвестиций, на основе которых и будет обеспечиваться экономический рост. В странах, которые бурно развиваются, желающих открыть свой бизнес доходит до 40-50, а в Индонезии, которая нам дышит в затылок по темпам экономического роста, это больше 50%, а у нас желающих открыть бизнес там меньше 10%. Вот это как раз является плохим индикатором, и нам нужно улучшить отношение к предпринимательству, но и к безопасности предпринимательства, к упрощению процедур, к уменьшению административной нагрузки на бизнес. Спасибо.

Олег Шеин:

– Уважаемый Алексей Леонидович, возвращаясь к ранее обсуждаемым вопросам, после нашей встречи во фракции я направил в ваш адрес аналитический доклад специалистов Конфедерации труда России по поводу предоставляемых в стране налоговых преференций для бизнеса, для крупного капитала. Мы уже говорили о том, что у нас общий объём налоговых преференций достигает отметки 13% ВВП, конечно, это в том числе и льготные ставки НДС по лекарствам, по продуктам питания. Но мы говорили о том, что нет объективных критериев эффективности предоставляемых льгот, и Минфин в прошлом году это подтверждал. Всё-таки хотелось бы вернуться к вопросу о том, когда мы сможем выйти на эти критерии эффективности, и соответственно на пересмотр тех огромных объемов, которые ежегодно мы предоставляем в виде налоговых преимуществ.

Спасибо.

Алексей Кудрин:

– Мне кажется, обращение к эффективности налоговых льгот абсолютно обосновано, и действительно, у нас большие ресурсы предоставляются в виде налоговых льгот. По сути, сегодня мы их называем налоговые расходы, и именно эта терминология позволяет перейти к анализу их эффективности.

Министерство финансов сейчас целую политику проводит, и разработало ряд методических документов по анализу таких расходов, они сейчас обсуждаются.

Я думаю, что, я сейчас могу ошибиться, какие именно из них уже приняты, но этому будет уделено достаточное внимание, и мы как Счётная палата тоже будем участвовать в этой работе, и со своей стороны независимо проведем оценку эффективности этих налоговых льгот. Это работа большая, она очень методологически затратная и трудозатратная, поэтому думаю, что в этом году уже будут первые выводы со стороны Минфина, может быть Счётной палаты, но точно в ближайшие два года Счётная палата подробно на этот счет системно выскажется.

Спасибо.

Выступление от фракции Валерия Гартунга:

Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги, уважаемые коллеги из Счётной палаты! Я напомню, тут много слов было сказано в статью 2 закона "О Счётной палате": "Счётная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного контроля, подотчётным Федеральному Собранию". Точка.

Теперь о теме, что мы сегодня обсуждаем. Мы сегодня обсуждаем отчёт Счётной палаты. Но люди, которые смотрят нашу трансляцию, задаются вопросом: Государственная Дума вроде принимает правильные законы, Правительство у нас хорошо работает, смотрите, профицит бюджета уже за два года 5 трлн руб. Счётная палата, отчёт которой мы принимаем к сведению, абсолютно справедливо заметила, что цели, поставленные Президентом и в Послании Федеральному Собранию, и в своём указе Президента, они не будут достигнуты. Что же дальше-то? Экономика не растёт, доходы граждан падают. В итоге-то что? Что от нас ждут избиратели, что ждут? Избиратели ждут, что экономика будет расти, доходы граждан будут расти, жизнь будет улучшаться. Происходит это? Нет. В чем тогда проблема? Может быть, мы на этот вопрос ответим здесь?

Я как раз, Алексей Леонидович, хотел бы сказать вам, что выводы, которые вы делаете, абсолютно правильные. Вы абсолютно точно обозначаете, что цели, поставленные Президентом, при тех действиях Правительства, которые сегодня оно осуществляет, не будут достигнуты, абсолютно точно, Вы еще привели данные о том, что регионы об этом же говорят, что регионы тоже не видят возможности для выполнения целей, поставленных указами Президента, и они не справятся с этой задачей, и они об этом говорят.

Мы с трибуны Государственной Думы практически все фракции, за исключением одной, говорим, что не будут достигнуты цели, что не туда Правительство идет, но всё идет, как идет, ничего не меняется.

Может быть, пора уже какие-то другие меры принимать, Алексей Леонидович, может быть вам дополнительные какие-то полномочия нужно? Действительно, с этой трибуны уже было сказано, что проверки Счётной палаты, выводы, которые она делает, они должны не просто завершаться принятием к сведению, а они должны завершаться какими-то мероприятиями, которые мы с вами как парламент должны реализовать.

