О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Анатолий Аксаков: инерция медленного развития экономики страны сохраняется

29 января 2019

В программу очередного визита в Чувашию председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку, депутата фракции "СР" Анатолия Аксакова входили прием избирателей, встречи с предпринимательским сообществом, посещение промышленных предприятий. Парламентарий отчитывался о проделанной работе как в стенах Федерального Собрания, так и Правительства страны, обсуждал с коллегами актуальные вопросы экономической политики. Естественно, затрагивались аспекты социально-политической ситуации в республике. В его плотном графике нашлось время и для эксклюзивного интервью "Правде ПФО". Состоялась беседа в офисе регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.

– Анатолий Геннадьевич, предварить нашу беседу хотелось бы вашим комментарием по поводу одного из высказываний главы Чувашии Михаила Игнатьева. В своем недавнем послании Госсовету он сказал, что не надо умалять достижения, создавать негативный имидж республики. Показалось, что он имел в виду, в частности, вашу персону, поскольку Аксаков частенько позволяет себе довольно резкие оценки. И как теперь, чувствуете свою вину?

– Чувствую, но только в том, что критикую недостаточно часто и довольно мягко. Главный показатель в экономике – это благосостояние людей. Увы, по уровню доходов Чувашия занимает последнее место в ПФО и одно из последних мест в стране. В этом свете и нужно оценивать эффективность региональной власти. Налогоплательщики нанимают чиновников для того, чтобы те обеспечивали им достойные условия жизни, а не рисовали свой имидж в радужных красках. Проблем много, их становится все больше, а конкретных решений зачастую и не видим. Но если не вскрывать болячки, то оздоровления не наступит.

Приведу пример, который кому-то покажется сугубо частным эпизодом, но он очень характерный. Вот депутат Госсовета от нашей Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Семенов выложил в ФБ фото мусорных завалов в своем дворе, и буквально сразу коммунальщики проснулись, тут же все убрали. Умная власть сама просит, чтобы ей сигнализировали о больших и малых недоработках. Президент основал Народный фронт, чтобы получать обратную связь о безобразиях на местах. Мэр Москвы Сергей Собянин организовал горячую телефонную линию: звоните, горожане, сообщайте, где что не так.

На месте руководства Чувашии я бы организовал народный контроль с доступом в СМИ, чтобы люди могли там сообщать о коррупции, волоките, хамстве чиновников, не боясь наказания за урон имиджу республики. Понятно, всего сразу не решишь, но многие вопросы и не требуют больших денег, нужно только голову и руки приложить. Мне это знакомо, в юности на заводе, являясь простым рабочим, возглавлял ещё и "Комсомольский прожектор". Так ретиво критиковал недостатки, что быстро стали наводить порядок, исправлять недочёты. Правда, начальство вскоре сочло за благо отправить меня на повышение, лишь бы избавиться.

Хотя можно, конечно, вместо реальных дел постоянно рассказывать сказки о том, как мы прекрасно выглядим на фоне других регионов. Но доверия к таким утверждениям все меньше и меньше. Кстати, в других регионах знают про нашу слабость на них ссылаться и удивленно пожимают плечами: мол, не надо нас всуе поминать, лучше занимайтесь своими проблемами.

– С чем-чем, а с фото переполненных бачков в Интернете дефицита не наблюдается. Мусорная реформа больно ударила по жителям Чувашии, особенно в сельской местности. А ведь к ней вроде основательно готовились, даже рапортовали, что идем впереди всей России…

– Проблема носит системный характер, она присутствует по всей стране, не только в Чувашии. Поэтому Президент Путин и издал указ об едином операторе. Но есть и региональные особенности. По экспертным оценкам в Чувашии тариф за сбор и вывоз мусора завышен в 2-2,5 раза. А взимание платы за невыполненную работу – это полное безобразие. С юридической точки зрения выход один: людям нужно подписывать прямые договора, не полагаясь на их автоматическое заключение. Договор позволяет определить реальный объем оказанной услуги и оплачивать ее по факту.

Что касается подготовки к реформе, то провели из рук вон плохо, не проконтролировали способность регионального оператора к исполнению возложенных функций, хотя вроде и проводился тендер по его отбору. В сложившейся ситуации нам, депутатам, приходится обращаться в различные органы, включая прокуратуру на предмет соблюдения федерального законодательства. Предполагаю, что должностных лиц, допустивших эти нарушения, ждут очень неприятные новости. И, кроме всего прочего, сейчас изучается информация о том, что полигон в Чувашии построен по непомерно завышенным сметам. В Саратовской области, Татарстане аналогичные объекты обошлись в разы дешевле. При этом не надо упрекать нас в политизации, мы готовы сотрудничать со всеми, кто готов заниматься этой проблемой.

– Еще одна горячая тема – китайские инвестиции в строительство молокозавода в Моргаушском районе. До сих пор нет вразумительного объяснения, что это было. Непонятно также, будет ли у этого проекта продолжение. Что вы думаете по данному поводу, насколько обоснованы опасения относительно инвесторов из Китая?