Может быть, нам в своем проекте постановления для Правительства какие-то обязательные к исполнению указания прописать, основываясь на выводах, которые нам предоставила Счётная палата, я уже к комитету по Регламенту обращаюсь, может какие-то рекомендации правительству выдать?

Но мы же очевидно видим, мы должны что-то сделать, потому что несколько лет подряд доходы граждан падают. Когда не было денег у государства, мы это понимали, можно было как-то объяснить, но сейчас, когда уже второй год с триллионными профицитами мы заканчиваем бюджет, и за два года 5 триллионов, как гражданам объяснить, почему они становятся всё беднее и беднее? Как объяснить гражданам, почему не растет экономика? И я не понимаю, как объяснить Президенту, почему не выполняются его указы, хотя деньги есть. Вроде экономика есть, природные ресурсы у нас есть, всё есть в стране, нет только доходов граждан и нет роста экономики. Поэтому я сейчас вернусь дальше к закону о Счётной палате.

Алексей Леонидович, у меня теперь будут конкретные предложения. Первое. Закон "О Счётной палате", статья 13, пункт 13. Это как раз ваша тема. Проведение аудита в области госзакупок. Но не только госзакупок, но и всех компаний, которые попадают в сферу деятельности Счётной палаты, и являются предметами для вашей проверки.

Мы, кстати, недавно расширили эту сферу до госкомпаний, их дочерних компаний и всех других компаний, где участвует государство. Пожалуйста, сфера применения очень широкая.

Напоминаю, для этого у нас существует 223-й федеральный закон, по которому закупки осуществляются госкомпаниями, госкорпорациями и естественными монополиями на 30 трлн руб. в год.

Недавно по предложению Правительства была включена в этот закон лазейка, по которой закупки осуществляются у взаимозависимых лиц, минуя процедуры, установленные этим законом.

Сейчас вам только что и от КПРФ говорили коллеги, и данные Минфина говорят о том, что 97% всех закупок производится неконкурентными способами. Алексей Леонидович, подчёркиваю. Не только закупки у единственного поставщика, но и все остальные закупки неконкурентными способами, то есть они не у единственного поставщика, но всё равно неконкурентными способами.

А ведь мы же прекрасно понимаем, если закупка производится неконкурентным способом, цена вырастает? Вырастает. Вопрос: насколько? Был этот анализ? Не был проведён. Правительству задаём вопрос – не отвечает. Алексей Леонидович, вам вопрос – проведите, пожалуйста, анализ, как эта поправка, к чему она привела. Ведь это речь идёт о триллионах рублей, которые выкачиваются из карманов граждан и, в том числе, из бюджетов госкомпаний, а в конечном итоге и через налоги опять же из карманов граждан. Это очень важный вопрос.

Следующее. Прошу вас обязательно обратить внимание и что-то предложите. Вы высший орган государственного контроля. Пожалуйста, проведите эту инвентаризацию.

Председателю Правительства задавал вопрос, два года подряд отвечает мне: "Мы проведём анализ. Мы проверим". Всё. Точка. Ничего не происходит. Два года уже из карманов граждан и из бюджета утекают триллионы рублей. Кто-то должен положить этому конец, в конечном итоге поставить точку.

Когда стоял вопрос о вашем назначении я вам этот вопрос обозначил одним из приоритетных.

Дальше. Ещё одно предложение. Пункт 23 этой же статьи 13 закона "О Счётной палате", он говорит о том, что ваши функции – это внесение предложений о совершенствовании законодательства. Это я в продолжение первой темы. То есть, если вы проанализируете действующее законодательство в области госзакупок, я сейчас только об этом говорю, потому что это самая большая дыра, через которую утекают деньги из карманов граждан и из государственного кармана. Несмотря на то, что у нас 5 трлн руб. дополнительных доходов саккумулировано не потраченных, у нас ещё большие суммы утекают просто из карманов граждан. Вот вам ещё одна дыра, которую надо перекрыть.

Поэтому я ожидаю, что по итогам проверки Счётной палаты применения действующего законодательства о госзакупках вы дадите нам законодательные предложения, как у вас в Законе "О Счётной палате" пункт 23 статьи 13. Ждем от вас этих предложений, потому что предложения, которые "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" дает, другие оппозиционные партии, здесь как бы у нас конкуренция, понимаете, четыре партии, у всех четыре мнения, а вы независимый орган. Ждем от вас объективных предложений, которые бы могли перекрыть эти лазейки, и тогда в карманах граждан будет менее пусто. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2019