– Удивительно непрозрачная история. Даже непонятно, кто принимал решение. Глава республики уходит в сторону, говорит, что не в курсе нюансов, министры также перекладывают ответственность друг на друга, администрация района тоже вроде не при делах. Но так не бывает, руководитель региона не может ни вникать в многомиллиардный проект, фактически крупнейший за все время пребывания его на своем посту. Иначе невольно возникает вопрос: кто вообще в республике принимает подобные решения, кто просчитывает последствия? Кстати, есть немало положительных примеров китайских инвестиций в Екатеринбурге, Башкортостане, Москве, когда деньги вкладывались в высокие технологии. А вот с аграрной отраслью все гораздо сложнее. Известны случаи, когда после такого сотрудничества оставалась лишь выжженная земля. Поэтому опасения людей вполне обоснованы. Тем паче, они видят, что одобрение проекту хотели вынести без их ведома. Отсюда подозрения в коррупционной подоплеке.

 – А как иначе, если чуть ли не каждую неделю в Чувашии происходят громкие задержания и аресты.

– Увы, на текущий момент Чувашия в этом плане является одним из самых неблагополучных регионов в ПФО. Если что и негативно влияет на имидж республики, так это уголовные дела против членов Правительства, крупных муниципальных чиновников, связанных с ними бизнесменов. Какая может быть инвестиционная привлекательность, если в Министерстве экономического развития региона коррупция расцвела пышным цветом. А вот профессионализм там оказался не в почете.

Ко мне и моему соратнику в Госдуме Олегу Николаеву часто обращаются предприниматели республики. Порой нет предела их возмущению теми порядками, что царят в ведомствах региона. Документация по включению в различные федеральные программы составляется буквально на коленках, даже при беглом анализе в ней обнаруживается масса нестыковок. В результате экономика республики недополучает из федерального бюджета сотни млн руб. Благодаря тому, что с Николаевым входим в разные комитеты, используем весь свой лоббистский потенциал, чтобы помочь землякам. Почетных грамот от правительства республики за это нам не надо, достаточно будет делового взаимодействия, но его же нет.

– Как вы полагаете, возможно ли в короткие сроки придать развитию республике серьезное ускорение?

– Парадокс в том, что при слабой базе даже относительно небольшие инвестиции действительно могут принести впечатляющие результаты уже на первых порах. Но для этого, извините за банальность, требуется объединение усилий власти и бизнеса. Партнеров не обязательно искать где-то за тридевять земель, они могут оказаться совсем рядом. Недавно познакомился с относительно молодым человеком, выходцем из Чувашии, который достаточно быстро стал обычным российским миллиардером. Он окончил престижный московский вуз, занимается искусственным интеллектом. Можно ли его привлечь в родную Чувашию? Конечно, но сотрудничать он будет только с ответственными профессионалами, а не с теми, кто норовит требовать откаты.

– Кстати, на федеральном уровне вы активно занимаетесь внедрением цифровой экономики. А в Чувашии ощущается продвижение на этом направлении?

– Нет, лишь звучат общие слова как дань моде. Делал я конкретные предложения первым лицам нашей республики еще полтора года назад: давайте работать вместе, войдем в число пилотных регионов, получим серьезные федеральные средства. В свое время президент Николай Федоров старался ухватиться за все федеральные программы, и ведь ему удавалось привлечь очень значительные ресурсы. Но мне скептически ответили, что овчинка выделки не стоит, только свои деньги потратим, а отдачи никакой не будет. Для меня очевидно, что с таким мышлением прорыва в светлое будущее ждать не приходится.

– Ваши прогнозы в последнее время оптимизмом не отличаются. В одном из интервью сказали, что страну в целом ждут в нынешнем году серьезные финансовые испытания. К чему следует готовиться?

– Инерция медленного развития сохраняется. Корабль движется, но недостаточно быстро, такого хода не хватает для качественных изменений. К тому же был принят ряд ошибочных решений, против которых я голосовал. В том числе, имею в виду совершенно непонятное повышение НДС на 2%. С одной стороны, приняли профицитный бюджет, а с другой, почему-то решили забрать деньги из экономики через повышение НДС. Те 800 млрд, которые вроде бы должны дополнительно поступить в бюджет, еще необязательно будут использованы эффективно. В любом случае, бизнес, потерявший эти деньги, наверняка распорядился бы ими лучше. А тут еще повышение акцизов, налоговый маневр, связанные с ними ожидания инфляции. Центробанк реагирует – повышает свою учетную ставку, что ведет к удорожанию кредитов, ипотеки со всеми вытекающими последствиями. И при этом предстоит неизбежное ужесточение санкций.

Но не все так грустно, поскольку во втором квартале активнее начнется реализация Указов Президента России, Национальных программ, что позитивно повлияет на экономику.

– И снова о политике. Как сообщалось, были планы по созданию новой партии путем объединения СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ с другими партиями левой ориентации. Есть ли какие-то подвижки в осуществлении данной идеи?

– Процесс пошел, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в нем играет ключевую роль, участвует в качестве базовой партии. Моя точка зрения: такая новая политическая сила сейчас необходима как воздух. Монополия на власть одной партии себя исчерпала. Для стабильности страны нужна двухпартийная система. Нормальная политическая конкуренция служит лучшей гарантией от коррупции, косности, некомпетентности. Конечно, для ее обеспечения потребуются решительные шаги. Например, отменить муниципальный фильтр на выборах главы региона. Сейчас от него больше вреда, чем пользы. В некоторых регионах партия власти благодаря этому фильтру не допустила опасных кандидатов, а избиратели стали отдавать свои голоса кому угодно, лишь бы не "Единой России". Ну и пришли во власть губернаторы без программы и без команды. Поэтому не надо изобретать велосипед, пусть выборы снова станут реальными выборами, а не спектаклем с прописанным финалом. И власть тогда почувствует свою реальную ответственность перед согражданами.

Источник: Правда ПФО

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2019